Достаточно сказать, что в
1992-1993 rr.
прокурары
осуще
ствляли надзор за законностью в дея
значение
имеют
следуюшие. <...> Если за два nред·
ются сами
воря
уже
налоговые органы, не
о
мательство,
гового
сти
прокурары
ro·
гражданах. <...> Только вы
ответствен
предусматривающей
~ть за сокрытие доходов (nрRбы
пн) или иных объектов налогообло
борочными проверками в г. Любер
цы выявлено 12 nредnриятий, не nо
ставленных на учет, в г. Истра -
жения,
остаются
кипуляции
всевозмо.жные
ма
льготами,
налоговыми
с
nричиняющие зн~чительный ущерб;
110
предприятий, в г. Мытищи nредприятий (Московская область). <...> Примечательно, •1то банки no све
дениям налоговой полиции занимают
no
nоказателю уклонения от налого
обложения одно из последних мест,
а согласно проверкам налоговых ин
сnекций в 79
дом
% банков,
третьем
nочти в. каж
кредитном
учреждении
установлены факты сокрытия или за
нижения доходов,
том
-
а
в
каждом деся
неnравильное nрименевне на
логовых ставок и льгот. <...> По 1221
тывающих ·отдельные категории на
материалу
логоплательщиков.
вынесены
постановления
об отказе в возбуждении уго.rr.овных
дел, nричем в подавляющем боль
шинстве (70
проверки проводи
%)
лись дольше установленного законом
срока. <...> 1а
руководителей nредnриятий nод тем
буждении уголовного дeJJa rю факту
сокрытия ТОО «ИНТЕК» доходов на
бождаются от ответственности, что
дел
отказывалось
по
явно
исчисляемые десятками
миллионов рублей. <...> 9 Закона
«0 федеральных органах налоговой
nолиции» в части обязательной nе
редачи им в трехдневный срок мате·
риалов по фактам сокрытия доходов
в круnных и особо крупных размерах. <...> Не nреодолена разобщенность в
работе отделов по надзору за исnол
нением
законов
вовых актов,
и
законностью
законностью
пра
nостанов
лений судов по гражданским и арби
тражным делам, по надзору за след
ствием
и
дознанием
областных
и
краевых nрокуратур , из-за чеrо сни
надзорных
эффективность
жается
на
направленных
мероnриятий,
утверждение законности в сфере хо
зяйственных nравоотношсний <...>
Законность_№11_1994.pdf
fi
11
ISSN 0869-4486
l Что показывают проверки.
8 ИСПОЛНЕНИЕ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА..
8 НЕЗАКОННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ.
Квалификация преступлений.
t ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА.
Комментарий ученого.
1 ПРОВЕРКИ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ
i МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ •
. В помощь прокурору.
~ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .
РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ.
В Правительстве РФ •
. ,.
Стр.1
i-:м
11 (721)
Учредмтеnм:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРА ТУРА
РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫй ПРАВОВОй НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИй
ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА
\_.
Гnавным редактор ЗАИКИН Н. П.
Редакцмонна• кonnerм•:
КАРАВАЕВ Н. А. , КЕХЛЕРОВ С. Г. ,
КОбЗАРЬ В. А., КОНДРАШКОВ Н. Н.,
СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В., 1
ХВАЛИН А. М.
\
1ехннческнм редi!IКтор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОВА Т. И.
Адрес редi!IКЦНм: 103868, ГСП, Моекеа К-9,
Пушкинскаи ул., 9, строение 6
Теnефон: 229-01-06
Сдано в набор 16.09.94.
Подписано в пе~ать 21.1 О. 94.
Формат 70Х 1081/ 16. Ьум!!fа кн.-журн. Офс:етнаtl
пе~ать. Ycn. пе~. n. 5,6. Ycn. кр.-отт. 5,93. Тираж 8050.
Зак. 3364
Ордена 1рудового Красного Знамени Чеховекий ·
полиграфический комбинат Комитета Российской
Федерации no печати
142300, r. Чехов Московской области
1994
© «Законность,., 1994.
Стр.2
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А. МЕЛЬНИКОВ
Заместитель начальника управления
по надзору за исполнением законов
и законностью правовых актов
Генер_альной прокуратуры РФ,
А. КАЗАРИНА
Кандидат юридических наук
Налоги как один из главных атрибутов
рыночной экономики играют в
России все более значительную роль.
Это понятно, ибо речь идет о материальной
основе государственной политики,
инструменте поддержания
баланса интересов государства, предпринимателей,
всех граждан Российской
Федерации.
Известно, что 52 % средств, идущих
на реализацию социальных программ,
в том числе поддержавне веимущих,
обесnечение лиц, занятых
в бюджетной сфере, финансирование
народного образования и здравоохранения,
а также содержание вооруженных
сил, формируется за счет налоговых
поступлений.
К сожалению, нынешнее состояние
дел в области налогообложения характеризуется
многими отрицательными
моментами, что усугубляет правовой
нигилизм, ведет к росту злоупотреблений
и других опасных правонарушений,
а должного nротиводействия
этому со стороны контролирующих
и правоохранительных органов
нет. Достаточно сказать, что в
1992-1993 rr. прокурары осуществляли
надзор за законностью в деятельности
налоговых органов от случая
к случаю, и лишь в 1994 r. по заданию
Генеральной прокуратуры РФ
работа оживилась. Если за два nред·
шествующих года по вопросам налогового
законодательства прокурары
внесли 186 протестов н 83 представления,
то в первой половине 1994 г.
внесено 322 nротеста и 406 представлений,
возбужден ряд уголовных дел.
Подобные результаты не отвечают
потребностям общественного разви1
тия
и требуют активизации усилий
прокурорав на этом важном участке
надзорной деятельности.
На результативности прокурорского
надзора сказывается комnлекс
факторов, среди которых определяющее
значение имеют следуюшие.
Во-первых, налоговая реформа в
России длится уже более двух лет,
но так и не завершена. Департамент
налоговой полиции существует менее
года, общая укомплектованность кадрами
не превышает 50 %. а в отдельных
регионах подразделения налого·
вой полиции еще только создаются ..
Налоговые службы, насчитываю·
щие 150 тыс. человек н призванные
обеспечить законапослушание мид·
лионов хозяйствующих субъектов и
десятков миллионов граждан, с этой
задачей справляются неудовлетворнтельно.
Во-вторых,
формирование право·
вого поля в экономике значительно
отстает от хозяйствеююй nрактики.
До сих пор не удается найти разум·
ную и достаточную меру отчислениЙ'
налогоплательщиков на обесnечение
жизнеспособности общества.
Налоговое законодательство на·
столько усложнено, . что в нем nутаются
сами налоговые органы, не
ro·
воря уже о несведущих гражданах.
Особенно страдает малое предnрини·
мательство, не имеющее возможно·
сти содержать квалифицированных
бухгалтеров, а в результате -
не·
вольные преrрешения зачастую оборачиваются
штрафами, превратив·
шимися в единственную меру ответственности.
Нередко нормативные
акты принимаются с большим запо
Стр.3