- Подобно испещренная книга заклеймена читателем, присвоена им; он породнил собственные ощущения
с чужими мыслями сочинителя, возражал против них, и если ему через много лет придется опять
развернуть эту книгу, то он найдет в ней отголосок себя самого вместе с памятником давно прошедшего,
которое никогда не теряет своих прав над нашими сожалениями, хотя бы мы припоминали в нем
несравненно более черных полос горя, чем светлых арабесков. <...> II
Однако и физиолог, и наблюдатель задумались бы не раз, войдя в избу, где стоял полковник
Валевич. <...> Его
товарищи уверяли, что хандра находила на них, когда они засиживались у него, а рядовые и денщики,
когда служба или случай призывали их к полковнику, крестились, переступая порог, и отчурывались на
возвратном пути. <...> Куда ни приходил Валевич с своим эскадроном, всюду его комната обивалась снизу доверху
черным сукном. <...> За этим столом, перед этою необыкновенною картиною, проводил Валевич большую часть дней, а
иногда и безмолвные часы ночи. <...> Когда же кто из
них навещал его, Валевич немедленно закрывал занавесом картину, и лампаду, и пистолет -- и никому не
дозволено было рассмотреть их вблизи. <...> Знатность его родства и связей давали ему место в
блестящем кругу общества. <...> Самолюбие успокоилось; безобидный пришлец сделался для всех предметом участия и
доброжелательства. <...> Верно в душе его лежит какая-нибудь тайна, верно он
несчастлив несчастьем сердца, верно будущее не в состоянии исцелить его, а прошедшее унесло в бездну
лет роковое событие, навеки сокрушившее судьбу его? <...> Он не жег ладана, не
сотворил себе кумира, но выбирал игрушку и утешался ею, пока глаза были ослеплены ее красою, пока
голос ее мог приносить ему сладкое волнение. <...> Нет, они не были
ни равнодушны к изменившему счастию, ни разочарованы на счет истинных благ жизни; они опровергали
то, что судьба отняла у них; они в собственных глазах старались умалить его цену, чтобы подавить <...>
Поединок.pdf
Е. П. РОСТОПЧИНА
ПОЕДИНОК
----------------------------------------------------------------------------Источник:
Русская романтическая новелла. /Сост., подготовка. текста, вступ. статья и примеч. А.
Немзера; Худ. Б. Тржемецкий. -- М.: Худож. лит., 1989. -- 384 с ил. (Классики и современники. Рус.
классич. лит-ра)
OCR и вычитка Титиевский Давид, Хайфа, Израиль, davidtit@land.ru, 10 июля 2003.
----------------------------------------------------------------------------I
Дохнула
буря -- цвет прекрасный
Увял на утренней заре...
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце бились вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь;
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо, и темно...
А. Пушкин
Знаете ли вы, где и как удобнее познаются человек, его наклонности и привычки, даже его чувства
и обычное расположение его мыслей?
Я берусь вам это сказать: на военной квартире, там, где вы не найдете ничего условного, куда не
следуют за кочующим ни суетность тщеславия, ни лицемерность самолюбия; там, где человек бывает
собственно собою, где самостоятельность каждого отражается около него во всей простоте, во всей
суровости походной, не нарумяненной жизни.
В гостиной, я разумею в гостиной образованного человека, есть много ненужного, много
стороннего; в гостиной все обдумано и приготовлено для приема, для одного наружного вида; ее устроили
не хозяин, но обойщик и столяр; из нее исключены необходимости и потребности вашей вседневной
жизни, жизни задушевной и тайной. Кабинет, это святилище мыслящего существа, обыкновенно закрыт и
недоступен у того, кто любит занятие и дорожит часами уединения. У прочих кабинет есть великолепный
обман, нечто во вкусе тех несчастновыдуманных храмов, которыми в конце прошлого столетия французы
украшали свои сады. Здания возвышались как будто для принятия алтарей всех богов мифологии, но
оставались пусты и необитаемы, а иногда обращались в соблазнительные будуары и увеселительные
павильоны. Точно то же происходит с кабинетами нашего времени: вы увидите в них и письменный стол,
заваленный бумагами и перьями, и спокойные кресла для любителя занятий, и чернильницы разных
видов, и кипы бумаги; но хозяин, когда не принимает посетителей, занят единственно чищением ногтей и
войною с мухами и пылью, нарушающими спокойную чистоту и бессменный порядок его меблировки. О!
как я ненавижу вас, модные, напрасные, безжизненные кабинеты, пустые декорации бесцветной драмы,
неловкое, глупое подражание самодовольной посредственности, кабинеты, уставленные изваянными и
гравированными искажениями людей великих, непонимаемых своими жалкими почитателями, кабинеты,
где последователь моды развесил по стенам своим портреты славных людей, не постигая величия души
их.
Стр.1