УДК 070
ББК 76.0
С56
Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой
программы «Культура России» (2012—2018 годы)
Рецензенты:
д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой теории и истории международных
отношений Санкт-Петербургского государственного университета
С.М. Виноградова;
д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой филологии и журналистики РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации М.Н. Ким;
д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой журналистики и связей
с общественностью Забайкальского государственного университета
И.В. Ерофеева
Авторы :
Б.Я. Мисонжников (отв. ред., Введение, ч. I, гл. 1); И.Н. Блохин (ч. I, гл. 2);
М.О. Потолокова (ч. I, гл. 3); Г.С. Мельник, Н.А. Павлушкина (ч. II, гл. 1);
Б.Я. Мисонжников, Ю.А. Чиндяскина, Г.С. Мельник (ч. II, гл. 2);
Н.А. Павлушкина (ч. II, гл. 3); Ю.В. Клюев, Д.В. Зубко (ч. II, гл. 4);
С.Г. ван Беек-Никитина (ч. III, гл. 1); О.В. Дегтярева (ч. III, гл. 2);
А.Н. Тепляшина (часть III, гл. 3), Б.Я. Мисонжников (Заключение)
Современный медиахолдинг: формы существования и пробС56
лемы институционализации : коллективная монография / отв. ред.
Б.Я. Мисонжников [Электронный ресурс]. — 2-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2018. — 504 с.
ISBN 978-5-9765-3321-9
Данное издание представляет собой коллективное исследование состояния
и функционирования крупных медийных объединений с целью выявления закономерностей
и особенностей их создания, стратегического менеджмента,
решения повседневных практических задач, изучения полезного передового
опыта. В монографии рассматривается вопрос историко-социологического,
философского и маркетингового положения медиахолдинга как системного
явления, его роль в современных глобализационных процессах, а также имманентные
ему черты как национального медийного образования.
УДК 070
ББК 76.0
Научное издание подготовлено
ISBN 978-5-9765-3321-9
в Санкт-Петербургском государственном университете
© Коллектив авторов, 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................6
Часть I. МЕДИАХОЛДИНГ: ПОЛЕ ФИЛОСОФСКОГО,
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО, МАРКЕТИНГОВОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ .....................................................................................17
Глава 1. Философия становления и развития медиахолдинга ...........17
1.1. Предметно-материальная и интеллектуально-творческая
природа медиахолдинга как системы ............................................17
1.2. Медийная холдинговая компания в контексте новейшей
истории ............................................................................................25
Глава 2. Средства массовой информации в структуре
медиахолдинга: факторный анализ среды существования ................34
2.1. Структурные риски современного медиабизнеса ........................34
2.2. Технологические факторы .............................................................41
2.3. Экологические факторы .................................................................45
2.4. Экономические факторы ................................................................47
2.5. Социальные факторы ......................................................................53
2.6. Фактор образования ........................................................................55
2.7. Политические факторы ..................................................................62
2.8. Антропологические факторы .........................................................70
Глава 3. Коммуникационные стратегии управления и методология
обеспечения конкурентоспособности медиахолдинга ..........................83
3.1. Объединения предприятий как направление развития
экономики ........................................................................................83
3.2. Инструменты управления холдинговыми компаниями ...............90
3.3. Оценка конкурентоспособности стратегии развития
медиапредприятия ..........................................................................95
Часть II. ХОЛДИНГОВАЯ КОРПОРАЦИЯ
КАК СУБЪЕКТ МЕДИЙНОЙ ПРАГМАТИКИ ................................ 113
Глава 1. Стратегии национальных медиахолдингов (на материале
концернов «Газпром-медиа» и «Национальная медиа группа») ..... 113
1.1. «Газпром-медиа холдинг» — среди лидеров ............................. 113
1.2. «Национальная медиа группа» — самый крупный частный
медиахолдинг России ...................................................................137
3
Стр.3
Глава 2. Деловое издание в структуре медиахолдинга .......................142
2.1. Модернизация издания в условиях медийной холдинговой
корпорации ....................................................................................142
2.2. Медийные гиганты стараются соответствовать требованиям
времени ..........................................................................................150
2.3. Общая характеристика концерна «РосБизнесКонсалтинг»
(«РБК») ...........................................................................................161
2.4. Приоритеты медиадеятельности «PБK» .....................................163
2.5. Структура «РБК» ..........................................................................169
2.6. «РБК»: издание в структуре медиахолдинга ..............................183
2.7. Жанрово-тематические предпочтения газеты «РБК» ................194
Глава 3. Стратегии развития издательского дома
«Коммерсантъ» ..........................................................................................198
3.1. «Коммерсантъ» как медиафеномен — путь от частной газеты
к издательскому дому ...................................................................198
3.2. Медиаактивы и аудитория издательского дома
«Коммерсантъ» ..............................................................................203
3.3. Структура компании и форма корпоративного управления ......222
3.4. Стратегии развития медиахолдинга «Коммерсантъ»
(2004—2016 гг.) .............................................................................226
Глава 4. Сетевые телевизионные и радиоканалы в поликодовой
системе медиахолдингов ..........................................................................244
4.1. Медиахолдинги как аудиовизуальные корпорации ...................244
4.2. Интернет и аудиовизуальные СМИ: взаимовлияние
и взаимозависимость (ВГТРК как холдинговая
телерадиовещательная компания) ...............................................249
4.3. Мультимедиа как ресурс теле- и радиожурналистики ..............255
4.4. Мультимедиа для радио и его аудитории ....................................258
4.5. Информационные войны средствами мультимедиа
(медиакорпорации в глобальном противостоянии) ...................261
4.6. Мультимедийный интерактивный контент в деятельности
отечественных медиакорпораций ................................................265
4.7. Интерактивный документальный фильм в практике
отечественных СМИ .....................................................................267
4.8. Лонгрид — мультимедийная форма подачи материала ............273
4.9. Интернет в современном информационном пространстве:
политический, правовой, коммуникационный ракурсы ...........279
4.10. Интернет как ресурс политической деятельности .....................291
4
Стр.4
Часть III. МЕДИАХОЛДИНГ В СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ .............................................306
Глава 1. Медиахолдинг De Persgroep NV: бизнес-технологии
и творчество ...............................................................................................306
1.1. Генезис и становление медиакомпании De Persgroep ...............306
1.2. Приоритеты медиадеятельности De Persgroep ..........................318
1.3. Структура медиакомпании De Persgroep ....................................334
1.4. Стратегические бизнес-единицы медиаконцерна ......................336
1.5. Система управления медиахолдингом ........................................340
1.6. Стратегический выбор компании ................................................343
1.7. Позиция и стратегия De Persgroep на газетном рынке
Фландрии .......................................................................................345
1.8. Трансформация фламандских медиакомпаний
в мультимедийные корпорации ...................................................368
1.9. Стратегия развития — выход на внешние рынки ......................373
1.10. Механизмы взаимодействия с органами власти ........................393
Глава 2. Корпоративные стратегии медиахолдингов
«СтарЛайтМедиа» В. Пинчука и «1+1 Медиа» И. Коломойского ......431
2.1. Рыночная стратегия современного медиапредприятия .............431
2.2. Сравнительный анализ стратегий медиахолдингов
«СтарЛайтМедиа» и «1+1 Медиа» в управленческой сфере ......435
2.3. Принципы структурного моделирования медиахолдингов
«СтарЛайтМедиа» и «1+1 Медиа» ..............................................442
2.4. Различия и сходства стратегий на рекламном рынке ................451
Глава 3. Глянцевый журнал в медиахолдинге .....................................459
3.1. Рынок глянцевых журналов ожидает перемен ...........................459
3.2. Типология журналов для женщин ...............................................463
3.3. Глянцевый журнал: медиапредприятие в холдинге ...................472
3.4. Стратегии управления медиахолдингами ...................................486
3.5. Реклама в глянцевом журнале .....................................................494
3.6. Распространение тиража: из опыта медиакорпорации .............499
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................501
5
Стр.5