УДК 159.9
ББК 88
А 16
Абрамова, Галина Сергеевна
А16 Психология развития и возрастная психология:
Учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. — 2-е
изд. — М.: Прометей, 2022. — 708 с.
Учебник содержит факты, закономерности и теории психического
развития современного человека. Книга
предна-значена для студентов высших учебных
заведений, изуча-ющих психологию как специальный
предмет, и для всех, интересующихся проблемами
психического развития.
Учебник соответствует ФГОС 3+ и предназначен для
студентов вузов, изучающих дисциплины «Общая психология»,
«Психология личности», «Психология развития и
возрастная
психология», «Педагогическая
психология»,
«Экспериментальная психология», «Основы консультативной
психологии», «Специальная психология»,
«Общепсихологический практикум», «Психодиагностика»,
«Психология стресса», «Психология семьи», «Психология
социальной работы», «Социальная психология».
Издание также предназначено для студентов ссузов, изучающих
дисциплины «Психология», «Возрастная психология
и педагогика», «Семьеведение», «Психология и андрогогика
лиц пожилого возраста и инвалидов», «Основы
педагогики и психологии», «Психология общения».
978-5-00172-091-1 © Г. С. Абрамова, 2022
© Издательство «Прометей», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ГЛАВА 1. Что такое психология развития и возрастная
психология? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
ГЛАВА 2. Строение психической реальности . . . . . . . 25
ГЛАВА 3. Психическая реальность и картина мира . . . 67
ГЛАВА 4. В которой кое-что о прогрессе . . . . . . . . . . 79
ГЛАВА 5. Социальная ситуация развития . . . . . . . . . .120
ГЛАВА 6. О том, что происходит с каждым из нас,
когда мы живём среди людей. . . . . . . . . . . . . . . . . .160
ГЛАВА 7. Я — это... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
ГЛАВА 8. Мы так похожи, или другие — это... . . . . . .223
ГЛАВА 9. О теориях и их полезности (очень личная
и очень короткая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
ГЛАВА 10. О жизни и смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
ГЛАВА 11. О том, как теории влияют на жизнь
или о педагогических позициях . . . . . . . . . . . . . . . .314
ГЛАВА 12. О великих теориях: Ж. Пиаже
и Л. С. Выготский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
ГЛАВА 13. Нормальный человек — это... . . . . . . . . . .357
ГЛАВА 14. Отклонения в психическом развитии . . . . .405
ГЛАВА 15. О культуре и субкультуре . . . . . . . . . . . . .418
ГЛАВА 16. О младенцах от 0—2 лет (очень длинная) .432
ГЛАВА 17. О раннем детстве (2—4 года) . . . . . . . . . .476
ГЛАВА 18. О середине детства (5—7 лет) . . . . . . . . . .494
ГЛАВА 19. О конце детства (8—12 лет).
Школа в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .519
ГЛАВА 20. О подростках (13—17 лет) . . . . . . . . . . . .535
ГЛАВА 21. О юности (18—22 года) . . . . . . . . . . . . . .557
ГЛАВА 22. О взрослении (23—30 лет) . . . . . . . . . . . .570
ГЛАВА 23. О переходном возрасте (30—35 лет) . . . . .590
3
Стр.3
ГЛАВА 24. О зрелости (36—50 лет) . . . . . . . . . . . . . .614
ГЛАВА 25. О пожилом возрасте (51—65 лет) . . . . . . .645
ГЛАВА 26. О старости (старше 65 лет) . . . . . . . . . . . .664
Очень короткое послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . .681
Продолжение послесловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .681
Продолжение продолжения послесловия . . . . . . . . . . .681
Задания по возрастной психологии . . . . . . . . . . . . . . .683
4
Стр.4