ГЕНОЦИД НАРОДОВ
РОССИИ
советского мирного населения
и военнопленных в годы
Преступления против
Великой Отечественной войны
Монография
под научной редакцией В.Г. Кикнадзе
МОСКВА
2024
Стр.1
УДК 94(47).84.8<1941–1945>
ББК 63.3(2)62
Г34
Веригин С.Г., доктор исторических наук, профессор; Петрозаводский
Рецензенты:
государственный университет;
Махутов Н.А., член-корреспондент РАН; Российская академия наук;
Пономарёва М.А., доктор исторических наук, доцент; Южный федеральный
университет.
Г34
Геноцид народов России. Преступления против советского
мирного населения и военнопленных в годы Великой
Отечественной войны: Монография / В.Г. Кикнадзе, О.В. Романько,
А.С. Саенко [и др.]; под науч. ред. В.Г. Кикнадзе. — М.: Прометей, 2024. —
990 с.
ISBN 978-5-00172-657-9
В книге рассмотрен генезис геноцида советского народа в годы Великой
Отечественной войны: идеология фашизма, нацизма, национализма, русофобии
и расовые предрассудки как причины геноцида, уходящие корнями
в средние века; преступления нацистской Германии, её сателлитов и пособников
против мирного населения и военнопленных на оккупированной территории
СССР в 1941–1944 гг. (21 субъект Российской Федерации, Беларусь,
Латвия, Литва и Украина); роль исторической науки в сохранении памяти
о жертвах нацизма, предупреждении преступления геноцида.
Представлены особенности попыток реабилитации фашизма, возрождение
идеологии и практики радикального национализма в современных
условиях, а также основные направления противодействия пропаганде
фашизма, экстремизма и сепаратизма, в том числе в рамках денацификации
Украины в ходе СВО.
Завершают монографию материалы о ходе расследования и юридическом
признании фактов геноцида советского народа (2019–2024 гг.),
рекомендуемая литература, аннотированные календари антифашиста
и освобождения от нацизма, а также путеводитель по основным образовательно-просветительским
мероприятиям федерального проекта «Без срока
давности».
Может быть использована в учебной и воспитательной работе среди
школьников и студентов, просветительской деятельности, направленной
на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, противодействие распространению идеологии фашизма,
нацизма, расизма, русофобии и предупреждение преступления геноцида.
На обложке фото Д. Бальтерманца «Горе» (г. Керчь, 1942 г.)
ISBN 978-5-00172-657-9
© Коллектив авторов, 2024
© Издательство «Прометей», 2024
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю......................................14
Вместо введения. Преступления нацистской
Германии, её союзников и пособников против мирного
населения и военнопленных на оккупированной
территории СССР: учёт, расследование и наказание
виновных (1941—2024 гг.) .............................18
Глава первая — Фашизм, нацизм, национализм
и расовые предрассудки, как причины геноцида:
история и современность ........................131
1. Что такое фашизм, нацизм и неонацизм?
Генезис фашизма, механизмы его влияния на массы,
взаимосвязи с нацизмом и тоталитаризмом: теория,
история и современность ............................ 132
2. «Генезис “теории” расового превосходства немцев
в средние века» М.Я. Сюзюмова: неизвестная статья
известного историка ................................ 163
3. Восточная Пруссия под властью националсоциалистов
........................................ 238
4. Прометеизм как оружие против России:
общие цели и соперничество польского филиала
с германским нацизмом и украинским
национализмом .................................... 261
5. Польский вопрос как инструмент идеологической
борьбы Запада против России ........................ 305
6. Украинский национализм: от истоков
до денацификации в ходе специальной военной
операции Российской армии ......................... 327
9
Стр.9
Геноцид народов России
Глава вторая — Геноцид советского народа
нацистскими преступниками и их пособниками
в годы Великой Отечественной войны.............357
1. Ленинград был главной целью в плане
«Барбаросса» ....................................... 358
2. «Ленинград стереть с лица земли»: планы военнополитического
руководства Германии (1941, 1942 гг.).... 374
3. Преступления против детей и подростков
в условиях оккупации: на материалах Ленинградской
области (1941—1944 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
4. Латвийские полицейские формирования
в документах Политуправления Ленинградского
фронта............................................. 412
5. Нацистская политика геноцида в оккупированном
Донбассе (1941—1943 гг.) ............................. 433
6. Деятельность полицейской службы нацистской
Германии в оккупированном Донбассе (1941—
1943 гг.) ............................................ 460
7. Массовое убийство воспитанников Симферопольского
дома-интерната в г. Ейск в 1942 году как факт геноцида
советского народа................................... 475
8. Смоленск: жизнь в оккупации (1941—1943 гг.) ....... 487
9. Деятельность карательного отряда «Украинская компания»
на территории Орловской области
в 1942 году......................................... 508
10. Тактика «выжженной земли» в действии.
Отступление гитлеровских захватчиков с территории
Ржевско-Вяземского выступа в марте 1943 года......... 522
11. Крымско-татарская эмиграция и её роль
в «восточной политике» нацистской Германии
в 1941—1945 гг. ..................................... 553
12. Освобождение лагеря смерти Освенцим —
Аушвиц Красной Армией в 1945 году .................. 580
10
Стр.10
Оглавление
Глава третья — Историческая наука и историки
в сохранении памяти о нацизме и преступлениях
против мирного населения СССР в годы Великой
Отечественной войны ...........................590
1. «Германистам нужно дать битву»: переписка
В.Т. Сиротенко и М.Я. Сюзюмова (1960—1970-е гг.) ...... 591
2. «Я видел своими глазами их мучения»: Леонид Васильевич
Котов — исследователь истории
Смоленщины периода Великой Отечественной войны... 666
3. Перечень, полный искажений истории . . . . . . . . . . . . . . 684
4. Крымские партизаны без ретуши, или Может ли
научная форма сделать научным содержание .......... 701
5. Российско-немецкая «война памяти»: анализ современной
онлайн дискуссии о Великой
Отечественной войне................................ 721
6. Трудовые книжки несовершеннолетних рабочих
лагеря Хемниц как исторический источник ............ 745
7. Обвинительный приговор суда как исторический
источник о нацистских преступлениях на оккупированных
территориях СССР: на примере приговора бывшим
солдатам 2-го (12-го) литовского батальона
вспомогательной службы полиции .................... 756
Заключение. Образовательный потенциал
федерального проекта «Без срока давности» .......773
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................799
Научно-популярные материалы ..............799
(«Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе»,
2019—2023 гг.)
Начало полномасштабного исследования мест
захоронения жертв нацистских палачей ............... 799
ЦРУ, президент Латвии и каратели мирных
жителей в СССР ..................................... 804
11
Стр.11
Геноцид народов России
В России возбуждено второе уголовное дело о геноциде:
214 детей в г. Ейске были закопаны живыми ........... 808
Убийства, грабежи и насилия немецко-фашистских
захватчиков над жителями Московской области
в 1941 году ......................................... 813
Немцы согнали жителей в церковь и сожгли, оставшихся
расстреливали, раненых и детей закапывали в землю
живьём: зверства нацистов на Украине в 1943 году...... 819
Детей продавали по три марки за ребёнка, убивали
прикладами винтовок или разбивали головы о стволы
деревьев: зверства немецких нацистов и их литовских
пособников......................................... 825
«На протяжении километра 7000 трупов женщин,
детей и стариков», «ежедневно большие группы
населения грузят на суда, вывозят в море и топят»:
зверства немецких оккупантов в Крыму ............... 840
Эффективное сотрудничество в преследовании
преступлений за пределами национальных границ: Россия
и Германия взаимодействуют по делам о геноциде...... 847
Убийц советских военнопленных и гражданского
населения нашли, осудили и казнили спустя четверть
века: зверства эстонцев — пособников немецких
оккупантов в Псковской области...................... 855
Уничтожали людей без использования оружия,
искусственно создавая голод, регулярно избивая
и не оказывая медпомощь: зверства финских
оккупантов в Ленинградской области и Карелии........ 861
Зверства фашистов в Сталинграде: 532 трупа
обнаружены в яме у немецкой комендатуры после
освобождения города................................ 867
Добиться экстрадиции Гельмута Оберлендера в Россию!
Следственные мероприятия в отношении нацистского
преступника необходимо проводить с его участием
и присутствием на российской земле.................. 872
Документы и свидетельства живых экс-узников
финских концлагерей помогут привлечь преступников
к ответственности. Процессуальная проверка по факту
геноцида гражданского населения Карелии ............ 875
12
Стр.12
Оглавление
Геноцид нашего народа впервые признан судом.
Массовое убийство советского мирного населения
в Жестяной Горке во время Великой Отечественной
войны суд признал геноцидом........................ 877
Новые признаки геноцида русского народа. Массовое
убийство советского мирного населения в Миллеровском
районе Ростовской области во время Великой
Отечественной войны ............................... 884
В России начался третий судебный процесс по делу
о геноциде советского народа ........................ 888
Украинские нацисты и геноцид белорусского народа.... 892
Преступления, совершённые нацистскими оккупантами
на территории Ставропольского края во время Великой
Отечественной войны, признаны геноцидом........... 900
«Мы непокорённые. Так нас Россия воспитала»......... 904
«Полицай швырнул пятилетнюю девочку в огонь.
А потом вырвал из рук женщины трёхлетку и —
туда же…».......................................... 915
«Древний русский город Вязьма полностью уничтожен» . 920
«Пусть жизнь никогда не погибнет в вихре огней!»...... 927
При жизни Ад познавшие… .......................... 944
Советских граждан, казнённых в Кёнигсберге,
использовали как сырье для изготовления мыла........ 952
Научно-методические материалы.............961
Рекомендуемая литература........................... 961
Аннотированный календарь ежегодных памятных
и значимых дат (дней) антифашиста .................. 966
Аннотированный календарь памятных и значимых
дат (дней) в 2024 г., связанных с 80-летием освобождения
Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков
территории СССР, освобождения от нацизма народов
Европы и преступлениями нацистов .................. 977
Основные образовательно-просветительские
мероприятия проекта «Без срока давности» .......984
13
Стр.13