Репников Александр Витальевич
Быт русского консерватора конца XIX – начала XX вв.
(по материалам дневника Л.А. Тихомирова)
предметом пристального изучения со стороны многих отечественных исследователей1. Его
сочинения активно переиздаются и пользуются повышенным спросом2. Как же жил этот
человек, и поныне считающийся одним из крупнейших теоретиков русского монархизма
начала века? Что окружало его, каков был его внутренний мир? Ведь быт это не только
обстановка, это еще и семейные традиции, это повседневность в которой существует
человек.
Жизнь и мировоззрение Льва Александровича Тихомирова стали в последние годы
Тихомиров был нетипичным консерватором. Его жизнь и быт существенно
отличались от жизни и быта большинства русских консерваторов, живших на рубеже веков.
Он родился 19 (31) января 1852 г. в семье военного врача в городе Геленджике. Уже в
гимназии увлекся радикальными идеями, читал Писарева и «Русское слово». Окончив
гимназию, учился в Московском университете - сначала на юридическом, затем на
медицинском факультете. Став одним из активных участников народнического движения,
осенью 1871 г вошел в кружок «чайковцев». Через два года был арестован. Более 4-х лет
провел в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения. В октябре 1877 г.
проходил по знаменитому «процессу 193-х». Прожив некоторое время у родителей под
административным надзором, Тихомиров покидает отчий дом и переходит на нелегальное
положение. Рано оторвавшись от семейного очага, о котором он впоследствии часто
вспоминал, Тихомиров не смог создать свой собственный дом. Характерное название носит
глава его воспоминаний, посвященная этому отрезку жизни: «В бегах по России». После
раскола «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю» Тихомиров примкнул к
последней, став членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции
«Народной воли».
Опасная революционная работа отнимала силы и время. Дружеские и доверительные
отношения, как правило, складывались только с теми, кому доверяли. У Тихомирова
завязывается роман с С.Л. Перовской, который едва не приводит к браку. Но, выйдя из
тюрьмы, Тихомиров постепенно отдалился от старой знакомой, а тут еще судьба свела его с
уроженкой г. Орла, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, входившей в Исполнительный
комитет «Народной воли». Летом 1880 г. Тихомиров, воспользовавшись фальшивым
паспортом, обвенчался с ней. Брак был не только официальным, но и закреплялся церковным
обрядом венчания, на котором шафером был Н.К. Михайловский. Впоследствии у
Тихомирова родились два сына – Николай и Александр, и две дочери – Вера и Надежда.
После убийства Александра II народовольцами и последовавшего за этим разгрома
партии, в 1882 г. Тихомиров уехал в Швейцарию, в затем перебрался во Францию. За
границу выехала и Екатерина Дмитриевна. Обосновавшись в Париже, Тихомиров продолжал
заниматься революционной деятельностью. Именно за границей во взглядах Тихомирова
произошел перелом. Уехав из России революционером-нелегалом, он вернется туда
убежденным православным монархистом.
Помочь в понимании душевных метаний Тихомирова могут его записи. Дневники,
относящиеся к промежутку времени с 1883 г. по октябрь 1917 г. хранятся в личном фонде
Л.А. Тихомирова, который находится в Государственном архиве Российской Федерации
(ф.634). Всего они составляют 27 единиц хранения. Дневники представляют собой
уникальный материал для исследователей. Множество подробностей из жизни их автора,
описание его размышлений, обстановки, его окружавшей – все это позволяет нам увидеть
внутренний мир Тихомирова во всей его сложности и противоречивости. Некоторая часть
Стр.1
его дневников за 1883-1895 гг., и 1904-1906 гг. была опубликована в конце 20-х – начале 30-х
гг.3
Обращаясь к дневнику, мы видим, как с каждым месяцем росло отчаяние
Тихомирова. Тяжкие думы усугублялись постоянным безденежьем, порождающим ссоры
между супругами и болезнью сына (менингит). В 1884 г. одна за другой следуют записи:
«Будущее темно»; «Страшно за будущее!»; «Все рушится кругом»4. Тихомиров начал все
чаще задумываться о будущем, и не видел впереди ни чего хорошего: «передо мною все
чаще является предчувствие или, правильнее, ощущение конца. Вот, вот конец жизни <...>
Еще немного, - и конец, и ничего не сделано, и перед тобой нирвана. И сгинуть в
бессмысленном изгнании, когда чувствуешь себя так глубоко русским, когда ценишь Россию
даже в ее слабостях, когда видишь, что ее слабости вовсе не унизительны, а сила так
величественна»5. мая 1888 г. Тихомиров записывает в дневнике о радикальных
революционерах: «Я, безусловно ничего общего с ними не имею, и просто начинаю
ненавидеть то бунтовское направление и настроение, которые составляют существеннейшую
подкладку нашего революционного движения»6. В том же году вышла брошюра Тихомирова
«Почему я перестал быть революционером?», которая окончательно подвела черту под его
прошлым. 12 сентября 1888 г. Тихомиров подал Александру III прошение с просьбой о
помиловании. Он был прощен, и, вернувшись в Россию, развернул активную
публицистическую деятельность, установив прочное сотрудничество с газетой «Московские
ведомости». С годами Тихомиров становится одним из ведущих публицистов
монархического лагеря, а с 1909 по 1913 гг. возглавляет «Московские ведомости». Помимо
этого, Тихомиров был участником Предсоборного присутствия (1906 г.), занимавшегося
подготовкой Поместного Собора Русской Православной Церкви; а с 1907 по 1911 год
являлся консультантом П.А. Столыпина.
У многих публицистов консервативного лагеря карьера Тихомирова вызывала зависть
– вчерашний изгой, гонимый революционер, вдруг занимает пост редактора крупнейшей
монархической газеты. Те, кто завидовал Тихомирову, не знали о его сомнениях, скрытых от
посторонних глаз. Хотя Тихомиров и сумел завоевать доверие правительства, он не был
доволен жизнью. Две проблемы, занимавшие его долгие годы, в полной мере нашли свое
отражение в дневнике. С одной стороны, он должен был обеспечивать семью, с другой –
мучился от невозможности занять то положение в обществе, которое, как он считал,
принадлежало ему по заслугам.
Вечная погоня за деньгами – вот судьба Тихомирова. 28 марта 1889 года он
записывает: «Гроша нет буквально. Неудачная жизнь, неудачный человек! Смертный грехотчаянье,
ходит кругом меня, пронизывает меня неверием в себя, в будущее, в свое
призвание. Чувствую, что это низко, недостойно, и не могу оживить себя. А мне 38 лет.
Конец яснее и яснее вырисовывается там, с краю, к которому я уже ближе, чем к началу…
Кто поможет? Боже мой, где ты, дай мне ощутить себя!»7. В июне 1896 года он записал: «В
какой-нибудь поганой республике, в Париже, если дают орден почетного легиона
лавочникам, то дают и писателям. У нас же… будь ты хоть великим публицистом – хоть
заслужи царю, как никто, - все останешься вне государства, вне его внимания. Это очень
обидно, и не за себя, а за государство»8.
Как и многие консерваторы, Тихомиров чувствовал необходимость иметь
влиятельного покровителя. В 1889 году он записал в дневнике: «Я не деловой человек, в
делах денежных и вообще материальных чувствую себя детски-беспомощным, и когда они
плохо идут, я впадаю в уныние»9. Отсутствие деловой хватки – характерная черта многих
русских консерваторов. Их патерналистские чаяния часто переносились и на личную жизнь.
В отличие от своих предшественников - славянофилов и охранителей, они не имели никаких
доходов с поместий, а в отличие от своих либеральных современников, не могли вписаться в
менявшиеся экономические отношения. Заботой Тихомирова становятся поиски постоянного
и стабильного заработка. Он давно мечтал о службе. «Мне нужно служить… Да не будь я-я,
не компрометируй меня служба в полиции – я бы м<ожет> <быть> предпочел полицию
Стр.2