М. А. Федоров
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЕВАНГЕЛЬСКИХ ТЕКСТОВ
Учебно-методическое пособие
Улан-Удэ
2024
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
М. А. Федоров
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЕВАНГЕЛЬСКИХ ТЕКСТОВ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 48.03.01 Теология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
2024
Стр.2
УДК 227(075.8)
ББК 86.37-20,02я73
Ф 333
Утверждено Экспертным советом университета
Протокол № 3 от 8 ноября 2024 г.
Р е ц е н з е н т ы
И. С. Цыремпилова, д-р ист. наук, проф.,
проректор по научной работе, ВСГИК
Е. В. Зырянова, канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка
и общего языкознания, БГУ им. Д. Банзарова
Федоров М. А.
Ф 333
Содержательный анализ евангельских текстов: учебнометодическое
пособие. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета
им. Д. Банзарова, 2024. — 50 с.
ISBN 978-5-9793-1965-0
Учебно-методическое пособие содержит вопросы и задания,
направленные на ознакомление учащихся с содержанием четырех
Евангелий, входящих в канон Нового Завета. В пособие
включены задания для практических занятий, СРС, глоссарий и
примеры православной экзегезы.
Адресовано студентам теологических отделений, а также
всем лицам, заинтересованным в изучении Библии.
УДК 227(075.8)
ББК 86.37-20,02я73
© М. А. Федоров, 2024
ISBN 978-5-9793-1848-6
2
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2024
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Памятка для студента
ПРОБЛЕМАТИКА ЕВАНГЕЛИЙ
Тема 1 Рождество Иисуса Христа
Тема 2 Чудеса Иисуса Христа
Тема 3 Притчи Иисуса Христа
Тема 4 Учение Иисуса Христа
Тема 5 Иисус из Назарета как обещанный Мессия
Тема 6 Последние дни земного служения Иисуса Христа
Методические рекомендации
Библиографический список
Список сокращений
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРЫ ЭКЗЕГЕЗЫ
Отрывки из толкований на Евангелие от Матфея
Отрывки из толкований на Евангелие от Луки
Отрывки из толкований на Евангелие от Иоанна
ГЛОССАРИЙ
4
8
9
9
11
15
18
20
22
24
29
33
34
34
34
35
40
42
3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие для дисциплины «Священное Писание Нового
Завета» в рамках реализации образовательной программы высшего
образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»
очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования.
Дисциплина «Священное Писание Нового Завета» относится
к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре
ОП. Изучение дисциплины направлено на формирование общепрофессиональной
компетенции ОПК-1 (способен применять базовые
знания священных текстов религиозной традиции и подходов к их
интерпретации при решении теологических задач).
В рамках данной дисциплины реализуются следующие индикаторы1:
сания.
ОПК-1.1.
Основательно знаком с текстом Священного ПиОПК-1.2.
Имеет базовые сведения о книгах Священного Писания,
историческом контексте событий Священной истории,
начальные сведения библейской текстологии.
ОПК-1.3. Знаком со святоотеческой экзегезой Священного
Писания, в том числе — в отечественной православной традиции.
Целью дисциплины Священное Писание Нового Завета является
ознакомить студентов с содержанием и проблематикой книг
Нового Завета с опорой на историко-культурный контекст их создания
и святоотеческую традицию их интерпретации. В результате ее
освоения обучающийся должен
знать:
- содержание книг Нового Завета (события, участники, проблематика);
- авторство и культурно-исторические условия создания книг Нового
Завета;
- культурно-исторические реалии Палестины и Римской империи I
века;
1 Индикаторы представлены согласно рекомендациям Федерального
УМО по теологии [9, с. 21].
4
Стр.5
- основные памятники и авторов вероучительной литературы.
уметь:
- излагать и систематизировать содержание Священного Писания
Нового Завета;
- ориентироваться в корпусе святоотеческих толкований Священного
Писания;
- выделять ключевые отрывки книг Нового Завета;
- готовить материалы для преподавания предметов в области теологии
и исторических традиций христианства;
владеть:
- понятийным аппаратом экзегетики и стилистики;
- навыками представления темы в области теологии и исторических
традиций христианства;
- методом контекстуального анализа;
- методом ключевых слов.
Настоящее учебно-методическое пособие направлено на
решение следующих задач в рамках дисциплины «Священное Писание
Нового Завета»:
ознакомление с содержанием евангелий, входящих в канон Нового
Завета;
формирование навыков контекстуального анализа;
развитие умения выделять ключевые отрывки изучаемых книг;
уметь ориентироваться в корпусе святоотеческих толкований
Священного Писания.
Проверка реализации данных задач осуществляется при помощи
следующих форм контроля: устный опрос, составление
структурно-логических схем, участие в коллоквиуме и написание
эссе.
Структура пособия включает следующие разделы: 1) Предисловие,
2) Памятка для студента, 3) Проблематика евангелий, 4)
Методические рекомендации, 5) Список сокращений, 6) Учебнометодическое
обеспечение дисциплины и 7) Приложение.
Раздел «Памятка для студента» включает практические советы,
необходимые для работы с настоящий пособием. Здесь также
дано объяснение традиционной системы адресации в Библии, включающих
сокращения книг Библии, номера глав и стихов. Кроме в
5
Стр.6
Памятке рассказывается как работать с разделами «Примеры экзегезы»
и «Глоссарием», включенными в Приложение к настоящему
пособию.
Основной раздел «Проблематика евангелий» состоит из шести
тем, посвященных основным аспектам евангельской вести. Последовательность
тем отражает составляющие искупления, совершенного
Иисусом Христом, которые включают боговоплощение,
чудеса, учение, крестную смерть и воскресение [Давыденков, 2015,
с. 416-443].
По причине методической сообразности аспект учения —
разделен на два — притчи Иисуса Христа и собственно, учение, что
позволит более полно изучить содержательную есть евангельских
текстов. Равным образом, в один раздел объединены — изучение
смерти и воскресения, представляющие отдельные темы в рамках
дисциплины «Догматическое богословие», но относительно кратко
отраженные в тексте Священного Писания.
В каждой теме представлены задания и вопросы для практических
занятий, которые ориентированы на общее знакомство с вопросами,
актуальными для изучаемых тем, достаточных для достижения
целей дисциплины. Также в каждую тему включены вопросы
для обсуждения на коллоквиуме, позволяющие повторить изученные
темы в рамках межсессионного контроля и отчетного занятия в
конце семестра.
Раздел «Методические рекомендации» содержит рекомендации
для подготовки к практическим занятиям и коллоквиумам,
составления структурно-логических схем, написания эссе, темы эссе
и критерии их оценки.
В пособии используются традиционные сокращения названий
книг Священного Писания, список которых приводится в конце.
Кроме того, используются традиционные для теологического
дискурса сокращенные указания глав и стихов. Например, 1 Ин 3:1-2,
означает Первое Послание св. ап. Иоанна, глава 3, стих с 1 по 2.
Приложение к настоящему пособию включает раздел «Примеры
экзегезы». Данный раздел содержит отрывки толкований, знакомство
с которыми составляет одну решаемых настоящим пособием
задач. В контексте того, что Священное Писание представляет
собой не просто историко-культурный памятник письменности, а
собрание канонизированных текстов, их интерпретация играет важ6
Стр.7
ную роль в знакомстве с вероучительными вопросами христианства.
Выбранные
отрывки толкований принадлежат перу как богословов
Древней Церкви, например, свт. Иоанна Златоуста и св.
преп. Ефрема Сирина, так современных представителей богословия,
таких как архиеп. Аверкий (Таушев) и свт. Филарет Московский
(Дроздов). Такой диапазон позволяет показать единство христианского
вероучения на протяжении веков и продемонстрировать разные
стили экзегетики.
Следующий раздел «Глоссарий», также включенный в приложению
к настоящему пособию, представляет собой сборник статей,
знакомящих студентов с персоналиями и понятиями, встречающихся
в изучаемых посланиях. Эти персоналии и понятия относятся
к истории Ветхого и Нового Завета.
7
Стр.8