Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 606581)
Контекстум

Эффективные методы и модели прогнозирования транспортных процессов и систем (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЗябиров Х. Ш.
АвторыШапкин И. Н., Юсипов Р. А.
ИздательствоМ.: Финансы и статистика
Страниц300
ID909711
АннотацияРассмотрены основы теории прогнозирования, история ее возникновения, термины и классификация методов прогнозирования, виды прогнозов, а также приведена общая схема решения задач прогнозирования. Описаны методы прогнозирования эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте, использование методов многофакторного прогнозирования (СЭМП) в технологических процессах работы станции, ситуационно-эвристический метод нормирования, расчет коэффициентов влияния градиентным методом, формирование модели учета влияния погодных условий на продолжительность выполнения технологических процессов. Приведены примеры использования методов прогнозирования для решения задач сетевого суточного планирования поездной и грузовой работы, поездообразования на станциях, расчета показателя «Сдача порожних полувагонов железной дороги» и др. Рассмотрены математическая модель управления транспортными потоками и методы многокритериальной оптимизации транспортных потоков, предложено решение задачи календарного планирования работы кольцевых маршрутов с использованием методов динамического моделирования.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и магистров соответствующих специальностей транспортных вузов, а также специалистов в области планирования и прогнозирования эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте.
ISBN978-5-00184-114-2
УДК656.2.07:005.521
ББК39.280.3+39.284.025
Зябиров, Х.Ш. Эффективные методы и модели прогнозирования транспортных процессов и систем : [монография] / И.Н. Шапкин, Р.А. Юсипов; Х.Ш. Зябиров .— Москва : Финансы и статистика, 2024 .— 300 с. : ил. — Библиогр.: с. 292-294 .— ISBN 978-5-00184-114-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/909711 (дата обращения: 18.02.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эффективные_методы_и_модели_прогнозирования_транспортных_процессов_и_систем.pdf
УДК 656.2.07:005.521 ББК 39.280.3+39.284.025 З-99 Рецензент: доктор технических наук, профессор, заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" А.Т. Осьминин, З-99 Зябиров Х.Ш., Шапкин И.Н., Юсипов Р.А. Эффективные методы и модели прогнозирования транспортных процессов и систем. – М.: Финансы и статистика, 2024. – 298 с.: ил. ISBN 978-5-00184-114-2 Рассмотрены основы теории прогнозирования, история ее возникновения, термины и классификация методов прогнозирования, виды прогнозов, а также приведена общая схема решения задач прогнозирования. Описаны методы прогнозирования эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте, использование методов многофакторного прогнозирования (СЭМП) в технологических процессах работы станции, ситуационно-эвристический метод нормирования, расчет коэффициентов влияния градиентным методом, формирование модели учета влияния погодных условий на продолжительность выполнения технологических процессов. Приведены примеры использования методов прогнозирования для решения задач сетевого суточного планирования поездной и грузовой работы, поездообразования на станциях, расчета показателя «Сдача порожних полувагонов железной дороги» и др. Рассмотрены математическая модель управления транспортными потоками и методы многокритериальной оптимизации транспортных потоков, предложено решение задачи календарного планирования работы кольцевых маршрутов с использованием методов динамического моделирования. Для студентов, аспирантов и магистров соответствующих специальностей транспортных вузов, а также специалистов в области планирования и прогнозирования эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. УДК 656.2.07:005.521 ББК 39.280.3+39.284.025 © Зябиров Х.Ш., Шапкин И.Н., Юсипов Р.А., 2024 ISBN 978-5-00184-114-2 © ООО «Издательство «Финансы и статистика», 2024
Стр.3
Оглавление От авторов ................................... .......... ГЛАВА 1. Основы теории прогнозирования 1.1. История возникновения и задачи прогнозирования ...................... 1.2. Основные термины и классификация методов прогнозирования ...................... 1.3. Виды прогнозов и область их применения ... 1.4. Классификация методов прогнозирования ... 1.5. Схема решения задач прогнозирования ..... ГЛАВА 2. Основные методы прогнозирования ........ 2.1. Индивидуальные экспертные методы прогнозирования ...................... 2.2. Коллективные экспертные (интуитивные) методы прогнозирования ................ 2.2.1. Метод экспертных оценок ........... 2.2.2. Метод Дельфи .................... 2.2.3. Метод мозгового штурма ............ 2.2.4. Матричный метод прогнозирования ... 2.3. Экстраполяционные методы прогнозирования 2.3.1. Метод линейной экстраполяции ...... 2.3.2. Метод скользящего среднего ......... 2.3.3. Метод наименьших квадратов ........ 2.3.4. Метод группового учета аргументов .... 2.3.5. Адаптивные методы прогнозирования . . 2.3.6. Теория распознавания образов ....... 2.4. Прогнозирование с использованием нейронных сетей, искусственного интеллекта и генетических алгоритмов ............... 8 12 12 16 20 31 41 46 46 49 49 50 54 57 60 62 63 65 70 74 76 78 295
Стр.296
ГЛАВА 3. Использование методов прогнозирования для решения задач управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте ........................... 3.1. Использование методов многофакторного прогнозирования (СЭМП) в логистических технологиях работы станции .............. 88 88 3.2. Ситуационно-эвристический метод нормирования (СЭМН) ................. 111 3.3. Расчет коэффициентов влияния градиентным методом ............................. 114 3.4. Методика учёта внешних факторов при решении задач нормирования времени выполнения технологических процессов ..... 122 3.5. Алгоритм мультиплексного метода минимизации квадратичной функции на области, ограниченной ортогональным многогранником ....................... 124 3.6. Использование многофакторных моделей в поддержке принятия решений в системе «Дорожно-сетевой диспетчер» ............. 129 3.7. Самообучение модели учета влияния погодных условий на продолжительность выполнения технологических процессов ............... 141 3.8. Прогнозирования поездообразования на станции ........................... 155 3.9. Сетевое суточное планирование поездной и грузовой работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 3.10. Дорожное суточное планирование поездной и грузовой работы ..................... 174 3.11. Прогнозирование основных показателей дорожного суточного плана и возможных затруднений ......................... 179 3.12. Прогнозирование затруднений в поездной и грузовой работе при дорожном суточном планировании ........................ 191 296
Стр.297
ГЛАВА 4. Использование динамических моделей при решении задач прогнозирования и управления транспортными потоками ...... 4.1. Задачи управления вагоно- и поездопотоками и динамические модели решаемых задач ..... 4.2. Методы многокритериальной оптимизации динамических транспортных потоков ....... 198 198 210 4.3. Управление вагоно- и поездопотоками с учетом назначений плана формирования и нелинейных функций затрат ............ 223 4.4. Информационное обеспечение динамических моделей управления транспортными потоками 238 4.5. Эффект от учета динамики при управлении транспортными Потоками ............... 246 4.6. Календарное планирование работы кольцевых Маршрутов ........................... 251 Выводы ................................. 264 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................... 269 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................. 271 Приложение 1 ................................ 271 Приложение 2 ................................ 274 Приложение 3 ................................ 276 Приложение 4 ................................ 277 Приложение 5 ................................ 278 Приложение 6 ................................ 290 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................... 292
Стр.298

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически