ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
Ложкина-Гамецкая Н.И.,
Моисеева Е.А.
БОТАНИКА
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность «Биология и География»
ЧАСТЬ 1
(анатомия и морфология растений)
Сургут, 2024
– 1 –
Стр.1
УДК 581(075.8)
ББК 28.56я73-9
Л 71
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Говорухина А.А., доктор биологических наук, доцент, доцент кафедры
медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Пашина М.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры
психологии и специального (дефектологического) образования
филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
Авторы:
Ложкина-Гамецкая Наталья Ивановна,
к.б.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
Моисеева Екатерина Алексеевна,
к.б.н., старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин
и безопасности жизнедеятельности
Ложкина-Гамецкая, Н. И.
Л 71
Ботаника (анатомия и морфология растений) : учебно-методическое пособие :
направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки), направленность «Биология и География». Ч. 1 / Н. И. ЛожкинаГамецкая,
Е. А. Моисеева ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры,
Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский
государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2024. – 150 [1] с. – Текст : непосредственный.
В
пособии представлена базовая информация и содержание лабораторных занятий
по дисциплине «Ботаника (морфология и анатомия растений)». Содержание дисциплины
структурировано в 3 раздела, которые в полном объёме раскрывают содержание
реализуемых компонентов компетенций по дисциплине. Каждый раздел имеет цель, задачи
и учебные результаты, методические указания для организации самостоятельной работы
студентов. Пособие может быть использовано на занятиях, предназначенных для
самостоятельной подготовки и проверочных работ, а также поможет создать условия для
формирования компонентов профессиональных компетенций. Пособие предназначено
для студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), направленность Биология и География (уровень бакалавриата).
УДК 581(075.8)
ББК 28.56я73-9
© Ложкина-Гамецкая Н.И., Моисеева Е.А., 2024
© Сургутский государственный педагогический университет, 2024
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .................................................................................................... 4
Раздел 1. Основы цитологии и гистологии растений .............................. 7
У.Э. 1.1. Микроскоп. Приготовления микропрепаратов и срезов.
Строение растительной клетки ....................................................................... 9
У.Э. 1.2. Ткани растений: образовательная, покровная, механическая ........ 18
У.Э. 1.3. Ткани растений: основная, проводящая, выделительная ............... 34
Раздел 2. Вегетативные и генеративные органы растений.
Видоизменения вегетативных органов растений ..................................... 46
У.Э. 2.1. Корень. Видоизменения корней ...................................................... 48
У.Э. 2.2. Побег. Видоизменения побегов.
Строение растительной почки ......................................................................... 63
У.Э. 2.3. Лист. Видоизменения листьев ......................................................... 88
У.Э. 2.4. Морфология и анатомия цветка. Андроцей. Гинецей .................... 102
У.Э. 2.5. Соцветия и их типы. Структура соцветий ....................................... 119
У.Э. 2.6. Морфология плода.
Плоды растений различных систематических групп .................................... 130
У.Э. 2.7. Морфология семени.
Семена и проростки растений различных систематических групп ............. 137
Учебно-методическое и программное обеспечение ...................................... 148
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая программа дисциплины «Ботаника» составлена в соответствии
с профессиональной образовательной программой для направления подготовки
44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
направленность Биология и География. Программа дисциплины составлена
в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ с учётом методических рекомендаций.
Сочетание в дисциплине теоретического материала с лабораторными
работами обеспечивает успешное усвоение знаний, создает условия для
формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических
умений.
Дисциплина «Ботаника» относится к обязательной части образовательной
программы, её изучение является необходимым для дальнейшего прохождения
практик.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование компонентов
компетенций:
способен формировать целостное представление у обучающихся о единстве,
многообразии и взаимодействиях органического и неорганического мира,
закономерностях и путях эволюции живых организмов (ПК-4).
Цель учебно-методического пособия заключается в организации самостоятельной
работы обучающихся по усвоению содержания учебной дисциплины
«Ботаника (анатомия и морфология растений)» и выработке соответствующих
навыков.
Задачи обучающихся в освоении курса:
1. Сформировать умение выделять цитологические и гистологические
особенности и навыки микроскопических исследований ботанических объектов.
2.
Сформировать умение выделять морфологические и анатомические
особенности вегетативных и генеративных органов растений, видоизменения
вегетативных органов растений и навыки биологических исследований ботанических
объектов.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими
компонентами компетенций:
Знать:
ботаническую терминологию, необходимую для описания строения
растительной клетки и растительных объектов;
морфологические и анатомические особенности строения растений,
видоизменения вегетативных органов растений;
особенности строения вегетативных и генеративных органов растений;
основные методы описания и классификации растительных объектов.
– 4 –
Стр.4
Уметь:
самостоятельно готовить препараты и рассматривать биологические
объекты при помощи микроскопа, характеризовать и выделять их основные
ключевые признаки;
применять алгоритм описания строения биологических объектов на разных
уровнях организации;
относить биологические объекты к определенном таксонам на основании
общих признаков;
обосновывать выбор методов ботанических исследований, используемых
при описании и классификации растительных объектов.
Владеть:
ботанической терминологией, необходимой для описания строения
растений и растительных объектов;
способами морфологического и анатомического описания тканей, вегетативных
и генеративных органов растительных объектов, видоизменения
вегетативных органов растений;
способами описания растительных объектов и их классификацией.
Иметь опыт:
анализа растительных объектов на клеточном, органно-тканевом уровнях;
выделения общего и особенного при описании строения растительных
объектов;
классификации (отнесения биологических объектов к определенном
таксонам на основании общих признаков);
применения основных методов ботанических исследований, используемых
при описании и классификации растительных объектов.
Общая трудоёмкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа,
из них:
контактная работа – 36 часов.
самостоятельная работа – 36 часов.
Учебные элементы содержания дисциплины
У.Э. 1. Основы цитологии и гистологии растений.
У.Э. 2. Вегетативные и генеративные органы растений. Видоизменения
вегетативных органов растений.
Формами организации учебного процесса являются лекции и лабораторные
занятия, на которых происходит формирование профессиональных
умений студентов – будущих учителей.
– 5 –
Стр.5
Формы и виды контроля
Текущий контроль осуществляется в ходе проведения лабораторных
работ, направленных на получение навыков практической деятельности путем
работы с материальными объектами или моделями предметной области
курса. При выполнении лабораторных работ у обучающихся формируются
экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные,
так и практические умения. Курс ботаники предусматривает решение проблемных
вопросов и ситуационных задач.
Рубежный контроль осуществляется в процессе демонстрации результатов
обучения в ходе письменной контрольной работы.
Промежуточная аттестация – зачёт, на котором студенты демонстрируют
результаты освоения дисциплины (в 1 семестре на 1 курсе).
Методические указания для обучающихся
Изучение курса предусматривает систематизацию знаний о строении
и функционировании высших растений. В связи с чем при освоении учебного
материала необходимо выполнять лабораторные работы и задания для самостоятельной
работы, пользоваться рекомендуемой литературой. При освоении
тем после каждого У.Э. предлагается перечень вопросов для самостоятельной
работы, на которые необходимо ответить для лучшего осознания
изученного материала.
На лабораторных занятиях работа формируется в рамках малых групп.
Студент учится формулировать собственное мнение, отстаивать собственную
точку зрения, приобретает навыки работы с источником.
Рекомендации к написанию конспекта лекции: схематично, последовательно
фиксировать основные положения, выводы; выделять соответствующие
термины. Термины проверять с помощью словарей, энциклопедий с выписыванием
в рабочую тетрадь.
– 6 –
Стр.6