Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651584)
Контекстум

Психо-физиологические основания эстетики (290,00 руб.)

0   0
Первый авторВелямович Владимир Феликсович
Издательствотип. Фомина
Страниц270
ID88745
Велямович, В.Ф. Психо-физиологические основания эстетики : сущность искусства, его социальное значение и отношение к науке и нравственности (новый опыт философии искусств). Ч. 1, 2 / Вл. Велямович; В.Ф. Велямович .— : тип. Фомина, 1878 .— 270 с. — URL: https://rucont.ru/efd/88745 (дата обращения: 06.08.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Туманная мистика почти ежедневно теряетъ то ту, то другую изъ своихъ исконныхъ областей въ пользу матер\алистическаго м\ровоззрён\я точныхъ наукъ, и эти безпрестанныя уступки, къ которымъ она вынуждается все въ большихъ и большихъ размёрахъ, привели ее, наконецъ, въ то почти безвыходное состоян\е, на которое она осуждена теперь, сохранивъ за собой господство — да и то довольно сомнительное — лишь въ нёкоторыхъ сферахъ человёческаго знан\я. <...> Поистинё изумительные успёхи естествознан\я, свидётелями которыхъ сдёлались три послёдн\е вёка, — въ особенности же рядъ блестящихъ побёдъ опытныхъ наукъ, которыми ознаменовалось текущее столёт\е, — совершили цёлый педагогическ\й переворотъ въ сферё человёческой мысли; они воспитали въ ней, именно, нёкоторыя неизгладимыя привычки, которыя и составляютъ характерное отлич\е новаго мышлен\я отъ древняго. <...> Въ самомъ дёлё: первобытный человёкъ нисколько не затруднялся всякое непонятное для него явлен\е природы объяснять себё какимъ либо вполнё самостоятельнымъ и независимымъ основан\емъ, которое — именно вслёдств\е своей нёзависимости отъ основан\й всёхъ остальныхъ явлен\й природы — не могло, разумёется, быть инымъ, какъ только мистическимъ. <...> Но коль скоро всё основан\я отдёльныхъ явлен\й природы приводятся — путемъ развит\я опытнаго знан\я — во взаимную между собой тёсную связь, вытекая одно изъ другаго на 2 Психо-физ\ологическ\я основан\я эстетики. <...> Но такой переходъ отъ мистики къ научному матер\ализму совершается далеко не вдругъ, а лишь мало по малу, и притомъ такъ, что, при продолжающемся господствё мистицизма во всёхъ осталъныхъ группахъ явлен\й м\ра, — получаетъ естественное, т. е. научно-матер\алистическое основан\е сначала одна какая либо группа явлен\й, затёмъ другая и т. д. — въ возрастающей прогресс\и, пока научное м\ровоззрён\е не охватитъ собою, наконецъ, весь м <...>
Психо-физиологические_основания_эстетики.pdf
ВЛ. ВЕЛЯМОВИЧЪ. ПСИХО-ФИЗ/ОЛОГИЧЕСК/Я ОСНОВАН/Я ЭСТЕТИКИ. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА, ЕГО СОЦ/АЛЬНОЕ ЗНАЧЕН/Е И ОТНОШЕН/Е КЪ НАУКЁ И НРАВСТВЕННОСТИ. (Новый опытё философ\и искусствъ). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ. С-ПЕТЕРБУРГЪ. Типограф\я Л. В. Фомина. Загородный просп., д. № 24. 1878.
Стр.1
П О С В ЯЩА Е Т С Я К . М. Б .......МУ съ чувствомъ искренней и неизмённой дружбы.
Стр.2
ОГЛАВЛЕН/Е. ОГЛАВЛЕН/Е...............................................................................1 ПРЁДИСЛОВ/Е. .........................................................................2 ПСИХО-ФИЗ/ОЛОГИЧЕСК/Я ОСНОВАН/Я ЭСТЕТИКИ. ..................................................................................6 ВСТУПЛЕН/Е. .............................................................................6 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ........................................................................6 О МЕТОДЁ. ...................................................................................8 ПЛАНЪ ИЗСЛЁДОВАН/Я.....................................................9 ПРЕКРАСНОЕ ВЪ ПРИРОДЁ. ..........................................11 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ......................................................................86 ПРЕКРАСНОЕ ВЪ ИСКУССТВЁ.....................................86 ЗАКЛЮЧЕН\Е. ....................................................................... 267 1
Стр.3
ПРЁДИСЛОВ/Е. Наше время — матер\алистическое по преимуществу. Туманная мистика почти ежедневно теряетъ то ту, то другую изъ своихъ исконныхъ областей въ пользу матер\алистическаго м\ровоззрён\я точныхъ наукъ, и эти безпрестанныя уступки, къ которымъ она вынуждается все въ большихъ и большихъ размёрахъ, привели ее, наконецъ, въ то почти безвыходное состоян\е, на которое она осуждена теперь, сохранивъ за собой господство — да и то довольно сомнительное — лишь въ нёкоторыхъ сферахъ человёческаго знан\я. Поистинё изумительные успёхи естествознан\я, свидётелями которыхъ сдёлались три послёдн\е вёка, — въ особенности же рядъ блестящихъ побёдъ опытныхъ наукъ, которыми ознаменовалось текущее столёт\е, — совершили цёлый педагогическ\й переворотъ въ сферё человёческой мысли; они воспитали въ ней, именно, нёкоторыя неизгладимыя привычки, которыя и составляютъ характерное отлич\е новаго мышлен\я отъ древняго. Что касается упомянутаго отлич\я, то оно сводится, главнымъ образомъ, къ органической потребности и способности современнаго разума открывать единство въ многообраз\и; а это и составляетъ, именно, смертный приговоръ мистики. Въ самомъ дёлё: первобытный человёкъ нисколько не затруднялся всякое непонятное для него явлен\е природы объяснять себё какимъ либо вполнё самостоятельнымъ и независимымъ основан\емъ, которое — именно вслёдств\е своей нёзависимости отъ основан\й всёхъ остальныхъ явлен\й природы — не могло, разумёется, быть инымъ, какъ только мистическимъ. Но коль скоро всё основан\я отдёльныхъ явлен\й природы приводятся — путемъ развит\я опытнаго знан\я — во взаимную между собой тёсную связь, вытекая одно изъ другаго на 2
Стр.4
Психо-физ\ологическ\я основан\я эстетики. Прёдислов\е. основан\и точнаго и неизмённаго закона, то этимъ въ корнё подкапывается мистическое объяснен\е явлен\й природы и выдвигается на первый планъ научноматер\алистическое м\ровоззрён\е. Но такой переходъ отъ мистики къ научному матер\ализму совершается далеко не вдругъ, а лишь мало по малу, и притомъ такъ, что, при продолжающемся господствё мистицизма во всёхъ осталъныхъ группахъ явлен\й м\ра, — получаетъ естественное, т. е. научно-матер\алистическое основан\е сначала одна какая либо группа явлен\й, затёмъ другая и т. д. — въ возрастающей прогресс\и, пока научное м\ровоззрён\е не охватитъ собою, наконецъ, весь м\ръ такъ, чтобы въ немъ уже не оставалось ни одного свободнаго уголка для мистицизма. Въ настоящее время, что касается внёшняго м\ра, то мы можемъ съ увёренностью сказать, что имъ уже всецёло и безповоротно овладёло реально-естественное знан\е. Но, къ сожалён\ю, нельзя сказать тоже самое относительно внутренняго м\ра, т. е. м\ра нашего собственнаго духа. Здёсь сохранились еще кое как\е довольно темные уголки, которыми и воспользовалась изгнанная отовсюду мистика, и откуда она, по временамъ, дёлаетъ отчаянныя, хотя и безнадежныя вылазки, въ тщетныхъ усил\яхъ вернуть безвозвратно утраченное велич\е. Происходитъ, такимъ образомъ, нёчто, напоминающее борьбу папъ за свётскую власть. Будемъ же, надёяться, что и мистика, подобно римскимъ первосвященникамъ, лишится, наконецъ, своего Рима. Если до сихъ поръ она не вполнё еще изгнана изъ сферы явлен\й духа (какъ изгнана изъ объективнаго м\ра), то это только потому, что послёдн\я были поставлены совершенно особнякомъ, будучи лишены естественно-научной связи съ явлен\ями всего остальнаго м\ра; стоитъ только, слёдовательно, возстановить эту связь, т. е. отыскать ее, — и мистика 3
Стр.5