УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
Е30
Е30
Егорова Н.В.
Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс : пособие
для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 480 с. – Москва : ВАКО, 2024. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10,5″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-06711-4
Т.А.Поурочные методические разработки составлены по учебнику
Ладыженской, М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), входящему
в действующий федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения
России от 21.09.2022 № 858). Материал соответствует требованиям
ФГОС-2021 и ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от
18.05.2023 № 370). Предлагаемое пособие содержит подробное описание
хода уроков с указанием целей и методических приёмов, разбором наиболее
сложных вопросов и характерных ошибок. Предложены различные
типы заданий: словарные, объяснительные, распределительные и
контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического
разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты
по типу ЕГЭ, лингвистические задачи, индивидуальные задания и т. д.
Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы
к заданиям, тестам.
Адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических
вузов.Подходит к учебникам «Русский язык»: в составе УМК Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., выпущенным
с 2023 г. по н. в.
УДК 372.8:811.611
ББК 81.411.2
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по русскому языку. 5 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова.
– Москва : ВАКО, 2024. – 480 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-06588-2. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-06711-4
© ООО «ВАКО», 2024
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . 4
р о к 3. Лингвистика как наука о языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
р о к 1. Введение в курс 5 класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
УОбщие сведения о языке
УВспоминаем, повторяем, изучаемр о к 4. Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных
в корнях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 2. Богатство и выразительность русского языка . . . . . . . . 14
УУ р о к 5. Буквы и, у, а после шипящих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 6. Части речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
У р о к 7. Глагол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
У р о к 8. Личные окончания глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 9. Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
У р о к 10. Имя прилагательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 11. Местоимение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
У р о к 12. Словосочетание. Предложение. Пунктуация . . . . . . . 41
р о к 13. Повторение раздела «Вспоминаем, повторяем,
изучаем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
У р о к 14. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
УЯзык и речь
У р о к 15. Язык и общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 16. Виды речи. Речь устная и письменная. Монолог . . . . 48
У р о к 17. Прямая речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У р о к 18. Диалог. Полилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
У р о к 19. Читаем по-разному. Слушание (аудирование) . . . . . . 55
р о к 20. Повторение раздела «Язык и речь» . . . . . . . . . . . . . . . . 57
УУТекстр о к 21. Что мы знаем о тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
р о к 25. Абзац . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
У р о к 22. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
У р о к 23. Тема текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 24. Главная мысль (идея) текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.474
474
Содержание
У р о к 26. Связь предложений в тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 27. Повествование как функционально-смысловой
тип речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
р о к 30. Описание как функционально-смысловой тип речи .
Описание предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
УУ р о к 28. Рассказ как разновидность текста . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
У р о к 29. Рассказ на основе услышанного . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к 31. Рассуждение как функционально-смысловой тип
речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
р о к 33. Повторение раздела «Текст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
УУ р о к 32. Доказательства в рассуждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
УФункциональные разновидности языкар о к 34. Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь . Язык художественной литературы . . . . . . . 87
У р о к 35. Функциональные стили : научный, официальноделовой,
публицистический . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Cистема языка
УУФонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речир о к 36. Фонетика как раздел лингвистики. Гласные звуки . . 94
У р о к 37. Согласные звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
р о к 38. Изменение звуков в потоке речи. Согласные
твёрдые и мягкие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
УУ р о к 39. Согласные звонкие и глухие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
У р о к 40. Графика. Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
р о к 41. Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
УУ р о к 42. Двойная роль букв е, ё, ю, я . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
У р о к 43. Слог. Ударение. Орфоэпия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
р о к 44. Фонетический анализ слова. Интонация,
её функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
УУ р о к 45. Повторение темы «Фонетика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
У р о к 46. Контрольная работа по теме «Фонетика» . . . . . . . . . . 121
р о к 47. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты,
птица. Крышка стола» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
УУОрфографияр о к 48. Орфография. Орфограмма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
УУ р о к 50. Разделительные ъ и ь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
р о к 49. Раздельное написание предлогов с другими
словами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
р о к 51. Повторение раздела «Орфография» . . . . . . . . . . . . . . 132
УУЛексикология. Культура речир о к 52. Слово и его лексическое значение . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 53. Однозначные и многозначные слова . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 54. Прямое и переносное значения слов . . . . . . . . . . . . . 140
р о к 55. Омонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Стр.475
Содержание
УУ р о к 56. Синонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
475
У р о к 57. Синонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к 58. Антонимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
У р о к 59. Паронимы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 60. Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
У р о к 61. Основные способы толкования слов . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 62. Лексический анализ слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 63. Повторение темы «Лексикология». Изложение . . . . 161
р о к 64. Проверочная работа по теме «Лексикология» . . . . . . 163
УМорфемика. Орфография. Культура речир о к 65. Понятие о морфеме. Изменение и образование
слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
УУ р о к 66. Окончание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
У р о к 67. Основа слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 68. Корень слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 69. Суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
У р о к 70. Суффикс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 71. Приставка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
У р о к 72. Чередование звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
У р о к 73. Беглые гласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к 74. Варианты морфем. Морфемный анализ слова . . . . . 185
У р о к 75. Проверочная работа по теме «Варианты морфем» . . 189
р о к 76. Правописание корней с безударными
проверяемыми и непроверяемыми гласными . . . . . . . . . . . . . 190
У р о к 77. Правописание корней с безударными
проверяемыми и непроверяемыми гласными . . . . . . . . . . . . . 193
У р о к 78. Правописание корней с проверяемыми
и непроверяемыми согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
р о к 81. Правописание гласных и согласных в приставках .
Буквы з и с на конце приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 79. Правописание корней с непроизносимыми
согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
УУ р о к 80. Буквы ё – о после шипящих в корне . . . . . . . . . . . . . . 203
УУ р о к 82. Буквы з и с на конце приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
р о к 85. Повторение темы «Морфемика. Орфография.
Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 83. Буквы ы – и после ц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
У р о к 84. Буквы ы – и после приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
У р о к 86. Контрольная работа по теме «Морфемика.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
У р о к 87. Заключительный урок по теме «Морфемика.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Морфология. Орфография. Культура речи
УИмя существительноер о к 88. Морфология как раздел лингвистики.
Имя существительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Стр.476
476
Содержание
УУ р о к 89. Имя существительное как часть речи . . . . . . . . . . . . . 222
р о к 90. Имена существительные одушевлённые
и неодушевлённые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к 91. Имена существительные собственные
и нарицательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
р о к 93. Имена существительные , которые имеют форму
только множественного числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
УУ р о к 92. Род имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
УУ р о к 94. Сжатое изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
УУ р о к 96. Типы склонения имён существительных . . . . . . . . . . 238
р о к 95. Имена существительные , которые имеют форму
только единственного числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
У р о к 97. Падеж имён существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
р о к 98. Правописание безударных окончаний имён
существительных в единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к 99. Правописание безударных окончаний имён
существительных в единственном числе . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
р о к 102. Правописание о – е после шипящих и ц
в окончаниях существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
УУ р о к 100. Изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к 101. Множественное число имён существительных . . . . 250
УУ р о к 103. Разносклоняемые имена существительные . . . . . . . 255
У р о к 104. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя . . . 257
У р о к 105. Несклоняемые имена существительные . . . . . . . . . . 259
У р о к 106. Род несклоняемых имён существительных . . . . . . . 262
У р о к 107. Имена существительные общего рода . . . . . . . . . . . 265
р о к 108. Морфологический анализ имени
существительного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
У р о к 109. Проверочная работа по темам «Разносклоняемые
существительные общего рода» и несклоняемые имена существительные», «Имена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
УУрок 110. Не с существительными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
р о к 112. Гласные в суффиксах имён
существительных -ек- – -ик- (-чик-) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
У р о к 111. Буквы ч и щ в суффиксе -чик- – -щик- . . . . . . . . . . . 273
У р о к 113. Гласные о – е после шипящих в суффиксах
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
р о к 117. Буквы а // о в корнях -клан- – -клон-,
-скак- – -скоч- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
УУ р о к 114. Буквы а // о в корне -лаг- – -лож- . . . . . . . . . . . . . . . 282
У р о к 115. Буквы а // о в корнях -гар- – -гор-, -зар- – -зор- . . . 284
У р о к 116. Буквы а // о в корне -раст- – -ращ- – -рос- . . . . . . . 286
УУ р о к 118. Повторение темы «Имя существительное» . . . . . . . 290
р о к 119. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
УИмя прилагательноер о к 120. Имя прилагательное как часть речи . . . . . . . . . . . . . 293
Стр.477
Содержание
УУ р о к 121. Имя прилагательное как часть речи . . . . . . . . . . . . . 295
477
р о к 122. Правописание безударных окончаний имён
прилагательных . Правописание гласных после шипящих
в окончаниях имён прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
25. Не с прилагательными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
УУ р о к 123. Описание животного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Урок 1р о к 124. Прилагательные полные и краткие . . . . . . . . . . . . . . 304
У р о к 126. Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных . Морфологический анализ имени прилагательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
УУ р о к 127. Повторение темы «Имя прилагательное» . . . . . . . . . 312
р о к 128. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
УУГлаголр о к 129. Глагол как часть речи. Не с глаголами . . . . . . . . . . . 316
У р о к 130. Инфинитив и его грамматические свойства . . . . . . 319
У р о к 131. Глаголы совершенного и несовершенного вида . . . 323
р о к 134. Изменение глаголов по временам. Прошедшее
время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
р о к 132. Возвратные и невозвратные глаголы .
Правописание -тся и -ться в глаголах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
УУ р о к 133. Правописание корней с чередованием е // и . . . . . . 331
УУ р о к 135. Настоящее и будущее время глаголов . . . . . . . . . . . . 337
р о к 136. Спряжение глаголов . Как определить спряжение
глагола с безударным личным окончанием . . . . . . . . . . . . . . . 341
У р о к 137. Правописание безударных личных окончаний глаголов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
У р о к 138. Правописание мягкого знака в окончаниях
глаголов 2-го лица единственного числа. Употребление
времён глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
У р о к 139. Употребление времён глагола в устных
и письменных рассказах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
У р о к 140. Правописание гласных в суффиксах глаголов .
Морфологический анализ глагола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
р о к 144. Контрольная работа по разделу «Морфология.
Орфография. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
УУ р о к 141. Обобщение по теме «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
У р о к 142. Повторение темы «Глагол» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к 143. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
УСинтаксис. Пунктуация. Культура речир о к 145. Понятие о синтаксисе. Пунктуация как раздел
лингвистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
УУ р о к 146. Словосочетание как единица синтаксиса . . . . . . . . 369
р о к 147. Виды словосочетаний по морфологическим
признакам . Синтаксический анализ словосочетания . . . . . . 372
У р о к 148. Предложение и его признаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Стр.478
478
Содержание
У р о к 149. Виды предложений по цели высказывания . Виды
предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
У р о к 150. Главные члены предложения. Подлежащее
и сказуемое . Тире между подлежащим и сказуемым . . . . . . . 383
У р о к 151. Нераспространённые и распространённые
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 152. Второстепенные члены предложения.
Дополнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389
р о к 155. Простые осложнённые предложения .
Предложения с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
УУ р о к 153. Определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
У р о к 154. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению . . . 394
У р о к 156. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
р о к 159. Синтаксический анализ простого осложнённого
предложения . Пунктуационный анализ простого
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
УУ р о к 157. Предложения с обращениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
У р о к 158. Письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
УУ р о к 160. Простые и сложные предложения . . . . . . . . . . . . . . . 411
р о к 161. Простые и сложные предложения . Синтаксический анализ сложного предложения . . . . . . . . . . 414
У р о к 162. Повторение раздела «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
У р о к 163. Контрольная работа по разделу «Синтаксис.
Пунктуация. Культура речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
УПовторение и систематизация изученного
У р о к 164. Разделы науки о языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
р о к 165. Орфограммы в приставках и в корнях слов .
Орфограммы в окончаниях слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
У р о к 166. Употребление букв ъ и ь. Монолог, диалог,
полилог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
У р о к 167. Знаки препинания в простых и сложных
предложениях и в предложениях с прямой речью . . . . . . . . . 427
р о к 170. Подведение итогов года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Интегрированные уроки . . . . . . . . . . . . . . . . 431
Приложение 2. Игровые уроки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Приложение 3. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
Приложение 4. Индивидуальные задания (карточки) . . . . . 461
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
УУ р о к 168. Итоговый тест по программе 5 класса . . . . . . . . . . . 429
У р о к 169. Итоговый контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . 430
Стр.479