СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ ...........................................7
АНАЛИТИКА
Промышленность России: итоги июня 2025 года ...................12
По материалам Института проблем естественных
монополий (ИПЕМ)
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Ф.И. ХУСАИНОВ
О предварительных итогах апробации Методических
рекомендаций по расчету потребного парка грузовых
вагонов .................................................................14
В статье рассмотрены предварительные результаты апробации
Методических рекомендаций по расчету потребного парка
грузовых вагонов в контексте теоретических положений
о расчете потребного парка. Показано, как отличаются
значения профицита при использовании двух альтернативных
вариантов показателя «оборот вагона рабочего парка» для
2024 г. и первого полугодия 2025 г.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Н.Е. ТЕРЕШКИНА, О.А. ХАЛТУРИНА
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта
России: состояние и проблемы ...................................... 30
В статье анализируются документы стратегического
планирования федерального уровня в рамках целеполагания
по отраслевому и территориальному принципам, которые
регулируют развитие железных дорог в России.
3
Стр.5
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
Н.В. ВЛАСОВА
Анализ текущего состояния, описание ключевых тенденций
и формирование прогноза рынка складских услуг. . . . . . . . . . . . . . . . 40
В статье приведены анализ текущего состояния, описание
ключевых тенденций и формирования прогноза объемов
рынков складских услуг, в которых участвует Центральная
дирекция по управлению терминально-складским комплексом,
в том числе в части складской деятельности.
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
П.А. ДЯТЧИН, Н.А. КОВАЛЕНКО
Оценка влияния простоя вагона на производственноэкономические
интересы перевозчика ..............................51
В статье рассмотрены недостатки существующей системы
оценки влияния простоя вагона на производственные
и экономические интересы перевозчика. Выявлены основные
технологические параметры, связанные с простоем вагона,
а также предложен дифференцированный подход к денежной
оценке простоя вагона в зависимости от того, возможно
ли в конкретной эксплуатационной задаче рассчитать
технологический срок доставки.
М.В. ШЕВЕРДОВА, П.Н. МАРТИНКЕВИЧ
Байесовская модель сетевого планирования контейнерных
поездов ................................................................57
В статье предложена байесовская вероятностная модель для
планирования отправления контейнерных поездов с учетом
факторов неопределенности и каскадных рисков, включая
согласование заявок, доступность ресурсов и сетевые
конфликты. Внедрение модели в деятельность ОАО «РЖД»
позволит повысить надежность выполнения графика движения
поездов, оптимизировать использование ресурсов и снизить
экономические потери от сбоев в движении.
4
Экономика железных дорог № 09 • 2025
Стр.6
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
В.Л. БЕЛОЗЁРОВ, Е.А. ГЕРАСИМОВА, И.Г. МАТВЕЕВА
Модель формирования ESG-компетенций для транспортных
отраслей стран СНГ ....................................................69
Статья посвящена исследованию модели формирования ESGкомпетенций
для транспорта в системе образования стран СНГ.
Показано, что успешная реализация модели формирования
ESG-компетенций позволит транспортному сектору стран СНГ
не только соответствовать мировым стандартам, но и стать
драйвером экономического роста, социальной стабильности
и экологической безопасности своих стран.
Б.А. МУЦОЛЬГОВ
Устойчивое развитие как основа формирования
инвестиционной политики макрорегиона ...........................79
В статье раскрываются особенности современных тенденций
в области формирования инвестиционной политики
макрорегионов. В качестве одного из направлений развития
рассматривается концепция устойчивого развития.
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
М.А. ДРОЗДОВА, Е.А. ФУРСОВА
Метрополитен в контексте стратегий устойчивого развития
мегаполисов и мобильности инфраструктуры ..................... 88
Статья содержит результаты авторского исследования роли
современных метрополитенов в развитии мегаполисов,
транспортных систем и повышения мобильности городской
инфраструктуры.
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
В.О. ФЕДОРОВИЧ, Т.В. ФЕДОРОВИЧ
Производительность труда как фактор повышения
эффективности деятельности дистанции пути дирекции
инфраструктуры ..................................................... 100
На примере действующей дистанции пути дирекции
инфраструктуры проводится исследование, связанное
с поиском путей повышения эффективности
ее производственно-хозяйственной деятельности за счет
повышения производительности труда с учетом величины
и динамики изменения фонда оплаты труда персонала.
5
Стр.7
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные
документы Российской Федерации
Обзор «в картотеку» ..................................................112
Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2025 г.
№ 290-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации .................................................119
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации
от 2 июля 2025 г. № 200
Об утверждении формы единого транспортного документа
на бумажном носителе, порядка его оформления на бумажном
носителе или формирования в виде электронного единого
транспортного документа ..............................................124
Нормативные и другие
официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» ................................................. 148
Распоряжение ОАО «РЖД» от 5 сентября 2023 г. № 2260/р
Об утверждении единого перечня основных работ и услуг,
оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов ....... 150
Погрузка зерна на Забайкальской железной дороге с начала
года выросла на 30%
За 7 месяцев 2025 года Забайкальская магистраль погрузила свыше
625 тыс. тонн зерна, что на 30,8% больше, чем за аналогичный
период 2024 года.
В целом, в январе – июле 2025 года погрузка на Забайкальской железной
дороге составила более 13,3 млн тонн, что на 5,6% меньше
показателя за 7 месяцев 2024 года.
Грузооборот в январе – июле составил 185,9 млрд тарифных тоннокм
(-0,5%), с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии грузооборот
остался на уровне прошлого года и составил 228,9 млрд
тонно-км.
6
Экономика железных дорог № 09 • 2025
К сведению
Стр.8