ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА
И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
международной
гармонизации
железнодорожного
права
России
В.И. Якунин
Проблемы
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
В.И. Якунин
Проблемы
международной
гармонизации
железнодорожного
права
России
Москва
Научный эксперт
2008
Стр.2
УДК 34:656.2
ББК 67.404.2
Я 49
Я 49
ва России. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. — 224 с.
Якунин В.И.
Проблемы международной гармонизации железнодорожного праISBN
978-5-91290-037-2
В монографии проанализированы теоретические аспекты гармонизации
железнодорожного права, выявлены приоритетные геостратегические
направления гармонизации, актуальные для Российской Федерации,
определены проблемы гармонизации железнодорожного права России с
правом государств Европейского союза, Содружества Независимых Государств,
стран Юго-Восточной Азии, предложены пути решения проблем.
Показана связь транспортного права с крупными политическими и
экономическими задачами Российской Федерации.
Для государственных служащих, работников транспортной отрасли,
представителей органов законодательной и исполнительной власти, студентов
и преподавателей юридических и транспортных высших учебных
заведений.
УДК 34:656.2
ББК 67.404.2
ISBN 978-5-91290-037-2
© Якунин В.И., 2008.
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2008
Стр.3
Содержание
Введение ..............................................................................................................6
Глава 1. Теоретические основы гармонизации права.................10
1.1. Понятие, способы и виды гармонизации
и унификации права...................................................................... 10
1.2. Международное железнодорожное право
и его гармонизация ........................................................................ 21
1.3. Геостратегические направления гармонизации
железнодорожного права России .............................................. 30
Глава 2. Правовые проблемы гармонизации российского
железнодорожного права ........................................................41
2.1. Гармонизация железнодорожного права
на пространстве колеи 1520 ........................................................ 41
2.2. Сотрудничество российских железных дорог
с международными транспортными организациями ........... 49
2.3. Вступление России в ВТО: правовые аспекты
и актуальность гармонизации железнодорожного
права .................................................................................................. 60
Глава 3. Гармонизация железнодорожного права
на постсоветском пространстве ...........................................70
3.1. Варианты гармонизации права в области технического
регулирования ................................................................................ 70
3.2. Правовое регулирование транспортной безопасности ............ 79
3.3. Проблемы гармонизации железнодорожного права
на пространстве СНГ .................................................................... 92
Глава 4. Гармонизация железнодорожного права:
Россия–Европейский союз ....................................................102
4.1. Директивы ЕС в области железнодорожного
транспорта ..................................................................................... 102
4.2. Интересы российских железных дорог
в Европейском регионе ............................................................... 118
3
Стр.4
4.3. Гармонизация железнодорожного права России и ЕС:
проект «Rail Baltica» .................................................................. 126
Глава 5. Интересы России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе ............................................................................................136
5.1. Российско-китайское сотрудничество в области
железнодорожного транспорта ................................................ 136
5.2. Транссибирская железнодорожная магистраль
и альтернативные железнодорожные проекты
сопредельных государств ........................................................... 142
5.3. Восстановление и модернизация Транскорейской
железнодорожной магистрали: проблемы и риски ............. 152
Заключение ....................................................................................................162
Литература .....................................................................................................167
Приложения: Проекты некоторых правовых актов
в целях гармонизации транспортного
железнодорожного права России ......................................180
Приложение 1. Модельный закон СНГ «О безопасности
на транспорте» ................................................................................. 180
Приложение 2. Проекты международно-правовых
соглашений в сфере железнодорожного транспорта ............. 197
Соглашение об общих требованиях к содержанию
и технической эксплуатации железнодорожного
транспорта Содружества Независимых Государств,
Латвийской Республики, Литовской Республики,
Эстонской Республики (колея 1520) ........................................... 197
Соглашение об основных принципах сотрудничества
государств–участников Содружества Независимых
Государств в сфере железнодорожного транспорта ............... 200
Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Беларусь о развитии
международных железнодорожных перевозок
на территории Союзного государства России
и Белоруссии ..................................................................................... 205
4
Стр.5
Соглашение между Правительством Российской Федерации,
Правительством Республики Корея, Правительством
Корейской Народно-Демократической Республики
о восстановлении и модернизации Транскорейской
железнодорожной магистрали ..................................................... 210
Соглашение между Правительством Российской Федерации,
Правительством Республики Корея, Правительством
Корейской Народно-Демократической Республики
о порядке финансирования работ по модернизации
Транскорейской железнодорожной магистрали ..................... 213
Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Центральным Народным Правительством Китайской
Народной Республики о принципах сотрудничества
и условиях взаимоотношений в области транспортировки
и экспорта нефти и нефтепродуктов .......................................... 216
Стр.6
Введение
В современном мире глобализация экономики, развитие товарообменов
между государствами, необходимость формирования
международных транспортных коридоров приводит к тому, что
все больше возрастает роль транспорта. Общий мировой объем
грузооборота оценивается в триллионах долларов. Значительная
часть мирового грузопотока курсирует между Европой и Азией,
в связи с чем у Российской Федерации с ее географическим
положением имеется уникальный шанс наладить это движение
транзитом через свою территорию. Однако конкуренция альтернативных
проектов транспортных маршрутов, инвестиционная
дороговизна делает эти планы непростыми. Транссибирская железнодорожная
магистраль, существующая более века, испытывает
ряд ограничений как по времени транспортировки, так и по
ее сквозной стоимости, зависящей не только от железнодорожного
транспорта, но и от портовых перевалок.
В настоящее время интенсификация транзитных контейнерных
перевозок выглядит как стратегический инфраструктурный
проект. Актуальны темы транзитного коридора Москва–Токио,
восстановления и модернизации Транскорейской железнодорожной
магистрали и соединения ее с Транссибом, сотрудничества
с Китаем, вхождения врезкой 1520 в европейские узкоколейные
железнодорожные сети.
Обеспечение внешнеэкономических и транзитных связей, ускорение
интеграции в мировой транспортный рынок являются
приоритетными задачами железнодорожного транспорта России.
Это обстоятельство актуализирует ряд вопросов развития, в
частности возникающих при перевозках внешнеторговых грузов,
выполняемых через сухопутные пограничные переходы и морские
порты, в связи с необходимостью ускорения переработки
грузов в транспортных узлах, образованных на стыках железнодорожного
и других видов транспорта. Возникают вопросы из-за
различий в национальных системах транспортного права стран–
участников трафика.
В условиях интенсивного развития международного сотрудничества
в транспортной сфере гармонизации права как основ6
Стр.7
ному международно-правовому методу сближения различных
правовых систем принадлежит центральная роль. Ей отводится
особое место в решении транспортных проблем, возникающих
между различными государствами, создании международной
транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические
параметры и обеспечивающей применение единой технологии
перевозок и правового режима безопасности во всех ее аспектах.
Эффективно проведенная гармонизация права способна не только
сблизить законодательство государств, зачастую принадлежащих
к разным правовым системам, но и устранить имеющиеся
коллизии, пробелы и противоречия, в том числе и в национальном
законодательстве заинтересованных государств, которые
тормозят успешное развитие транспортных систем.
Формирование и развитие международных отношений Российской
Федерации сопровождается возрастающей конкуренцией,
в том числе и в международных транспортных перевозках.
Транспортная среда в глобальном масштабе сохраняет некоторые
свои национальные и региональные особенности, выступает объектом
и одновременно инструментом политического влияния1
.
Часто именно политический фактор осложняет сотрудничество
государств в железнодорожной и иных сферах.
Вместе с тем развитая транспортная инфраструктура способна
обеспечить нормальное функционирование государства, его
безопасность, ликвидировать экономическую отсталость отдельных
регионов, развивать сотрудничество с другими государствами.
Наиболее
актуально для России, ее железнодорожной отрасли
— сотрудничество с ближайшими соседями: европейским регионом,
странами на постсоветском пространстве, с азиатскими
государствами. Со многими из них Россия давно сотрудничает
и гармонизирует правовую базу в области железнодорожного
транспорта, с некоторыми государствами такое сотрудничество
целенаправленно не ведется или находится в начальной стадии.
Гармонизация железнодорожного права может проводиться как
с конкретными государствами, так и в рамках международных
организаций. В связи с предстоящим вступлением России во
Всемирную торговую организацию возникает самостоятельная
1
Якунин В.И. Политология транспорта, М.: Экономика, 2006.
7
Стр.8
проблема соответствия российского законодательства, регулирующего
отношения в сфере железнодорожного транспорта, требованиям
ВТО.
Перед Российской Федерацией стоит важная задача — сохранения
и расширения пространства железнодорожной колеи 1520.
Россию, государства СНГ, страны Балтии связывают ширококолейные
железные дороги, однако в последнее время прибалтийские
государства и партнеры по СНГ все чаще рассматривают
возможности колеи европейского формата, некоторые из них
уже строят такие железные дороги. Это естественное следствие
притяжения геоэкономических систем, в частности европейской.
России же необходимо сохранить уже существующее технологическое
единство на всем пространстве 1520, что ставит задачу
гармонизации технических стандартов и требований транспортной
безопасности.
Существует ряд проблем в сфере железнодорожного транспорта,
затрудняющих сотрудничество на международном уровне
и требующих оперативного разрешения. Среди них такие, как:
снижение привлекательности российских железных дорог для
грузоперевозчика из-за негибкой тарифной политики, в том
числе в рамках международных транспортных коридоров;
недостаточно эффективная система управления перевозками,
выражающаяся в отсутствии единой информационной
и навигационной системы, обмена данными при транзитных
перевозках, что пытаются восполнить двусторонними
соглашениями между отдельными государствами, а это не
способствует созданию единой системы;
усложненность таможенных и пограничных процедур, в результате
чего возрастают временные дополнительные материальные
затраты грузоотправителей;
неурегулированность некоторых вопросов транспортной
безопасности, в том числе слабая координация и эффективность
деятельности международных организаций и органов
государства в области обеспечения транспортной безопасности,
отсутствие соответствующей единой нормативноправовой
базы СНГ;
отсутствие единой системы технического регулирования на
пространстве колеи 1520.
−
−
−
−
−
8
Стр.9
Эти и иные прилежащие актуальные проблемы рассмотрены
в настоящей монографии в разрезе гармонизации российского
железнодорожного права с государствами Евросоюза, СНГ и
азиатско-тихоокеанским соседями. Гармонизация транспортного
права не является панацеей от всех трудностей международных
перевозок, но свою роль в их развитии играет несомненно. А некоторая
запущенность в этой сфере в связи с десятилетиями интенсивных
социально-экономических трансформаций в России и
странах постсоветского пояса делает ее еще более актуальной.
Таким образом, монография, открывая в теоретическом и
прикладном отношении представленную проблематику, особенно
для железнодорожного транспорта, нацелена на практический
вклад в развитие транспортных связей России с сопредельными
геоэкономическими регионами.
Стр.10