Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры и национальной политики Кузбасса
Управление культуры, спорта и молодежной политики
администрации г. Кемерово
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Факультет музыкального искусства
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Сборник научных статей
Выпуск 10
Кемерово 2023
1
Стр.1
УДК 78
ББК 85.31
М89
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, доктор филологических наук, доцент,
ректор Кемеровского государственного института культуры (гл. редактор)
Рецензенты:
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор,
профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения
Кемеровского государственного института культуры;
Н. В. Костюк, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
педагогики, психологии и физической культуры,
проректор по научной и инновационной деятельности
Кемеровского государственного института культуры;
С. Ю. Лысенко, доктор искусствоведения, доцент,
профессор кафедры искусствоведения,
музыкально-инструментального и вокального искусства
Хабаровского государственного института культуры
Составители и научные редакторы:
И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, доцент,
профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства
Кемеровского государственного института культуры, член-корреспондент РАЕ,
член Союза композиторов России;
Н. В. Поморцева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой
музыкознания и музыкально-прикладного искусства
Кемеровского государственного института культуры
Перевод:
О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент,
декан социально-гуманитарного факультета
Кемеровского государственного института культуры
М89
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. /
Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: А. В. Шунков (гл. ред.); сост. и науч. ред.:
И. Г. Умнова, Н. В. Поморцева; пер.: О. В. Ртищева. – Кемерово : КемГИК, 2023. –
Вып. 10. – 321 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0664-3
В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры
в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы
музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам,
аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы
культуры и искусств.
УДК 78
ББК 85.31
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0664-3
© Авторы статей, 2023
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2023
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Десятый выпуск сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом
и прикладном измерении» объединил материалы, отражающие научные, творческие и методические
интересы учёных-музыковедов, педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов
и студентов из регионов России, дальнего и ближнего зарубежья. Впервые в отдельный
раздел «Опыты начинающих исследователей» включены подготовленные совместно с научными
руководителями работы учащихся школ Кемеровской области. Широкий круг
вопросов по проблемам музыкознания и эстетики, музыкальной педагогики и профессиологии,
истории и теории исполнительского искусства традиционно рассматривается в разделах
«Историко-культурные традиции и современные тенденции развития музыкального
искусства» и «Актуальные проблемы музыкального образования и исполнительства». Авторами
научных публикаций первого раздела являются не только занимающиеся многолетними
изысканиями опытные ученые из Минска (Беларусь) и Дубаи (ОАЭ), Якутска и Саратова,
Хабаровска и Казани, но и молодые исследователи из Санкт-Петербурга и Челябинска,
Томска и Новокузнецка.
Объявленный Годом народного искусства и нематериального культурного наследия
народов России 2022 год сфокусировал внимание ряда музыковедов на различных аспектах
традиционных культур. Песенное творчество долган и исполнительская практика музыкальных
коллективов Таймыра анализируются в статье О. Э. Добжанской. Индивидуальный
творческий подход к фольклорному материалу В. П. Веккера на примере сочинений
для баяна выявлен А. С. Едакиной. Особенности формирования и бытования жанра жестокого
романса определены А. С. Гулая. Преломление древнеиндийской поэмы мудреца
Вальмики «Рамаяна» в многочисленных образцах музыкально-театральных представлений
в различных частях Азии рассматриваются Т. В. Карташовой и В. Ю. Антиповой. Разные
научно-исследовательские ракурсы изучения диалога «Восток – Запад» фиксируются
в публикации Сюе Юйбо.
Музыкальные формы, представленные в репертуаре монотембрового виолончельного
ансамбля в эпоху барокко, анализируются М. С. Каменских. Проблеме обнаружения
художественного смысла сонаты В. А. Моцарта через исполнительскую интерпретацию
произведения Э. Гилельсом и Д. Баренбоймом посвящена статья Е. А. Городиловой.
Об особенностях трактовки жанра струнного квартета в творчестве Эдварда Грига на примере
Квартета g-moll размышляют А. А. Картавая и О. В. Синельникова. На различных
гранях творчества австрийского композитора и исполнителя Фридриха Гульды акцентирует
внимание О. А. Глушкова. В центре общего интереса Л. А. Михайловой и О. В. Синельниковой
оказывается редакторская составляющая творчества К. Черни, выдающегося
исполнителя, композитора и педагога. Изучению макротематизма в современной музыкальной
композиции как понятия и как явления посвящена статья А. А. Тихомировой.
О процессе формирования искусства игры на профессиональных духовых инструментах
в начальный период становления отечественной духовой школы говорится в работе
А. А. Шешукова. Новаторские черты гармонического языка М. П. Мусоргского в вокальном
цикле «Без солнца» указаны в совместной работе А. Д. Слободчиковой и О. В. Синельниковой.
Л. Г. Запевалова убедительно обосновывает стилистическое и композиционное
своеобразие фрагмента как жанра в инструментальной музыке Н. К. Метнера.
Об особенностях отражения трагической темы в творчестве Дм. Шостаковича размышляет
Дай Тяньи. Интерес к формам проявления театрального мышления Родиона Щедрина
в фортепианной музыке демонстрирует Д. А. Ивачева. Внимание К. В. Сафронова и
В. Н. Сафроновой привлечено к рассмотрению в творчестве отечественных композиторов
жанров детской фортепианной музыки.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Добжанская О. Э. Творчество самодеятельного поэта-песенника Матвея Чарду:
к вопросу об инновационных процессах в музыкальной культуре долган……………… 6
Карташова Т. В., Антипова В. Ю. Сюжет «Рамаяны» как межкультурный феномен
в зрелищных искусствах Южной и Юго-Восточной Азии………………………………. 13
Сюе Юйбо. Диалог Востока и Запада в контексте музыкального искусства как предмет
исследования………………………………………………………………………………… 20
Едакина А. С. Особенности народно-инструментального творчества В. П. Веккера
на примере «Хорала и фуги» для баяна…………………………………………………… 24
Гулая А. С. Особенности формирования жанра жестокий романс…………………….... 29
Шешуков А. А. Становление отечественной школы обучения игре на духовых инструментах
в XVIII веке………………………………………………………………………. 33
Дай Тяньи. Трагическая тема в творчестве Д. Шостаковича……………………………. 36
Слободчикова А. Д., Синельникова О. В. Новаторство гармонического языка
М. П. Мусоргского на примере вокального цикла «Без солнца»………………………... 40
Каменских М. С. Музыка для двух виолончелей в эпоху барокко……………………… 52
Михайлова Л. А., Синельникова О. В. Карл Черни как редактор клавирных произведений
И. С. Баха: опыт полифонического мастерства………………………………..... 57
Городилова Е. А. Интонационная теория Б. Асафьева и проблемы исполнительской
сегментации произведения (на примере первой части сонаты № 8 К 310 a-moll
В. А. Моцарта)………………………………………………………………………………. 65
Глушкова О. А. Пианист и композитор Фридрих Гульда: эволюция авторского
стиля………………………………………………………………………………………….. 73
Васюнина О. С., Синельникова О. В. Расширение параметров классической тональности
в гармонии Ф. Шуберта (на примере сборника «Лебединая песня»)…………….. 77
Запевалова Л. Г. Стилистические и композиционные особенности фрагмента как жанра
в музыке (на примере фортепианного цикла «Четыре лирических фрагмента»
Н. К. Метнера)…………………………………………………………………………...….. 85
Картавая А. А., Синельникова О. В. Струнный квартет g-moll Эдварда Грига:
трактовка жанра……………………………………………………………………………... 91
Тихомирова А. А. Макротематизм в современной музыкальной композиции: понятие
и явление…………………………………………………………………………………...... 103
Ивачева Д. А. Формы проявления театральности в фортепианной музыке Родиона
Щедрина……………………………………………………………………………………... 108
Додонова С. Г. Эстетические аспекты конкурсно-фестивального движения в пространстве
современной музыкальной культуры……………………………………………….... 119
318
Стр.318
Резванова Г. В., Сырвачева С. С. Музыкально-просветительская деятельность в Хабаровске
(на примере краевой филармонии и студенческой филармонии ХГИК)............... 124
Сафронов К. В., Сафронова В. Н. Детская фортепианная музыка в творчестве композиторов
России………………………………………………………………………………. 128
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Горбунова В. И., Поморцева Н. В. Технология контент-маркетинга в продвижении
деятельности учреждения культуры……………………………………………………….. 136
Безменникова С. Н. Социокультурное проектирование в практике муниципальных
учреждений культуры в г. Кемерово………………………………………………………. 141
Бостаногова Ю. О. Формы повышения квалификации преподавателей как необходимая
составляющая профессиональной преподавательской деятельности……………. 144
Афанасьева А. А., Смирнов А. В. Оркестр народных инструментов как средство
межэтнического взаимодействия…………………………………………………………… 150
Пригодич Е. О. Лекция-концерт как форма сохранения и укрепления духовно-нравственных
ценностей……………………………………………………………………………. 156
Гончарова Е. А., Московченко Ж. В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на отделении предпрофессиональной подготовки в творческом вузе…………………... 163
Жигульский И. А., Захарченко В. С. Духовно-нравственное воспитание подростков
в ансамбле «Диксиленд» КГБУ «Детский дом № 1» г. Хабаровска……….……………... 168
Долгова Ю. О. Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания подростков………………………………………………………………………………………....
172
Дуда Е. Р., Добжанская О. Э. Музыкальная театрализация в школе как средство
гармоничного развития ребенка………………………………………………………….... 176
Емельянова А. А., Мороз Т. И. Специфика организации музыкального обучения
детей с ОВЗ в условиях ДМШ / ДШИ (на примере деятельности ДШИ № 47 имени
М. Ф. Мацулевич г. Новокузнецка)………………………………………………………... 180
Константинова А. Ю., Токарева С. Н. Использование принципов клипового мышления
в обучении школьников………………………………..…………………………….. 187
Потешкина О. И. Музыкальные игры как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста………………………………………………………. 191
Котляров М. Г., Котляров В. М. Проблемы развития народно-певческих навыков
у детей младшего школьного возраста в ДПО……………………………………………. 195
Зарецкая Н. Н. Современные проблемы привлечения детей к поступлению в класс
домры и способы их решения………………………………………………….…………… 200
Камынина В. В. Целесообразность применения «короткого» и «длинного» рычага
в классической гитаре………………………………………………………………………... 203
Мицкевич Н. А., Седова Т. В. Формирование навыка чтения с листа на начальном
этапе обучения в классе балалайки………………………………………………………… 207
319
Стр.319
Соловьев А. В., Соловьева И. В. Проблемы и перспективы обучения игре на ударных
инструментах русской фольклорной традиции в детской музыкальной школе:
«дрова» – народный ксилофон…………………………………………………………….. 212
Шабаев Э. Р., Автайкина К. В. Формирование исполнительских навыков на начальном
этапе обучения игре на аккордеоне…………………………………………………... 218
Смирнов А. В. Новые тенденции в формировании репертуара для баяна и аккордеона 222
Солнышкина П. Л. Специфика обработки народных песен для домры (на примере
произведений А. А. Цыганкова)……………………………………………………………. 228
Таюкин А. М. Процесс работы над музыкальным произведением как важный фактор
в деятельности музыканта-исполнителя………………...………………………………… 233
Табаргина Е. В., Протасова Н. Г. Блестящие вариации на тему рондо из оперы Ф. Герольда
«Людовик» Ф. Шопена: анализ интерпретаций В. Ашкенази и М. Гринберг…. 241
Харсенюк О. Н. Развитие творческих способностей в классе импровизации………….. 250
Лунева А. В. Значение развития педагогического мастерства в деятельности руководителя
хорового коллектива………………………………………………………………… 253
Кокина О. С. Компетентностный подход в подготовке будущего руководителя хорового
коллектива……………………………………………………………………………... 259
Се Сяоцао. Особенности дирижирования как способа невербального общения………. 263
Шорохова И. В., Гольская А. О., Крылов И. А. Учебная дисциплина «Хоровой театр»:
особенности распевания коллектива………………………………………………………. 267
Барабаш Т. В., Лисименко А. С. Распевание как способ развития вокального дыхания 274
Василенко А. В., Котлярова Т. А. Современные способы формирования репертуара
народно-певческого коллектива…………………………………………………….. 280
Котлярова Т. А., Мороз О. С. Стилистические особенности западнорусской женской
исполнительской традиции и использование ее в концертной практике ансамбля
народной музыки «Любава»………………………………………………………………... 285
Бородина Е. М., Пронкевич Г. В. Опыт работы по сохранению и развитию народнопевческой
традиции в любительском творчестве (на примере молодежного фольклорного
ансамбля «Сладка ягода»)……………………………………………………………. 290
Раздел 3. ОПЫТЫ НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Азизов Д. А., Шалина А. В., Кравченко Ю. Г., Шишкина М. В. Музыкальное и мультипликационное
воплощение образов героев басни И. А. Крылова «Квартет»………... 297
Постникова А. П., Заиграева В. А. Музыка войны……………………………………... 300
Слепцова С. С., Заиграева В. А. Страницы истории вокально-хорового коллектива
ветеранов «Родничок»……………………………………………………………………… 303
Кротовская А. Н., Заиграева В. А. Творчество композиторов Кузбасса – ветеранам… 306
Шишкова П. Д., Цуканова К. А. Музыкальный диктант: проблемы и перспективы…. 310
Сведения об авторах………………………………………………………………………. 312
320
Стр.320