УДК 399.1
ББК 65.290
С80
Стикдорн М.
С80 Сервис-дизайн на практике: Проектирование лучшего клиентского опыта /
Марк Стикдорн, Адам Лоуренс, Маркус Хормес, Якоб Шнайдер ; Пер. с англ. —
М. : Альпина Паблишер, 2023. — 560 с.
ISBN 978-5-9614-8146-4
Эта книга — главное руководство по практике применения сервис-дизайна
в мире. Она нужна всем, кто хочет, чтобы все процессы в компании были ориентированы
на потребности клиента. В ней вы найдете подробное описание
основных этапов, методов и инструментов сервис-дизайна.
Книга была создана десятками профессионалов из разных стран, которые
делились своим опытом и работали в соответствии с основными правилами
сервис-дизайна, то есть улучшали текст книги итеративно. Множество кейсов
помогут вам лучше понять, как применять сервис-дизайн на практике.
Вы узнае те, как проводить исследования, генерировать идеи, создавать прототипы,
работать с пользователями и внедрять сервис-дизайн во всей организации,
чтобы в итоге получить полезный, запоминающийся, впечатляющий,
по-настоящему уникальный продукт.
УДК 399.1
ББК 65.290
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в интернете и в корпоративных сетях,
а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письмен ного разрешения
владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.
Authorized Russian translation of the English edition of
This Is Service Design Doing
© 2018 Marc Stickdorn, Markus Hormess, Adam
Lawrence, Jakob Schneider.
This translation is published and sold by permission of
O’Reilly Media, Inc., which owns or controls all rights
to publish and sell the same
ISBN 978-5-9614-8146-4 (рус.)
ISBN 978-1-491-92718-2 (англ.)
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина Паблишер», 2023
Переводчик Алексей Капанадзе
Редактор Любовь Любавина
Научные редакторы русскоязычного издания:
Данила Максишко CX-менеджер в hh.ru,
тренер и консультант
по сервис-дизайну
Руслан Радь
Head of Service Design
Team, Beeline
Антон Веревкин Директор по клиентскому
опыту, First
Ирина Баранова Сооснователь сервисдизайн-агентства
INEX
Service Design
Игорь Волошин Руководитель Discovery
Team в CoinsPaid
Анастасия Тайц
Senior service designer,
Philips Experience Design
Евгения Черкашина CEO сервис-дизайнагентства
humex
by red_mad_robot
Александр Плигин Исследователь ARC
Евгения Слободкина Исследователь ARC
Елена Свергуненко Руководитель
направления
b2c-исследований ARC
Стр.5
4 / 5
01
ЗАЧЕМ НУЖЕН
СЕРВИС- ДИЗАЙН
1.1 Чего хотят клиенты ............................................................................................23
1.2 Вызовы для организаций .............................................................................26
1.2.1 Наделенные возможностями клиенты .................................................26
1.2.2 Изолированные подразделения ............................................................... 27
1.2.3 Потребность винновациях ............................................................................30
1.2.4 Организации реагируют ................................................................................... 31
1.3 Почему именно сервис- дизайн?............................................................34
02
ЧТО ТАКОЕ
СЕРВИС-ДИЗАЙН
2.1 Определение сервис- дизайна .................................................................39
2.2 Различные точки зрения ...............................................................................41
2.2.1 Сервис- дизайн как мировоззрение ........................................................41
2.2.2 Сервис- дизайн как процесс ...........................................................................41
2.2.3 Сервис- дизайн как набор инструментов ............................................41
2.2.4 Сервис- дизайн как междисциплинарный язык ...........................42
2.2.5 Сервис- дизайн как управленческий подход ..................................42
2.3 Истоки иразвитие ...............................................................................................43
2.4 Чем НЕ является сервис- дизайн ...........................................................44
2.4.1 Это непросто ради украшательства ...................................................... 44
2.4.2 Это непросто «клиентский сервис» ....................................................... 44
2.4.3 Это непросто «восстановление обслуживания» ......................... 44
2.5 Новый взгляд напринципы сервис- дизайна .............................45
2.5.1 Первоисточник ........................................................................................................45
2.5.2 Новое ................................................................................................................................46
Стр.6
Сервис-дизайн на практике
03
ОСНОВНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
СЕРВИС-ДИЗАЙНА
3.1 Исследовательские данные .......................................................................58
3.2 Персоны .........................................................................................................................61
3.3 Карты пути ................................................................................................................. 64
3.3.1 Типология карт пути ............................................................................................70
3.3.2 Сервис -блюпринт ..................................................................................................74
3.4 Карты систем ............................................................................................................78
3.4.1 Карты стейкхолдеров ..........................................................................................79
3.4.2 Карты ценностных сетей ..................................................................................82
3.4.3 Карты экосистем .....................................................................................................82
3.5 Прототипы сервиса ............................................................................................85
3.5.1 Прототипы (взаимо)действий, сервисных процессов
исценариев ................................................................................................................87
3.5.2 Прототипы физических объектов .............................................................89
3.5.3 Прототипы сред, пространств иархитектуры..................................91
3.5.4 Прототипы цифровых артефактов ипрограммного
обеспечения ..............................................................................................................92
3.5.5 Прототипы экосистем ибизнес-ценностей......................................94
3.6 Шаблон бизнес- модели..................................................................................96
04
ОСНОВНЫЕ АКТИВНОСТИ
ВПРОЦЕССЕ
СЕРВИС- ДИЗАЙНА
4.1 Впоисках процесса, позволяющего
спроектироватьуслугу .................................................................................103
4.2 Основные закономерности
иособенности процесса сервис-дизайна ...................................105
4.2.1 Дивергентное иконвергентное
мышление идеятельность ........................................................................... 105
4.2.2 Прежде чем правильно решать проблему,
убедитесь, что вы решаете правильную проблему ..................106
4.2.3 Все дизайн- процессы похожи… тем, что они разные .............108
4.3 Введение восновные виды активностей
сервис- дизайна ...................................................................................................... 111
Стр.7
6 / 7
05
ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1 Процесс проведения исследований
всервис-дизайне ...............................................................................................120
5.1.1 Охват исследований ивопрос для исследований ................... 120
5.1.2 Планирование исследований ....................................................................122
5.1.3 Сбор данных ..............................................................................................................125
5.1.4 Визуализация данных, их синтез ианализ .......................................131
5.1.5 Использование результатов исследований ................................... 134
5.2 Методы сбора данных .................................................................................... 137
5.3 Методы визуализации, синтеза ианализа данных ............147
5.4 Кейсы .............................................................................................................................154
5.4.1 Кейс: Использование этнографии сцелью получения
практических выводов .................................................................................... 156
5.4.2 Кейс: Использование качественных иколичественных
исследований всервис- дизайне ............................................................ 159
5.4.3 Кейс: Создание ииспользование персон ........................................ 162
5.4.4 Кейс: Иллюстрирование данных исследования
спомощью карт пути ......................................................................................... 166
5.4.5 Кейс: Создание карт пути для текущего
состояния («как есть») ибудущего состояния
(«как может быть позже») ............................................................................... 169
06
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ
6.1 Идеи ................................................................................................................................178
6.2 Решения ..................................................................................................................... 180
6.3 Процесс генерации идей ............................................................................183
6.3.1 Планирование сессии погенерации идей .................................... 183
6.3.2 Генерация идей ..................................................................................................... 185
6.3.3 Отбор идей ................................................................................................................ 187
6.3.4 Документация .........................................................................................................189
6.4 Методы генерации идей .............................................................................197
6.5 Кейсы ............................................................................................................................208
6.5.1 Кейс: Открытие студии дизайна для своих клиентов ............. 210
6.5.2 Кейс: Совместное проектирование
посредством гибридных методов ...........................................................213
6.5.3 Кейс: Развитие идей наоснове
практических исследований ...................................................................... 216
6.5.4 Кейс: Генерация идей засчет комбинации методов ............. 220
6.5.5 Кейс: Стимулирование креативности спомощью
визуальных материалов- триггеров .......................................................223
Стр.8
Сервис-дизайн на практике
07
ПРОТО ТИПИРОВАНИЕ
7.1 Процесс прототипированиясервисов .......................................... 232
7.1.1 Определитесь сцелью ....................................................................................232
7.1.2 Решите, ответы накакие вопросы вы хотите получить
спомощью прототипирования ................................................................ 234
7.1.3 Оцените, что нужно сделать или построить .................................. 236
7.1.4 Планирование прототипирование ...................................................... 238
7.1.5 Проведение сессий прототипирования ..........................................244
7.1.6 Синтез ианализ данных ................................................................................246
7.1.7 Визуализация результатов прототипирования ..........................248
7.2 Методы прототипирования ...................................................................... 251
7.3 Кейсы ............................................................................................................................264
7.3.1 Кейс: Содействие эффективному сотворчеству спомощью
прототипирования минимально работоспособных
решений иконтекстуальных мокапов ............................................... 266
7.3.2 Кейс: Использование прототипирования исотворчества
для создания чувства сопричастности
итесного сотрудничества .............................................................................272
7.3.3 Кейс: Вовлечение персонала истейкхолдеров впроцесс
прототипирования для постоянного развития .......................... 276
7.3.4 Кейс: Минимально привлекательные продукты,
живые прототипы ивысокоточное
прототипирование вформате эскизов вкоде ............................ 279
7.3.5 Кейс: Использование ролевой игры исимуляций
при прототипировании вмасштабе 1:1 .............................................. 282
7.3.6 Кейс: Использование многомерного
прототипирования для создания иитеративного
развития моделей сервиса ибизнес- моделей ..........................284
08
ВНЕДРЕНИЕ
8.1 Отпрототипа кпроизводству ................................................................292
8.1.1 Что значит «внедрение» ................................................................................ 292
8.1.2 Планирование человек оориентированного
внедрения .................................................................................................................294
8.1.3 Четыре области внедрения ........................................................................294
8.2 Сервис- дизайн иуправлениеизменениями ...........................295
8.2.1 Знайте, как меняются люди......................................................................... 295
8.2.2 Понимание того, что именно изменится ......................................... 296
8.2.3 Представления иэмоции .............................................................................298
8.3 Сервис- дизайн иразработка
программного обеспечения .................................................................. 300
8.3.1 Базовые факторы .................................................................................................300
8.3.2 Внедрение ................................................................................................................ 303
8.4 Сервис- дизайн иуправление продуктами ...............................309
8.5 Сервис- дизайн иархитектура ................................................................318
8.5.1 Стадия 1. Изменение мышления .............................................................. 319
8.5.2 Стадия 2. Оценка потребностей .............................................................. 320
8.5.3 Стадия 3. Создание ...............................................................................................321
8.5.4 Стадия 4. Тестирование ..................................................................................322
8.5.5 Стадия 5. Постройка ...........................................................................................322
8.5.6 Стадия 6. Мониторинг ......................................................................................323
8.5.7 Подругую сторону: чему сервис- дизайн
может научиться уархитектуры .............................................................. 324
8.6 Кейсы ............................................................................................................................326
8.6.1 Кейс: Наделение сотрудников возможностями
иполномочиями постабильному внедрению
сервис- дизай н-проекта ................................................................................. 328
8.6.2 Кейс: Использование сервис- дизай на дляулучшения
опыта/впечатлений, создания импульса иполучения
результатов всфере продаж .......................................................................333
Стр.9
8 / 9
09
8.6.3 Кейс: Внедрение сервис- дизай на встартап,
разрабатывающий программное обеспечение .........................337
8.6.4 Кейс: Измеримое позитивное воздействие
набизнес путем тестирования ивнедрения проектов
всфере сервис- дизайн а................................................................................ 342
ПРОЦЕСС
СЕРВИС-ДИЗАЙНА
ИУПРАВЛЕНИЕ ИМ
9.1 Понимание процесса сервис-дизайна:
краткое объяснение напримере .......................................................350
9.2 Планирование сервис-дизай н-процесса .................................... 357
9.2.1 Постановка исходной задачи. Цели, границы, контекст ......357
9.2.2 Подготовительные исследования .......................................................... 358
9.2.3 Проектная команда и стейкхолдеры ...................................................359
9.2.4 Структура: проект, итерации, активности ........................................ 363
9.2.5 Одновременная работа понескольким направлениям ......372
9.2.6 Фазы ивехи проекта ..........................................................................................372
9.2.7 Промежуточные иконечные результаты ..........................................375
9.2.8 Документация иотчетность .........................................................................375
9.2.9 Составление бюджета ..................................................................................... 378
9.2.10 Типы мышления, принципы, стиль .......................................................380
9.3 Управление процессом сервис-дизайна .....................................381
9.3.1 Планирование итераций ............................................................................... 381
9.3.2 Управление итерациями .............................................................................. 383
9.3.3 Обзор проведенной итерации ................................................................ 387
9.4 Шаблоны процессов .......................................................................................389
9.5 Кейсы ............................................................................................................................396
9.5.1 Кейс: Разработка тиражируемых процессов
для постоянного совершенствования сервисов
иклиентского опыта набольшом масштабе ................................398
9.5.2 Кейс: Управление стратегическими дизайн- проектами .....401
9.5.3 Кейс: Использование пятидневного спринта
посервис- дизайну для создания
единой многоканальной стратегии .................................................... 404
Стр.10
Сервис-дизайн на практике
10
ВОРФАСИЛИТАЦИЯ
КШОПОВ
10.1 Ключевые принципы фасилитации ..................................................412
10.1.1 Согласие ...................................................................................................................... 412
10.1.2 Статус ............................................................................................................................. 413
10.1.3 Нейтральность ........................................................................................................ 413
10.2 Стили ироли фасилитации...................................................................... 414
10.2.1 Выбор роли ...............................................................................................................414
10.2.2 Совместная фасилитация .............................................................................. 415
10.2.3 Можетли член команды выступать
вкачестве фасилитатора ...............................................................................416
10.3 Факторы успеха ...................................................................................................417
10.3.1 Формирование команды ...............................................................................417
10.3.2 Цели иожидания .................................................................................................417
10.3.3 Планирование работы .....................................................................................418
10.3.4 Создание безопасного пространства ..................................................418
10.3.5 Режимы работы вкомандах .......................................................................424
10.4 Ключевые техники фасилитации .......................................................427
10.4.1 Разминки ....................................................................................................................427
10.4.2 Тайминг .......................................................................................................................428
10.4.3 Помещение ..............................................................................................................428
10.4.4 Инструменты иреквизит ..............................................................................429
10.4.5 Визуализация .........................................................................................................429
10.4.6 Запишите инаклейте, атопотеряете. Профессиональное
руководство поиспользованию стикеров .....................................430
10.4.7 Расположение впространстве ................................................................. 431
10.4.8 Обратная связь ..................................................................................................... 432
10.4.9 Изменение статуса ............................................................................................. 433
10.4.10 Делать, анеговорить ....................................................................................... 435
10.4.11 Рост фасилитатора ............................................................................................. 435
10.5 Методы ........................................................................................................................436
10.6 Кейсы ...........................................................................................................................440
10.6.1 Кейс: Захватывающая сила неизведанного. ..................................442
10.6.2 Кейс: Разворот исмена фокуса ............................................................... 444
11
ПРОССОЗДАНИЕ
ДЛЯСЕРВИС- ДИЗАЙНА
11.1 Типы пространств ............................................................................................ 450
ТРАНСТВА
11.1.1 Мобильные решения:
наборы, тележки, фургоны ...........................................................................450
11.1.2 Временные внешние:
внезапно возникающие пространства .............................................450
11.1.3 Временное внутреннее: сквот .................................................................. 451
11.1.4 Постоянное внешнее:
ретрит или представительство ................................................................ 452
11.1.5 Постоянное внутреннее: студия ............................................................. 452
11.2 Создание пространства .............................................................................. 454
11.2.1 Пространство .........................................................................................................454
11.2.2 Стены .............................................................................................................................454
11.2.3 Разделение пространства ........................................................................... 455
11.2.4 Звук .................................................................................................................................457
11.2.5 Гибкость .......................................................................................................................457
11.2.6 Мебель .........................................................................................................................457
11.2.7 Связи .............................................................................................................................458
11.2.8 Низкие ивысокие технологии .................................................................458
11.2.9 Источники вдохновения................................................................................458
11.2.10 Шрамы ..........................................................................................................................459
11.2.11 Разложить процесс? .........................................................................................459
11.3 Спространством или без? .........................................................................461
11.4 Кейсы ............................................................................................................................462
11.4.1 Кейс: Отправляем сообщение
вкрупной корпорации ...................................................................................464
11.4.2 Кейс: Сеем зерна инноваций иперемен ........................................467
Стр.11
10 / 11
12
ВНЕДРЕНИЕ CЕРВИСДИЗАЙНА
ВРАБОЧИЙ
ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИЙ
12.1 Первые шаги..........................................................................................................475
12.1.1 Начинайте снебольших проектов ........................................................476
12.1.2 Заручитесь поддержкой менеджмента ............................................477
12.1.3 Повышайте уровень осведомленности ............................................478
12.1.4 Наращивайте компетентность сотрудников .................................479
12.1.5 Обеспечьте простор для экспериментов ........................................479
12.2 Увеличение масштабов .............................................................................. 482
12.2.1 Ядро команды сервис- дизайна ...............................................................482
12.2.2 Расширенные проектные команды .....................................................482
12.2.3 Выберите название, соответствующее
вашей корпоративной культуре .............................................................483
12.2.4 Налаживайте иподдерживайте отношения сболее
широким сообществом сервис-дизайнеров .............................. 484
12.3 Утверждая умения .......................................................................................... 487
12.4 Дизайн- спринты ................................................................................................493
12.5 Кейсы ........................................................................................................................... 496
12.5.1 Кейс: Включение сервис- дизайна вобщенациональную
учебную программу длястарших классов .....................................500
12.5.2 Кейс: введение сервис- дизайна вправительственной
организации ............................................................................................................504
12.5.3 Кейс: Усиление осведомленности осервис-дизайне
иразвитие компетентности вэтой области
наобщенациональном уровне ................................................................507
12.5.4 Кейс: Интеграция проектирования услуг
вструктуру работы международной организации ....................511
12.5.5 Кейс: Создание клиентоцентричной корпоративной
культуры спомощью сервис-дизайна..................................................515
12.5.6 Кейс: Формирование корпуса знаний вобласти
сервис- дизайна для различных проектов ....................................... 519
Бонус
СЕРВИС-ДИЗАЙН
ВРОССИИ
Кейс 1 Сервис- дизайн-подходы для ипотечного бизнеса ..............528
Кейс 2 Как спомощью сервис- дизайна помочь
самому молодому городу вРоссии стать
одним изглавных IT-городов страны? ...........................................530
Кейс 3 Как продать все апартаменты
еще дозаезда жильцов .............................................................................. 532
Кейс 4 Почему гражданам трудно принимать помощь
отгосударства ипри чем здесь сервис- дизайн .....................534
Кейс 5 Забота компании, которая чуть
необернулась ненавистью клиентов ............................................. 537
Стр.12