Воспоминания о Морозове
Содержание
Сергей Наровчатов. <...> OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ
18 февраля 1897 года увидел свет тот самый Мика, который стал известен миллионам людей по
знаменитой картине Валентина Серова. <...> Говоря о Михаиле Михайловиче
Морозове, мы никогда не сможем миновать значительнейших тем нашего искусствознания и
литературоведения: Шекспир в России, Шекспир в Советской стране. <...> Нет необходимости объяснять, что обе эти темы знаменуют не только прославление великого
английского писателя, но торжество гуманистического прогрессивного течения в русской общественной
мысли. <...> Мы не ошибемся, если скажем, что творческая деятельность Михаила Михайловича Морозова
явилась, с одной стороны, подытоживанием отечественного шекспироведения, начиная со времен
Сумарокова и Карамзина, кончая нашими днями, и, с другой стороны, ясными и широкими
перспективами дальнейшего изучения шекспировского наследия. <...> Известно, какой глубокий след оставил Уильям Шекспир в сознании русских читателей и
зрителей. <...> Всем этим заветам неуклонно следовал Михаил Михайлович Морозов, продолжая и приумножая
достигнутое в своих исследованиях, в своем творчестве. <...> Для нас Англия была и останется родиной
Томаса Мора и Уильяма Шекспира. <...> Михаил Михайлович Морозов легко и свободно произносил эти два
имени, знаменующие для нас национальный дух Англии. <...> Интернационализм морозовского мышления
отразился и в его работе в журнале "Новости" на английском языке, главным редактором которого он
был многие годы. <...> Вместе со многими и
многими своими сверстниками я принадлежу к числу тех, кому выпало счастье слушать Михаила
Михайловича с университетской кафедры. <...> Сергей Наровчатов
КРОВНОЕ РОДСТВО С ТЕАТРОМ
В Третьяковской галерее, в зале, посвященном живописи Валентина Александровича Серова,
посетитель сразу бывает привлечен <...>
Воспоминания_о_Морозове.pdf
Воспоминания о Морозове
Содержание
Сергей Наровчатов.Жизнь в искусстве
Павел Антокольский. Кровное родство с театром
Арсений Тарковский. Яркое горение души
Виктор Комиссаржевский. Морозов вчера, сегодня, завтра
Морозов М. М. Театр Шекспира (Сост. Е. М. Буромская-Морозова; Общ. ред. и вступ. ст. С. И.
Бэлзы). -М.: Всерос. театр. о-во, 1984.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ
18 февраля 1897 года увидел свет тот самый Мика, который стал известен миллионам людей по
знаменитой картине Валентина Серова. Это, конечно, счастливое, хотя и знаменательное совпадение, и
мы нынче останавливаемся на нем разве лишь для того, чтобы подчеркнуть, что жизнь Морозова,
воистину по воле судеб, была связана с искусством от ранней зари до раннего заката. Причем с большим
искусством отечественных, европейских, глобальных масштабов. Говоря о Михаиле Михайловиче
Морозове, мы никогда не сможем миновать значительнейших тем нашего искусствознания и
литературоведения:Шекспир в России,Шекспир в Советской стране.
Нет необходимости объяснять, что обе эти темы знаменуют не только прославление великого
английского писателя, но торжество гуманистического прогрессивного течения в русской общественной
мысли. Одновременно это было и торжество реализма, поднятого в шекспировской драматургии на
высочайшую и непревзойденную ступень.
Мы не ошибемся, если скажем, что творческая деятельность Михаила Михайловича Морозова
явилась, с одной стороны, подытоживанием отечественного шекспироведения, начиная со времен
Сумарокова и Карамзина, кончая нашими днями, и, с другой стороны, ясными и широкими
перспективами дальнейшего изучения шекспировского наследия.
Известно, какой глубокий след оставил Уильям Шекспир в сознании русских читателей и
зрителей. На протяжении двух с лишним столетий происходила неуследимая и неотвратимая
"шекспиризация" восприятия литературных и сценических явлений. Наши отцы, деды и прадеды с юных
лет привыкали к широчайшей масштабности событий и характеров шекспировских произведений. Всей
силой своего гения способствовали такому усвоению корифеи нашей литературы Пушкин и Лермонтов,
Тургенев и Островский. Виссарион Белинский увидел в Шекспире поэта, неразрывно связанного с
духовными движениями своей эпохи, пример демократичности, гуманности, художественной
правдивости.
Всем этим заветам неуклонно следовал Михаил Михайлович Морозов, продолжая и приумножая
достигнутое в своих исследованиях, в своем творчестве. Его работы о языке и стиле великого писателя
вошли в золотой фонд шекспироведения как в нашей стране, так и за ее рубежами.
Близость культур всегда знаменует близость народов. Для нас Англия была и останется родиной
Томаса Мора и Уильяма Шекспира. Михаил Михайлович Морозов легко и свободно произносил эти два
имени, знаменующие для нас национальный дух Англии. Интернационализм морозовского мышления
отразился и в его работе в журнале "Новости" на английском языке, главным редактором которого он
был многие годы.
В заключение я хочу внести, личную ноту в чествование памяти Морозова. Вместе со многими и
многими своими сверстниками я принадлежу к числу тех, кому выпало счастье слушать Михаила
Михайловича с университетской кафедры. До конца своих дней все мы, в том числе я, сохраним
воспоминание о вдохновенных чтениях, более похожих на стихи в прозе, чем на лекции.
Сергей Наровчатов
Стр.1