Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Обработка экспериментальных данных в гуманитарных исследованиях

0   0
АвторыТретьяков Сергей Анатольевич, Курманова Сабиля Андреевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц116
ID824634
АннотацияУчебно-методическое пособие включает описание ряда наиболее часто используемых методов статистической обработки результатов гуманитарных исследований (как параметрических, так и непараметрических), рекомендации по их реализации в MS Excel, примеры применения методов в конкретных задачах, а также упражнения и контрольные вопросы, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Приводятся необходимые таблицы критических значений статистических параметров. Пособие предназначено для лиц, осуществляющих научные исследования в области гуманитарных наук – педагогов, аспирантов, магистрантов, а также обучающихся старших курсов гуманитарных направлений подготовки.
Обработка экспериментальных данных в гуманитарных исследованиях : учебно-методическое пособие / С.А. Третьяков, С.А. Курманова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824634 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Обработка_экспериментальных_данных_в_гуманитарных_исследованиях.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут, 2022
Стр.1
УДК 519.22(075.8) ББК 22.172я73-9 О-23 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Мугаллимова Светлана Ринатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики Сургутский государственный педагогический университет Ниязова Амина Абтрахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет О-23 Обработка экспериментальных данных в гуманитарных исследованиях : учебно-методическое пособие / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители : С. А. Третьяков, С. А. Курманова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 115, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие включает описание ряда наиболее часто используемых методов статистической обработки результатов гуманитарных исследований (как параметрических, так и непараметрических), рекомендации по их реализации в MS Excel, примеры применения методов в конкретных задачах, а также упражнения и контрольные вопросы, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Приводятся необходимые таблицы критических значений статистических параметров. Пособие предназначено для лиц, осуществляющих научные исследования в области гуманитарных наук – педагогов, аспирантов, магистрантов, а также обучающихся старших курсов гуманитарных направлений подготовки. УДК 519.22(075.8) ББК 22.172я73-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................................. 4 1. Первичная обработка экспериментальных данных ......................................................................... 6 1.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 6 1.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 17 1.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 21 1.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 23 2. Точечные и интервальные оценки для числовых характеристик генеральной совокупности .... 24 2.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 24 2.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 34 2.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 37 2.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 38 3. Проверка статистических гипотез .................................................................................................... 39 3.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 39 3.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 44 3.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 47 3.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 50 4. Корреляционный анализ .................................................................................................................... 51 4.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 51 4.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 55 4.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 61 4.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 63 5. Регрессионный анализ ....................................................................................................................... 64 5.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 64 5.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 69 5.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 76 5.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 77 6. Однофакторный дисперсионный анализ .......................................................................................... 78 6.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 78 6.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 84 6.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 86 6.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 87 7. Экспоненциальное сглаживание и прогнозирование ...................................................................... 88 7.1 Теоретические сведения .................................................................................................................. 89 7.2 Примеры решения задач .................................................................................................................. 96 7.3 Упражнения ...................................................................................................................................... 100 7.4 Контрольные вопросы ...................................................................................................................... 102 Список используемых источников ....................................................................................................... 103 Приложения ............................................................................................................................................ 105
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Рано или поздно всякая правильная математика находит применение в том или ином деле. А.Н. Крылов Особое место в современной науке заняло математическое моделирование – способ формального описания зачастую плохо формализуемых явлений, процессов и систем на основе анализа статистических данных. Математическое моделирование позволяет устанавливать закономерности в развитии систем, выявлять зависимость одних характеристик и показателей от других, прогнозировать будущее состояние исследуемых явлений, предлагать пути достижения желаемых состояний изучаемой системы. Сегодня в мировой науке ни одно исследование в области социологии, права, экономики не мыслимо без построения моделей исследуемых явлений и процессов, без опоры на твердую почву статистических выводов. Педагогика и психология успешно применяют методы моделирования и анализа статистических данных при выдвижении и подтверждении научных гипотез. Социологи применяют математический аппарат и специализированные программные средства для изучения результатов опросов. Сугубо гуманитарные отрасли науки, такие как, например, филология, взяли на вооружение контент-анализ текстов – не что иное, как статистический анализ количественных данных, характеризующих текстовые массивы. На сегодняшний день при изучении сложно формализуемых процессов и явлений (к которым относятся процессы гуманитарного характера) все большую роль играют математические методы и методы математического моделирования, как способ формального описания сложных систем. Оперирование качественными признаками не позволяет в полной мере выявить сложные закономерности взаимодействия элементов систем. Исследование количественных признаков позволяет получить более убедительную доказательную базу в исследованиях социальных, педагогических, психологических и т.д. систем. Исследователь получает все необходимые инструменты для планирования, проведения и интерпретации результатов эксперимента. Сам эксперимент проходит по строго формализованным правилам. Появление электронных таблиц (табличных процессоров) привело к тому, что статистические методы, ранее доступные лишь узкому кругу математиков, стали использоваться широким кругом специалистов разных областей. Дальнейшее развитие программного обеспечения привело к созданию большого количества прикладных пакетов по статистике. Удобной универсальной вычислительной средой для решения задач обработки экспериментальных данных является табличный процессор Microsoft Excel. Учебно-методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам гуманитарных направлений обучения. Оно направлено на формирование умений применения математического инструментария при решении профессиональных задач, количественно и в системе представить знания изучаемой дисциплины. Для освоения представленных математических методов обучающиеся используют знания и умения, сформированные в процессе изучения ряда математических дисциплин: «Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика». Результаты использования данного пособия: Когнитивный компонент отражает знание основных положений классических разделов математической статистики. Ориентировочный компонент отражает умение осуществлять логический анализа математических объектов и процедур в процессе изучения приложения статистических методов в гуманитарных исследованиях. Операциональный компонент включает: умение выделить математические понятия в соответствии с решаемой задачей; умение выявлять обобщенные действия, осуществлять анализ и синтез математических объектов и процедур в процессе изучения приложения статистических методов в гуманитарных исследованиях; умение осуществлять перевод с естественного языка на математический, и наоборот при решении исследовательских задач; умение оценивать корректность данных и условий при построении моделей исследовательских задач; умение оценивать полученное решение задачи, выявлять определяющие его параметры, интерпретировать его на языке теории вероятностей и математической статистики; умение строить математические модели и осуществлять внутримодельное решение исследовательских задач; умение устанавливать связи между разными знаковыми системами при решении исследовательских задач. – 4 –
Стр.4
Опытный компонент отражает: опыт выявления обобщенных действий, осуществления анализа математических объектов и процедур в процессе изучения статистических методов применяемых в гуманитарных исследованиях; опыт математической обработки результатов исследования в профессиональной деятельности; опыт моделирования явлений и процессов, построения моделей для решения исследовательских задач; опыт решения прикладных задач с использованием математического языка и методов математической статистики Каждый параграф пособия состоит из теоретической и практической частей. В первой части содержится теоретический материал справочного характера: понятия, определения, утверждения, формулы, а также примеры решения задач, графические иллюстрации. Вторая часть включает упражения и контрольные вопросы, позволяющие проверить усвоение изложенного материала. Данное учебно-методическое пособие, в силу его содержательных и структурных особенностей, может быть полезным для лиц, осуществляющих научные исследования в области гуманитарных наук – педагогов, аспирантов, магистрантов, а также обучающихся старших курсов гуманитарных направлений обучения. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.