Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева
ИЗДАТЕЛЬСТВО
РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
(XIX - НАЧАЛО XX В.)
Прокт икум
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
Серия: Историческое образование
Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева
РОССИЯ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
(XIX — НАЧАЛО XX В.)
Рекомендовано УМС БГУ
в качестве практикума для обучающихся
по направлению подготовки 46.03.01 История
Издание второе, исправленное и дополненное
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
Стр.3
УДК 94(470X075.8)
ББК 63.3(2)521я73
П 142
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Научный редактор
К. Б. -М. Митупов, д-р ист. наук, профессор
директор Института Внутренней Азии,
Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
Рецензенты
В. А. Гельман, д-р ист. наук, профессор,
кафедра социальных технологий ВСГУТУ
Г. С. Митыпова, д-р ист. наук, профессор,
Центр воспитания и дополнительного образования БРИОП
Т. Е. Санжиева, д-р ист. наук, профессор,
кафедра истории Бурятии БГУ им. Доржи Банзарова
Паликова Т. В.
П 142
Россия на переломе эпох (XIX — начало XX в.) : практикум. Изд. 2,
испр. и доп. / Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева; науч. ред. К. Б.-М. Митупов.
Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2021. 236 с. [Серия: Историческое
образование].
ISBN 978-5-9793-1617-8
Настоящее издание представляет собой исправленный и дополненный вариант
практикума для дисциплин «История России (до ХХ в.)» и «История России
(ХХ в.)» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по
направлению подготовки 46.03.01 История очной формы обучения и подготовлено в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования.
УДК 94(470X075.8)
ББК 63.3(2)521я73
© Т. В. Паликова, Е. Н. Палхаева, 2019
© Бурятский госуниверситет,
ISBN 978-5-9793-1617-8
им. Д. Банзарова, испр. и доп., 2021
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой практикум для дисциплин
«История России (до ХХ в.)» и «История России (ХХ в.)» в рамках реализации
образовательной программы высшего образования по направлению подготовки
46.03.01 История очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования. Дисциплина «История России» относится к обязательным дисциплинам
базовой части Блока 1 в структуре ОП. Изучение дисциплины направлено
на формирование профессиональных компетенций:
ПК-1 — способность использовать в исторических исследованиях базовые
знания в области всеобщей и отечественной истории;
ПК-6 — способность понимать, критически анализировать и использовать базовую
историческую информацию;
ПК-10 — способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии
по тематике проводимых исследований по направлению подготовки
46.03.01 История очной формы обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
— теоретические основы развития России в контексте общеевропейских исторических
событий; ключевые исторические факты и события развития России,
реформы и преобразования в России, основные направления внешней политики,
роль видных государственных деятелей, историографию истории России в
XIX — начале ХХ в.;
уметь:
— пользоваться основными понятиями курса, понимать и интерпретировать
исторические процессы, проходившие в России в веках в контексте процессов
всемирной истории, сопоставлять, анализировать историческую информацию,
отражать и раскрывать ее в рамках собственных исторических исследований систематизировать,
анализировать, критически осмысливать исторические факты
события, использовать информацию при подготовке самостоятельных исследований;
владеть:
—
способами и методами исторического, критического анализа, работы с источниками,
литературой, картографическим материалом по проблеме.
Основной задачей настоящего практикума является изучение, усвоение закономерностей
и особенностей развития российской истории в период
1801-1917 гг. в их неразрывной связи с закономерностями мирового исторического
процесса, формирование историографического представления об этом периоде,
дальнейшее развитие у студентов-историков исторического сознания,
аналитических навыков и способности к теоретическому осмыслению происходивших
в стране процессов. Изучение дисциплины также призвано способствовать
формированию гражданской позиции студенчества.
Изучение истории России периода позднего феодализма — капитализма
опирается на широкий ряд необходимых дисциплин, таких как философия, источниковедение,
историография, военная история, историческая демография,
3
Стр.5
историческая география, право, статистика, экономика, политология, социология,
политическая психология, культурология, литература.
Курс отечественной истории XIX — начала XX в. представляется одним из
ключевых, поскольку именно в этот период изменяется социальноэкономический
облик страны, общественное движение приобретает законченный
вид, российская культура становится неотъемлемой частью мировой. Проводимая
модернизация экономики, политических отношений остается незавершенной,
а потребность в ее продолжении формирует «повестку дня» в первые десятилетия
советской власти.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет
продемонстрировать закономерности исторического развития России означенного
периода. Российская история изучается на фоне событий и явлений, происходящих
в Европе, что позволяет выявить специфику исторического тренда России.
Изучение хронологического периода, традиционно разделенного на три этапа
(1801-1855, 1856-1894, 1894-1917), но имеющего глубокие внутренние взаимосвязи,
основано на использовании познавательных возможностей формационного
и цивилизационного подходов, межформационных, сквозных линий русской
истории, визуализации и персонификации исторического процесса.
Материал данного временного отрезка отечественной истории дает возможность
раскрыть такие теоретические аспекты, как возникновение и развитие капиталистических
отношений, опыт реформирования, сущность общественных
движений, проблема модернизации, формирование новой социальной структуры,
становление российской интеллигенции, а также дискутируемых сегодня в научной
среде проблем хронологии и особенностей промышленного переворота, дворянской
революционности, ставших острыми вопросами инкорпорации национальных
территорий, терроризма, парламентаризма.
Структура пособия включает в себя несколько разделов, дополняющих друг
друга: содержание практических занятий с вопросами и заданиями, источниками
и литературой по теме; тексты основополагающих документов, обязательных для
изучения; визуальные материалы: исторические карты основных событий и фотографии
политических, общественных и культурных деятелей.
4
Стр.6
Содержание
Предисловие
3
Часть I. Планы семинарских занятий по истории России (XIX — 5
начало XX в.)
Часть II. Исторические документы по истории России (XIX — начало 57
XX в.)
Часть III. Визуальные материалы по истории России (XIX — начало 222
XX в.)
Часть IV. Методические материалы
226
Примерные темы курсовых работ по Истории Отечества
(1801-1917 гг.)
Примерный перечень экзаменационных вопросов по истории России
(1801-1917 гг.)
228
231
Стр.237