УДК 376+372.3/.4
ББК 74.3.102
Б256
Б256
Баронова В.В.
Занимательные задания для развития словаря имен прилагаISBN
978-5-00136-031-5
Материал пособия предназначен для работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием
речи (ОНР), а также для организации занятий с детьми без речевых
проблем. В пособие включены увлекательные упражнения и задания, которые
в помогут дошкольникам старшего и подготовительного к школе возраста
формировании и закреплении навыков словообразования и словоизменения
различных видов имен прилагательных.
Играя, рисуя, выполняя интересные словесные и наглядно-практические
задания под руководством взрослого, дети смогут пополнить словарный запас
качественными прилагательными, практически закрепить навыки образования
притяжательных, относительных прилагательных, научиться образовывать
сравнительную степень прилагательных, а также сложные прилагательные,
антонимы, узнают о многозначности и переносном значении прилагательных.
гр
Пособие адресовано логопедам, воспитателям массовых и коррекционных
© © Баронова В.В., 2019
ISBN 978-5-00136-031-5
Учебное издание
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Баронова Вероника Вячеславовна
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Учебное пособие
Зав. художественной редакцией И.В. Яковлева
КНач. технического отдела Е.В. Чичилов
омпьютерная верстка О.Н. Емельяновой
Подписано в печать 15.11.2018. Формат 60х90/8.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 20.
Ти раж 10 000 экз. (1- й за вод 1–1000 экз.).
Заказ №
Тел./факс: (495) 984 40 21, 984 40 22, 940 82 54
E-mail: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru
ООО «Издательство ВЛАДОС».
119571, Москва, а/я 19.
в типографии филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс».
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного электронного оригинал-макета
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
ООО Художественное оформление.
© Оригинал-макет. ООО «Издательство
ВЛАДОС», 2019
«Издательство ВЛАДОС», 2019
тельных у дошкольников с ОНР: учеб. пособие. — М.: Издательство
ВЛАДОС, 2019. – 160 с.
упп дошкольных образовательных учреждений, гувернерам, родителям.
УДК 376+372.3/.4
ББК 74.3.102
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Слова-признаки, обозначающие цвет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Слова-признаки, обозначающие форму .
Слова-признаки, обозначающие вкус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Слова-признаки, обозначающие величину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Слова-признаки, обозначающие высоту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Слова-признаки, обозначающие длину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Слова-признаки, обозначающие ширину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Слова-признаки, обозначающие запах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Слова-признаки, обозначающие качество поверхности, рельеф . . . . . . . . . . . . 16
Слова-признаки, обозначающие вес .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 10
Слова-признаки, обозначающие толщину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Слова-признаки, обозначающие возраст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Слова-признаки, обозначающие глубину .
.
.
.
.
Слова-признаки, обозначающие силу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Слова-признаки, обозначающие качество звука .
.
.
.
Слова-признаки, обозначающие оценку, характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Слова-признаки, обозначающие влажность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Слова-признаки, обозначающие качество движений .
Слова-признаки, обозначающие твердость .
Слова-признаки, обозначающие температуру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Слова-признаки, обозначающие настроение .
.
Слова-признаки, обозначающие прозрачность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Слова-признаки, обозначающие состояние здоровье .
.
.
.
.
.
.
.
.
Слова-признаки, обозначающие чистоту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Слова-признаки, обозначающие остроту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Слова-признаки, обозначающие качество линий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 28
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 19
. 20
. 22
. 25
. 26
. 17
Раздел 2. СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В РОДЕ И ЧИСЛЕ . . . . . . . . . . . . . 32
Раздел 3. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Раздел 4. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ . . . . . . 64
СЛОВА-ПРИЗНАКИ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ (АНТОНИМЫ) .
СЛОВА-ПРИЗНАКИ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ
СУФФИКСАМИ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 74
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ИЗ ДВУХ ОСНОВ) . . . . . . . 112
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 118
3
Стр.4
ПОДБОР СИНОНИМОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . 127
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ В ПАДЕЖЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Приложения.
Приложение 1. Пиктограммы для обозначения различных видов
(лексико-семантических групп) качественных прилагательных . . . . . . . . . 141
Приложение 2. Пиктограммы для обозначения относительных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Приложение 3. Пиктограммы для обозначения притяжательных
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Приложение 4. Изменение слов-признаков по падежам . . . . . . . . . . . . . . 143
Карточки-пиктограммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
. 123
4
Стр.5