Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Что такое наука, и как она работает (4000,00 руб.)

0   0
Первый авторЦимринг Джеймс
ИздательствоМ.: ДМК Пресс
Страниц328
ID811199
АннотацияНаучно-технический прогресс до неузнаваемости изменил образ жизни людей. От того, относится ли знание к категории «наука», зависит возможность преподавать его в школах. Слово «научный» придает вес любому высказыванию и заставляет его казаться более правдоподобным, чем утверждения ненаучного характера. Но что мы имеем в виду под научным фактом и что внушает особое доверие к нему? Автор книги – профессиональный врач и академический ученый, который проводит независимые исследования и активно участвует в обучении студентов, изучающих естественные науки на уровне аспирантуры, – задается целью определить, что отличает науку от лженауки, выявить сильные и слабые стороны научного мышления, а также оценить естественные пределы полета научной мысли. В своей работе он раскрывает философские, логические и социальные аспекты, которые формируют современную научную картину мира.
ISBN978-5-97060-915-6 (рус.)
УДК530.1
ББК22.31
Цимринг, Д. . Что такое наука, и как она работает / Д. . Цимринг .— Пер. с англ. В. С. Яценкова .— Москва : ДМК Пресс, 2021 .— 328 с. : ил. — ISBN 978-1-108-70164-8 (англ.) .— ISBN 978-5-97060-915-6 (рус.) .— URL: https://rucont.ru/efd/811199 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Что_такое_наука,_и_как_она_работает.pdf
Стр.5
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Что_такое_наука,_и_как_она_работает.pdf
УДК 530.1 ББК 22.31 Ц61 Ц61 Джеймс Цимринг Что такое наука, и как она работает / пер. с англ. В. С. Яценкова. – М.: ДМК Пресс, 2021. – 326 с.: ил. ISBN 978-5-97060-915-6 Научно-технический прогресс до неузнаваемости изменил образ жизни людей. От того, относится ли знание к категории «наука», зависит возможность преподавать его в школах. Слово «научный» придает вес любому выска зыванию и заставляет его казаться более правдоподобным, чем утверждения ненаучного характера. Но что мы имеем в виду под научным фактом и что внушает особое доверие к нему? Автор книги – профессиональный врач и академический ученый, который проводит независимые исследования и активно участвует в обучении студентов, изучающих естественные науки на уровне аспирантуры, – задается целью определить, что отличает науку от лженауки, выявить сильные и слабые стороны научного мышления, а также оценить естественные пределы полета научной мысли. В своей работе он раскрывает философские, логические и социальные аспекты, которые формируют современную научную картину мира. Издание адресовано как непрофессионалам, изучающим естественные науки, так и профессиональным ученым, интересующимся науковедением в широком смысле этого слова. Original English language edition published by Cambridge University Press is part of the University of Cambridge. Copyright © 2020 by James C. Zimring. Russian-language edition copyright © 2021 by DMK Press. All rights reserved. Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги. ISBN 978-1-108-70164-8 (англ.) © James C. Zimring, 2020 ISBN 978-5-97060-915-6 (рус.) © Оформление, перевод на русский язык, издание, ДМК Пресс, 2021
Стр.5
Оглавление Вступление от издательства ................................................................................. 10 Благодарности от автора ...................................................................................... 11 Введение ................................................................................................................. 13 Почему так важно разобраться с определениями ......................................... 13 Назначение и структура этой книги .............................................................. 15 Факты против мнений: история нелепого противостояния ........................ 17 Иллюзия науки: легенда еще жива................................................................. 19 Лес, не видимый за деревьями ....................................................................... 20 Наука расширяет и отвергает традиционные способы мышления ............. 22 Как приблизить науку к реальности и сохранить лицо ................................ 23 Часть I Глава 1. Проблема знаний, или Что мы действительно можем «знать»? ..... 26 В чем заключается проблема знания ............................................................. 26 Предсказание неизведанного ......................................................................... 27 Индукция как основа мышления ................................................................... 30 Проецирование частных случаев на популяцию .......................................... 36 Почему вероятностное мышление не помогает индукции .......................... 38 Дедукция как основа мышления .................................................................... 40 Действительно ли проблема знаний является проблемой? ......................... 45 Глава 2. Инструменты человеческого мышления и проблема знания ......... 47 Ретродукция как еще один инструмент мышления ...................................... 47 Ошибка обоснования причины следствием .................................................. 49 Сочетание индукции, дедукции и ретродукции ........................................... 53 Как загнать себя в угол: классический пример повседневного мышления ... 57 Гипотетико-дедуктивное мышление как характерное свойство науки ...... 59 Призрачные сущности науки.......................................................................... 61 Глава 3. Согласованность научного мышления как системы рассуждений .... 65 Проблема подтверждения гипотезы .............................................................. 65 Опровержение идей и гипотез ....................................................................... 69 Почему гипотезы не могут быть полностью опровергнуты ......................... 73 Опасность опровержения подтвержденной теории ..................................... 76 Неопределенность теорий .............................................................................. 77 Проверка дополнительных гипотез как норма человеческого мышления ... 79 Изменение исходных представлений влияет на общие выводы ................. 81 Спасение гипотетико-дедуктивной логики ................................................... 83
Стр.7
Оглавление  7 Как выбрать способы сохранения согласованности ..................................... 89 Логическая согласованность как фильтр для окружающего мира ............... 90 Как вернуть науке реалистичный образ ........................................................ 92 Часть II Глава 4. Как научное мышление отличается от других рассуждений .......... 96 Ловушка ошибочного гипотетико-дедуктивизма ......................................... 99 Почему постижение сверхъественных знаний не может быть наукой .....104 Заблуждения человеческого разума (ученые – тоже люди) ........................109 Роль эвристики в ошибочном отказе от дедуктивизма ..............................112 Скрытые преимущества эвристики и когнитивные ошибки .....................114 Глава 5. Мир, полный правил, или Почему ученые изучают одни вещи, а не другие .......................................................................................117 Наблюдение за окружающим миром как критерий научных знаний .......117 Наука как итеративный, самоисправляемый и самоуправляемый процесс .....................................................................................................120 Возможность проверки и перепроверки явлений природы ......................123 Данные всегда объективны и неумолимы ...................................................126 Воспроизводимость и повторяемость как обязательное условие наблюдений .............................................................................................130 Sine qua non науки: Вселенная играет по правилам ...................................134 Глава 6. В чем мир глазами человека отличается от реальности ................137 Человеческое наблюдение и восприятие: созданный опыт .......................138 Чрезмерная тяга к закономерностям: видеть то, чего нет .........................144 Разрывы восприятия: не видеть того, что есть ...........................................146 Человеческая память не заслуживает доверия ............................................149 Заблуждения органов чувств ........................................................................152 Наблюдения «нагружены теорией» и подвержены влиянию фоновых убеждений ................................................................................................153 Общая проблема любого опыта – в опоре на другие знания .....................156 Людям свойственно не признавать недостатки своего восприятия .........157 Как пропустить результаты наблюдений через фильтр науки ..................159 Глава 7. Обнаружение закономерностей и ассоциаций .................................162 Люди ошибаются в оценке вероятности ......................................................163 Последствия пренебрежения априорной вероятностью ............................164 «Ошибка лотереи» в повседневной жизни ..................................................166 Статистическая база в медицинской диагностике .....................................168 Преднамеренное манипулирование людьми с помощью статистической базы ...............................................................................170 На что случайность похожа на самом деле ..................................................171 Иллюзия кластеризации ...............................................................................173
Стр.8
8  Оглавление Регрессия к среднему значению ...................................................................176 Опасность ложных шаблонов в сочетании с регрессией к среднему ........179 Глава 8. Ассоциации, причинность и наука ......................................................181 Наблюдение за ассоциациями как источник убеждения ............................181 Ошибочные корреляции в причинно-следственных отношениях ............184 Ассоциации между явлениями: корреляция или причинность? ...............186 Путаница между причинностью и последовательностью ..........................189 Проблема наблюдения причинности ...........................................................190 Оценка причинности: изоляция переменных ............................................191 Оценка причины как показатель научной практики .................................192 Избыточность экспериментальных систем .................................................194 Научные подходы к оценке причинности ...................................................195 Борьба с предвзятостью и искажающими факторами как отличительная черта науки ..............................................................................................199 Когда истина слишком очевидна, чтобы нуждаться в проверке ................203 Часть III Глава 9. Как наука исправляет склонность людей к ошибкам .....................208 Обнаружение ложной корреляции из-за ошибки извлечения данных .....211 Устранение предубеждений и искажающих факторов ...............................212 Устранение неоднозначности путем оценки ошибки ................................215 Различие между научной практикой и другими видами наблюдательной деятельности ............................................................................................224 Самообман и искажение восприятия в большой науке ..............................230 Несколько путей возврата к логической согласованности .........................237 Глава 10. Изучение фантома, или Наука как предмет науковедения .........239 Разочарованный молодой ученый ...............................................................239 Исследования – нелогичный процесс, скрытый от чужих глаз ..................241 Описания научных работ не отражают реальный процесс ........................244 Наука под наблюдением: обзор научной практики в целом ......................247 Ошибочная фокусировка на «великих» ученых ..........................................249 Глава 11. Социальный фактор, или Как групповое поведение влияет на науку .................................................................................................................256 Отношения личности и общества в научной практике ..............................258 Компенсация фактора человеческой ошибки научным обществом .........259 Как и для каких целей научное сообщество использует байесовское мышление ................................................................................................261 Как предубеждения научного сообщества препятствуют прогрессу .........263 Общественное мнение как источник и усилитель человеческих ошибок ...268 Опасности авторитетного мнения ...............................................................271 Важность маргинальных убеждений, раздвигающих границы .................279
Стр.9
Оглавление  9 Роль власти в науке ........................................................................................280 Вероятность разрушения науки самой научной властью ...........................282 Глава 12. Целостный мир науки, или Лес и деревья вместе .........................286 Практические последствия единства мира природы .................................288 Система убеждений и пассивное наблюдение как научный метод ...........295 Различные системы убеждений и проблема деления на категории ..........296 Глава 13. Подводим итог: что такое наука, и как она работает ...................301 Наука компенсирует ошибки человеческого мышления ...........................301 Роль свойств объекта исследования в определении науки ........................305 Наука, ненаука и лженаука ...........................................................................307 Может ли наука обойтись без проверяемых предсказаний? ......................318 Реалистический взгляд на науку ..................................................................320 Об авторе ..............................................................................................................324 Предметный указатель .......................................................................................325
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ