УДК 338.24(075)
ББК 65.291.21я723
Б20
Введение, Глава 3, Глава 4, Словарь терминов, общая редакция —
канд. экон. наук, доцент Шапиро С. А.
Глава 1 — д-р экон. наук, доцент Локтюхина Н. В.
Глава 2 — канд. филос. наук, доцент Баландина О. В.
Авторский коллектив:
человеческими ресурсами» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта
(РУТ (МИИТ)», д-р полит. наук, профессор;
Е. К. Самраилова, профессор кафедры «Экономика труда и управление
Рецензенты:
Е. В. Галаева, профессор кафедры «Экономика труда и управление
персоналом» ОУП ВО «АТиСО», д-р экон. наук, профессор
Б20 Основы менеджмента : учебное пособие для студентов
среднего профессионального образования / О. В. Баландина
Н. В. Локтюхина, С. А. Шапиро ; под общ. ред. С. А. Шапиро. —
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 252 с.
Баландина, О. В.
ISBN 978-5-4499-0613-7
Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению основ современного
менеджмента на предприятиях различных организационноправовых
форм и форм собственности. В пособии в доступном и хорошо
структурированном виде изложены основные аспекты менеджмента: базовые
основы управления, история менеджмента, технологии управления организацией,
основы менеджмента персонала, освещены проблемы
инновационного, стратегического и финансового менеджмента.
Наряду с освещением теоретических положений приведены тестовые
диагностические методики и кейсы для освоения управленческих навыков.
Учебное пособие рассчитано на студентов среднего профессионального
образования, обучающихся по специальностям 38.00.00 «Экономика и
управление». Может быть также полезно студентам бакалавриата, обучающимся
по специальности 38.03.02 «Менеджмент организации», преподавателям
управленческих дисциплин, а также всем, кто интересуется
проблемами организации и управления в процессе трудовой деятельности.
Текст репродуцирован с оригинала авторов.
УДК 338.24(075)
ББК 65.291.21я723
ISBN 978-5-4499-0613-7 © Баландина О. В., Локтюхина Н. В., Шапиро С. А., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2020
Стр.3
Оглавление
Введение ................................................................................................. 5
Глава 1. Базовые основы управления организацией .......................... 8
1.1. Новая парадигма управления в России .................................... 8
1.2. Основные виды разделения
управленческого труда ................................................................... 12
1.3. Сущность менеджмента организации .................................... 14
1.4. Основные роли менеджеров .................................................... 17
1.5. Основные функции менеджмента ........................................... 18
1.6. Сущность и виды предпринимательства ................................ 22
1.7. Внутренняя и внутренняя среда организации ....................... 25
Практикум ........................................................................................ 29
Глава 2. История менеджмента .......................................................... 32
2.1. Историческое развитие управленческой практики ............... 32
2.2. Историческое развитие теории менеджмента ....................... 34
2.3. Многообразие национальных моделей
менеджмента .................................................................................... 39
2.4. Историческое развитие
российской управленческой теории и практики .......................... 41
2.5. Особенности современной российской
модели менеджмента ...................................................................... 43
Практикум ........................................................................................ 44
Глава 3. Организация как объект управления ................................... 49
3.1. Сущность и типы организаций ............................................... 49
3.2. Организация как система ......................................................... 51
3.3. Организационные структуры управления ............................. 56
3.4. Организационно-правовые формы
российских предприятий ................................................................ 67
3.5. Стили поведения организаций
во внешней и внутренней среде ..................................................... 73
Практикум ........................................................................................ 76
3
Стр.4
Глава 4. Технологии менеджмента организации .............................. 84
4.1. Развитие коммуникационного процесса
в современной организации ........................................................... 84
4.2. Разработка управленческих решений ..................................... 95
4.3. Управление организационными конфликтами
и изменениями ............................................................................... 108
4.4. Руководство современной организацией ............................. 135
4.5. Управление информационными потоками
в организации ................................................................................ 145
4.6. Маркетинг как составная часть
менеджмента организации ........................................................... 156
4.7. Управление персоналом организации .................................. 164
Практикум ...................................................................................... 206
Словарь терминов .............................................................................. 228
Ключи к контрольным тестам .......................................................... 242
Список самостоятельных работ по дисциплине ............................. 243
Список примерных вопросов к итоговой аттестации .................... 245
Список использованных источников и литературы ....................... 247
Об авторах .......................................................................................... 251
Стр.5