УДК 65.011
ББК 65.290-2
И50
Перевод Д. Савченко, Т. Гутман
Научные редакторы Ю. Адлер, В. Шпер
Редакторы П. Суворова, С. Турко
Имаи М.
И50 Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества /
Масааки Имаи ; Пер. с англ. — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Альпина
Паблишер, 2016. — 416 с.
ISBN 978-5-9614-5451-2
Гемба кайдзен — это непрерывное совершенствование наиболее важных
аспектов деятельности организации, непосредственно связанных с созданием
добавленной стоимости и отношениями с потребителем. Прежде всего это
производ ственные процессы и торговые контакты.
Книга имеет конкретный прикладной характер и предлагает решения, основанные
на здравом смысле и не требующие значительных затрат ресурсов.
Рассматриваются роли и ответственность менеджеров высшего уровня, руководителей
среднего звена и исполнителей в процессах совершенствования.
Приводится масса примеров из самых разных областей бизнеса — от автомобилестроения
до страхования, от электроник и до химии.
Книга адресована менеджерам всех уровней, заинтересованным в поиске
методов поддержания и развития долговременной конкурентоспособности своих
компаний. В новом издании добавлены актуальные кейсы из опыта передовых
японских компаний, а также их лучших западных последователей. Книга будет
интересна не только студентам и аспирантам, занимающимся менеджментом,
маркетингом, качеством, логистикой и другими актуальными подходами к ведению
бизнеса, но и всем интересующимся развитием современной экономической
мысли.
УДК 65.011
ББК 65.290-2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы
то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет
и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ
для частного или публичного использования, без письменного
разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации
доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь
по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-9614-5451-2 (рус.)
ISBN 0-07-031446-2 (англ.)
© The Kaizen Institute, Ltd., 1997, 2012
(Kaizen® and Gemba Kaizen® are the trademarks
of the Kaizen Institute, Ltd.)
All rights reserved
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина Паблишер», 2016
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ .......................................................................... 9
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................................13
ВСТУПЛЕНИЕ ................................................................................................................................................17
Путь к снижению затрат и повышению качества .............................................................17
Наведение порядка, устранение мýда, стандартизация ...............................................18
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ .......................................................................................21
ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................................................23
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Введение в кайдзен ..................................................................................31
Основные элементы концепции кайдзен ................................................................................32
Основные системы кайдзен ..............................................................................................................37
ГЛАВА ВТОРАЯ. Гемба кайдзен .................................................................................................43
Гемба и менеджмент ..............................................................................................................................44
5S — тщательное поддержание чистоты .................................................................................50
Устранение мýда.......................................................................................................................................51
«Золотые правила» менеджмента гемба ..................................................................................52
Проверьте гембуцу ..................................................................................................................................57
зГЛАВА ТРЕТЬЯ. Как управлять качеством,
атратами и поставкой в гемба ...................................................................................................65
Качество: больше, чем просто результат ................................................................................65
Менеджмент качества в гемба ........................................................................................................68
Поставка ........................................................................................................................................................77
Совершенствование качества и сокращение затрат совместимы .........................77
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Стандарты .............................................................................................79
Поддерживайте и совершенствуйте стандарты .................................................................79
Операционные (рабочие) стандарты ........................................................................................81
Основные особенности стандартов ...........................................................................................82
Toyoda Machine Works ..........................................................................................................................85
Кайдзен-история ......................................................................................................................................86
Стандартизированный процесс решения проблем в Toyota .....................................87
Кайдзен/ИСО 9000/QS 9000 .............................................................................................................89
ГЛАВА ПЯТАЯ. 5S: Пять шагов для поддержания порядка .........................91
Пять шагов для поддержания порядка ....................................................................................92
5S на улицах города: гражданская инициатива в Румынии.......................................93
Детальный взгляд на пять стадий 5S .........................................................................................95
Внедряя 5S .................................................................................................................................................102
Стр.6
6 Гемба кайдзен
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Мýда ...................................................................................................................105
Мýда перепроизводства ..................................................................................................................106
Мýда запасов ...........................................................................................................................................108
Мýда ремонта/брака ...........................................................................................................................108
Мýда движения ......................................................................................................................................109
Мýда обработки ....................................................................................................................................109
Мýда ожидания .....................................................................................................................................110
Мýда транспортировки ....................................................................................................................110
Мýда времени .........................................................................................................................................113
Классификация мýда в сфере услуг .........................................................................................114
Мýда, мýра, мýри ...................................................................................................................................116
Устранение мýда в правительственных структурах ....................................................117
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Основа дома гемба ...........................................................................121
Обучающееся предприятие ...........................................................................................................122
Система подачи предложений и кружки качества ........................................................125
Построение самодисциплины .....................................................................................................126
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Визуальный менеджмент .........................................................129
Делайте проблемы явными ...........................................................................................................129
Пребывая в контакте с реальностью ......................................................................................130
Визуальный менеджмент и 5M ...................................................................................................130
Визуальный менеджмент помогает справиться со сложностью .........................132
Визуальный менеджмент и 5S .....................................................................................................133
Размещение стандартов ...................................................................................................................134
Установление целей ............................................................................................................................136
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Роль мастеров в гемба.....................................................................139
Обучение на производстве ............................................................................................................139
Управление входом (люди, материалы и оборудование) ..........................................143
Один день из жизни лидера группы
Toyota Motor Manufacturing, Кентукки..................................................................................148
Утренний рынок (Асаити) .............................................................................................................154
Сертификация обеспечения качества самой лучшей линии .................................158
Определение вызовов .......................................................................................................................160
Псевдоуправленческие функции мастеров в гемба ......................................................160
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Роли и ответственность гемба-менеджеров ............163
Справочные руководства по ролям в ТАМ........................................................................164
Обязанности лидеров групп в ТАМ ........................................................................................167
Обязанности бригадиров в ТАМ ..............................................................................................168
Обязанности мастеров в ТАМ ....................................................................................................169
То, чем надо управлять в гемба ...................................................................................................169
Условия, требуемые для успешного определения
ролей и ответственности в ТАМ ...............................................................................................178
Развитие персонала ............................................................................................................................179
Стр.7
Оглавление 7
Идентификация потенциальных проблем .........................................................................180
Выгоды от кайдзен в Toyota Astra Motor ...............................................................................181
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. «Точно вовремя» .........................................................183
Система «точно вовремя» на заводе Anjo компании Aisin Seiki .........................184
Время такта в противоположность времени цикла .....................................................186
Выталкивающее производство против вытягивающего производства .........187
Установление потока производства ........................................................................................189
Внедрение системы «точно вовремя» на Aisin Seiki .....................................................190
Распространение выгод системы
«точно вовремя» на другие сферы производства ..........................................................193
Всеобщее управление потоком ...................................................................................................195
TFM: преобразования в компании A .....................................................................................196
в кГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Система «точно вовремя»
омпании Wiremorld ......................................................................................................................213
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. Кайдзен: роль генерального директора .....225
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Отправляясь в гемба ............................................233
Двухдневный практический семинар по кайдзен ..........................................................234
Контрольные листки как инструмент кайдзен ................................................................237
Семинары по гемба кайдзен ..........................................................................................................240
КЕЙСЫ ............................................................................................................................................................245
Уроки 20-летнего путешествия в кайдзен .....................................................................244
Изменение ИТ-культуры в Achmea .....................................................................................250
Кайдзен в повседневной работе на фабрике Tork Ledervin ........................254
Кайдзен в общественных зонах: преобразования
в аэропортах Рима ................................................................................................................................258
Sonae MC: незаметная революция ........................................................................................263
Кайдзен в Embraco: превзойти ожидания ....................................................................271
Кайдзен в Oporto Hospital Centre: пациент прежде всего ............................281
Кайдзен в Densho Engineering: быстрое внедрение
инноваций и доверие клиентов ..............................................................................................289
Борьба с бюрократией в коммунальных службах: Enexis .............................295
Люди могут все: кайдзен в китайской компании,
производящей электрооборудование ...............................................................................298
Rossimoda: кайдзен и творческая работа .......................................................................302
Стр.8
8 Гемба кайдзен
Кайдзен помогает Finsa окрепнуть во время кризиса .....................................311
Внедрение кайдзен в Group Health .......................................................................................317
Кайдзен помогает Caetano Bus осуществлять поставки в срок ..............323
Кайдзен для наращивания мощностей и повышения
эффективности мукомольного производства в Кении ...................................328
Кайдзен как основа инноваций в Medlog .....................................................................332
Supremia: кайдзен в растущей компании .......................................................................337
WПредвосхищение ожиданий потребителя в компании
alt Disney World ...................................................................................................................................344
Опыт кайдзен в компании Alpargatas ...............................................................................349
Преобразование корпоративной культуры:
система компании Excel по делегированию
полномочий сотрудникам .............................................................................................................359
Качество в сфере медицины: больница Inoue Hospital ....................................367
Путешествие в кайдзен в компании Leyland Trucks ............................................374
Усиливая логистику в компании Matarazzo ................................................................385
Искоренение мýда в компании Sunclipse .......................................................................388
TПорядок, самодисциплина и стандарты: компания
оизводственная безопасность в компании Tres Cruces ............................403
ОБ АВТОРЕ ....................................................................................................................................................412
okai Shin-ei Electronics ....................................................................................................................395
прРешение проблем, связанных с качеством, в гемба:
Стр.9