МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ю. Б. Санданов
ИСТОРИЯ БУРЯТИИ
(с древнейших времен до присоединения к России)
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия
для неисторических специальностей
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2016
Стр.3
УДК 947.01 (571.54)(075.8)
ББК 63,3(2)4(2Рос.Бур)Я73
С 181
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
В. Д. Дугаров
д-р ист. наук, профессор кафедры всеобщей
и отечественной истории БГУ
Е. Е. Семенова
канд. ист. наук, доцент кафедры истории
БГСХА им. В. Р. Филиппова
Санданов Ю. Б.
С 181 История Бурятии (с древнейших времен до присоединения
к России)
: учебно-методическое
пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2016. — 72 с.
ISBN 978-5-9793-0922-4
Учебно-методическое пособие включает учебную программу,
планы-конспекты семинарских занятий, разнообразные
задания по курсу «История Бурятии» (с древнейших времен
до присоединения к России), содержащие тестовые упражнения,
задания для самостоятельной работы, рекомендуемый
список тем рефератов и контрольных работ, а также
примерные вопросы к экзамену.
В пособии представлен развернутый библиографический
список рекомендуемых научных работ.
УДК 947.01 (571.54)(075.8)
ББК 63,3(2)4(2Рос.Бур)Я73
ISBN 978-5-9793-0922-4
© Ю. Б. Санданов, 2016
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
Пояснительная записка
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается учебное пособие по истории
Бурятии, охватывающее период от древности до периода присоединения
Бурятии к Российскому государству. Главной задачей данной
работы является содействие студентам, преподавателям вузов и
учителям школ в организации и проведении лекционных и практических
занятий, зачетов, экзаменов, контрольных и курсовых работ.
В содержание работы уделено внимание помимо вариантов планов
лекционных и семинарских занятий, также и вспомогательным
формам обучения, как например, тестовые вопросы и контрольные
задания для самостоятельной работы, примерные темы рефератов и
контрольных работ, методические рекомендации по выбору темы
реферата или курсовой работы. Обширный список основной и дополнительной
литературы позволит более полно ознакомиться с
особенностями исторического прошлого Бурятии.
Цель изучения курса заключается в изучении основных этапов
становления и развития региона с древнейших времен и до наших
дней, выявления общих закономерностей и национальнокультурных
особенностей.
В процессе изучения курса ставятся следующие задачи:
• выявление общей закономерности развития региона во взаимосвязи
с мировым исторического процесса
• сформировать объективную картину развития хозяйственной
деятельности и общественных отношений;
• выявление особенностей развития культуры
• освещение политической истории региона
• сформировать историческое мышление на примере региональной
истории
• овладеть необходимыми знаниями и методикой научных исследований
Учебный
курс «История Бурятии» составлен на основании положений
государственного образовательного стандарта. История
Бурятии является частью Отечественной истории и входит в блок
обязательных гуманитарных, социально-экономических дисциплин
в составе национально-регионального компонента.
3
Стр.5
Курс «История Бурятии» тесно связан с другими дисциплинами.
Студенты должны взаимоувязать и спроецировать на проблемы истории
Бурятии и знания по истории Сибири, России и мировых цивилизаций,
физической и экономической географии, демографии,
этнографии, экономики, мировой культуры и др.
Цели освоения дисциплины «История»: изучить историю России,
особенности исторического развития, познать общие законы
развития человеческого общества и многомерный подход к проблемам,
выявить ту часть исторического опыта, которая необходима
человеку сегодня; формировав миропонимание, соответствующее
современной эпохе, дать глубокое представление о специфике истории,
как науки, ее функциях в обществе, этом колоссальном массиве
духовного, социального и культурного опыта России и мировой
истории.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: Закономерности и этапы исторического процесса, основные
события и процессы мировой и отечественной истории.
Уметь:
1) применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы
гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
2)
ориентироваться в мировых исторических процессах, анализировать
процессы и явления, происходящие в обществе;
3) применять методы и средства для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Владеть:
навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Компетенции
обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины: 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в
результате освоения дисциплины. Студент, изучая историю, овладевает
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью
опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.
(ОК1) — знанием и пониманием законов развития природы,
общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в
профессиональной деятельности (ОК2) — владением культуры
мышления, способностью к восприятию, обобщения и анализу информации,
постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК5)
— умением логически верно. Аргументировано и ясно строить уст4
Стр.6
ную и письменную речь (ОК 6) — стремлением к личностному и
профессиональному саморазвитию (ОК 10) — способностью анализировать
социально значимые проблемы и процессы (ОК13).
Пособие предназначено для следующих специальностей:
Педагогическое образование (44.03.01),психолого-педагогическое
образование (44.03.02), дефектологическое образование
(44.03.03) ,профессиональное обучение (44.03.04), педагогическое
образование с двумя профилями подготовки (44.03.05.), психология
(37.03.01) , социальная работа (37.03.02), физическая культура
(49.03.01) , рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
(49.03.03) , преподавателей средних и высших учебных заведений, а
также широкого круга читателей интересующихся историей Бурятии.
Учебно-методическое
пособие включает учебную программу,
планы-конспекты семинарских занятий, разнообразные задания по
курсу «История Бурятии» (с древнейших времен до присоединения
к России), содержащие тестовые упражнения, задания для самостоятельной
работы, рекомендуемый список тем рефератов и контрольных
работ, а также примерные вопросы к экзамену.
В пособии представлен развернутый библиографический список
рекомендуемых научных работ.
5
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.................................................. 3
Аннотация дисциплины «История Бурятии» ................ 6
Учебная программа ......................................................... 7
Планы-конспекты семинарских занятий......................... 12
Задания для самостоятельной работы ......................... 18
Тестовые задания.............................................................. 20
Примерные темы рефератов и контрольных работ ...... 45
Общие рекомендации по выбору темы реферата и работы
с материалом ................................................................ 47
Ключи к тестовым заданиям............................................ 51
Примерные вопросы к зачету или экзамену.................. 52
Тематическое эссе для группового обсуждения ............ 54
Глоссарий .......................................................................... 62
Хронология История Бурятии ......................................... 64
Библиографический список.............................................. 66
71
Стр.73