ББК 88.4:6УДК 159.9:343.8(075.8)
П25
7.409я73
Авторы:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Г. С. Карповой, С. Л. Яковлевой); §Ушатиков А. И., гл. 1, 4, § 5.4, гл. 11, § 13.1–13.4, гл. 15, 19 (совм. с Т. И. Савельевой), гл. 24, 25.1, 25.2, гл. 27; Аксенова Г. И., гл. 26 (совм. с П. Ю. Аксеновой, И. И. Купцовым,
Сухов А. Н., гл. 10, 12; Поздняков В. М., гл. 2; Тюгаева Н. А.,
гл. 17; Горностаев С. В., гл. 22; Дежурова Е. В., гл. 8; Калашникова М. М., § 5.3, 6.1, 6.3, 7.10
(совм. с Т. В. Калашниковой); Калашникова Т. В., § 5.3, 6.1, 6.3, 7.10 (совм. с М. М. Калашниковой);
Казанцев В. Н., гл. 9; Киселева Р. Н., § 25.3; Красикова Ю. Ю., гл. 4, гл. 21 (совм. с
Т. И. Савельевой), § 23.1–23.5 (совм. с Т. И. Савельевой, И. В. Лаврентьевой); Кузнецов М. И.,
гл. 18; Купцов И. И., гл. 26 (совм. с Г. И. Аксеновой, П. Ю. Аксеновой, Г. С. Карповой,
С. Л. Яковлевой); Лаврентьева И. В., гл. 3, § 23.1–23.5 (совм. с Т. И. Савельевой, Ю. Ю. Красиковой);
Серов В. И., § 23.7 (совм. с Е. В. Овчаровой); Аксенова П. Ю., гл. 26 (совм. с
Г. И. Аксеновой, И. И. Купцовым, Г. С. Карповой, С. Л. Яковлевой); Власова Ю. В., § 5.5;
1 Овчарова Е. В., § 23.7 (совм. с В. И. Серовым); Савельева Т. И., § 5.1, 5.2, 6.2, 6.4–6.6, 7.1–7.9,
(совм. с И. В. Лаврентьевой, Ю. Ю. Красиковой), гл. 28;3.5, гл. 15, 19 (совм. с А. И. Ушатиковым), гл. 21 (совм. с Ю. Ю. Красиковой), § 23.1–23.5 Александров Б. В., гл. 16; Ананьев О. Г.,
гл. 14; Карпова Г. С., гл. 26 (совм. с Г. И. Аксеновой, П. Ю. Аксеновой, И. И. Купцовым,
С. Л. Яковлевой); Яковлева С. Л., гл. 26 (совм. с Г. И. Аксеновой, П. Ю. Аксеновой, И. И. Купцовым,
Г. С. Карповой); Колесникова Н. Е., гл. 20.
Рецензенты:
Фомина Н. А., доктор психологических наук, профессор (Рязанский государственный университет
имени С. А. Есенина);
Вахнина В. В., доктор психологических наук, доцент (Академия управления МВД России).
сПод научной редакцией доктора психологических наук, профессора, профессора кафедры
Технический редактор:
Савельева Т. И., кандидат психологических наук.
П25
Москва : Проспект; Академия ФСИН России, 2021. — 1248 с.Пенитенциарная психология : учебник / под науч. ред. А. Н. Сухова. —
ISBN 978-5-392-35490-0 (Проспект)
ISBN 978-5-7743-1002-9 (Академия ФСИН России)
Учебник переработан и дополнен с учетом развития уголовно-исполнительной системы
и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения
наказаний.
В нем отражены важнейшие аспекты пенитенциарной психологии, что обуславливает
его универсальный характер и возможность многоцелевого использования.
Учебник предназначен для преподавателей, курсантов и слушателей образовательных
учреждений ФСИН России, а также практических работников УИС и всех, кто
интересуется психологией.
7.409я73
Учебное издание
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 78,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 01.11.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-35490-0 (Проспект)
ISBN 978-5-7743-1002-9 (Академия ФСИН России)
© Академия ФСИН России, 2021
© ООО «Проспект», 2021
/16
кафедрой социальной психологии и социальной работы (Рязанский государственный униоциальной психологии и социальной работы (Академия ФСИН России), заведующеговерситет
имени С. А. Есенина) А. Н. Сухова.
ББК 88.4:6УДК 159.9:343.8(075.8)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...........................................................................................................................5
Глава 1
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ИЗНАЧЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ
ПСИХОЛОГИИ. ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ИВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУКИ
1.1. Предмет пенитенциарной психологии ....................................................7
Особенности пенитенциарной психологии .......................................11
1.2. Принципы пенитенциарной психологии .............................................12
1.3. Место пенитенциарной психологии всистеме наук. ......................19
1.4. Значение пенитенциарной психологии ...............................................21
1.5. Задачи ипроблемы пенитенциарной психологии ..........................23
Рекомендуемая литература ..................................................................... 27
Глава 2
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
2.1. Периодизация становления отечественной
пенитенциарной психологии ...................................................................28
2.2. Развитие пенитенциарно- психологических взглядов
впериод зарождения ..................................................................................30
2.3. Развитие пенитенциарно- психологических взглядов
впериод накопления фактического научного
материала ипостроения первых теоретических
обобщений .......................................................................................................46
2.4. Развитие пенитенциарно- психологических взглядов
впериод институализации пенитенциарнопсихологической
деятельности имассового
применения психотехнических средств ..............................................56
Стр.1233
1234
Оглавление
2.5. Причины перерыва (1930–1950-е гг.) вразвитии
пенитенциарной психологии ...................................................................75
2.6. Развитие пенитенциарно- психологических
взглядов впериод возрождения пенитенциарной
психологии как науки ..................................................................................86
2.7. Развитие пенитенциарно- психологических взглядов
впериод реализации стремления ксистемному
подходу вразвитии пенитенциарно- психологической
теории, исследовательских методов ипсихопрактики ..................98
Рекомендуемая литература ...................................................................107
Глава 3
ПСИХОЛОГИЯ ВПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3.1. Пенитенциарная система Великобритании ......................................109
3.2. Психология впенитенциарной практике
Соединенных Штатов Америки ..............................................................126
3.3. Пенитенциарная практика вКанаде, Индии, ЮАР,
Австралии иНовой Зеландии ................................................................161
Рекомендуемая литература ...................................................................176
Глава 4
ПРОГРАММЫ ИМЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ИСРЕДЫ ОСУЖДЕННЫХ
4.1. Проблемы изучения осужденных вотечественной
пенитенциарной психологии .................................................................177
4.2. Принципы изучения личности игруппы
осужденных ...................................................................................................179
4.3. Программы изучения личности исреды осужденных .................181
4.4. Методы изучения личности исреды осужденных.........................187
Метод наблюдения .....................................................................................187
Метод беседы ...............................................................................................198
Метод анкетирования ...............................................................................205
Метод сочинения .........................................................................................206
Анализ продуктов деятельности ...........................................................206
Анализ личного дела .................................................................................206
Аудиовизуальная психодиагностика
осужденных ...................................................................................................206
Стр.1234
Оглавление
1235
Понятие и виды экспериментального
исследования ................................................................................................207
Рекомендуемая литература ...................................................................210
Глава 5
ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО
5.1. Понятие личности осужденного ............................................................211
Личность осужденного ..............................................................................231
5.2. Характер осужденных ...............................................................................234
5.3. Направленность личности осужденных .............................................241
Генерализованная подструктура направленности
личности осужденного ..............................................................................245
Подструктура жизненных планов, перспектив
и целей деятельности личности
осужденного ..................................................................................................266
Подструктура отношений — индикатор
содержательной стороны направленности личности
осужденного ..................................................................................................271
5.4. Эмоционально- волевая сфера осужденных ....................................277
Волевая сфера осужденных ...................................................................277
Эмоциональная сфера осужденных ....................................................289
5.5. Механизмы психологических защит уосужденных .....................303
Взгляды зарубежных исследователей на проблему
защитных механизмов личности ..........................................................303
Концепция защитной сферы личности во взглядах
отечественных исследователей ............................................................308
Рекомендуемая литература ...................................................................319
Глава 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИХ ВОЗРАСТОМ ИПОЛОМ
6.1. Возрастные иполовые особенности осужденных ........................326
Возраст осужденных ..................................................................................326
Пол осужденных ..........................................................................................336
6.2. Психологические особенности несовершеннолетних
осужденных мужского пола ....................................................................347
Особенности пубертатного периода развития ...............................350
Стр.1235
1236
Оглавление
Характерологические особенности подростка
и акцентуации характера ........................................................................352
Личностные особенности несовершеннолетних
преступников, обусловленные нарушениями
семейного воспитания ..............................................................................354
Ситуация в родительской семье ...........................................................355
Виды воспитания в родительской семье ...........................................358
Личностные особенности несовершеннолетних
преступников, обусловленные деформацией
их ценностно-смысловой сферы ..........................................................360
Личностные особенности несовершеннолетних
преступников, обусловленные их типологическими
характеристиками .......................................................................................364
6.3. Психологические особенности несовершеннолетних
осужденных женского пола ....................................................................368
6.4. Психологические особенности осужденных
мужского пола ..............................................................................................386
6.5. Психологические особенности осужденных
женского пола ...............................................................................................394
6.6. Психологические особенности осужденных
молодежного, зрелого ипожилого возраста ...................................404
Осужденные молодежного возраста ..................................................404
Осужденные зрелого возраста ..............................................................410
Осужденные пожилого и старческого
возраста ..........................................................................................................412
Рекомендуемая литература ...................................................................416
Глава 7
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
7.1. Психологические особенности осужденных
за насильственные преступления .........................................................424
7.2. Психологические особенности личности
осужденных за преступления против
половой неприкосновенности иполовой свободы
личности ..........................................................................................................441
Социально-демографическая характеристика. ...............................443
Психологическая характеристика осужденных .............................447
Стр.1236
Оглавление
1237
7.3. Психологические особенности осужденных
за корыстные преступления ...................................................................459
7.4. Психологические особенности осужденных
за неосторожные преступления ............................................................469
7.5. Психологические особенности осужденных
кпожизненному лишению свободы ....................................................474
7.6. Психологические и социально-демографические
особенности осужденных, склонных кпобегу ................................485
7.7. Психологические особенности осужденных
к организации и участию в групповых эксцессах в ИУ ...............490
7.8. Психологические особенности осужденных
саддиктивным поведением ...................................................................502
7.9. Психологические особенности осужденных,
склонных ксуициду ....................................................................................514
7.10. Психологические особенности осужденных, склонных
к проявлению агрессии ............................................................................524
7.11. Психологическая характеристика личности
осужденных за преступления экстремистской
направленности ...........................................................................................528
Рекомендуемая литература ...................................................................557
Глава 8
ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА ВСРЕДЕ
ОСУЖДЕННЫХ
8.1. Криминальная (тюремная) субкультура:
понятие, элементы, признаки, свой ства,
функции. ..........................................................................................................565
8.2. История воровской итюремной субкультуры .................................570
8.3. Атрибуты субкультуры осужденных
(стратификация, татуировки, клички, жаргон)..................................580
Рекомендуемая литература ...................................................................589
Глава 9
ДИНАМИЧЕСКИЕ, ДИНАМИКО-СТАТИЧНЫЕ
ИСТАТИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ ВСРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ
9.1. Динамические социально- психологические явления
всреде осужденных ...................................................................................592
Стр.1237
1238
Оглавление
9.2. Динамико- статичные социально- психологические
явления всреде осужденных .................................................................595
9.3. Статичные социально- психологические явления
всреде осужденных ...................................................................................602
Рекомендуемая литература ...................................................................608
Глава 10
ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНОГЕННОГО ОБЩЕНИЯ
ВСРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ
10.1. Понятие ифункции криминогенного общения всреде
осужденных. ..................................................................................................610
10.2. Традиционные средства криминогенного
общения осужденных ................................................................................616
Вербальные средства криминогенного
общения осужденных................................................................................616
Невербальные средства криминогенного общения .....................617
10.3. Современные средства криминогенного
общения всреде осужденных ...............................................................626
Рекомендуемая литература ...................................................................632
Глава 11
ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ОСУЖДЕННЫХ
11.1. Особенности среды осужденных
иее самоорганизации ...............................................................................634
11.2. Официальная инеофициальная структура среды
осужденных ...................................................................................................637
11.3. Консолидация осужденных висправительных
учреждениях .................................................................................................642
11.4. Лидерство вмалых группах ....................................................................648
Рекомендуемая литература ...................................................................653
Глава 12
КОНФЛИКТЫ ИГРУППОВЫЕ ЭКСЦЕССЫ ВСРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ
12.1. Конфликты всреде осужденных: теоретикопрактический
аспект...................................................................................655
12.2. Групповые эксцессы всреде осужденных ........................................663
12.3. Урегулирование конфликтов ипредотвращение
групповых эксцессов всреде осужденных ......................................676
Рекомендуемая литература ...................................................................688
Стр.1238
Оглавление
Глава 13
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ
ОСУЖДЕННЫХ КСРЕДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
13.1. Понятие психологической адаптации осужденных ......................689
13.2. Психологическая характеристика адаптации
осужденных ...................................................................................................693
13.3. Объективные исубъективные психологические
факторы адаптации осужденных. Негативная
ипозитивная адаптация ...........................................................................698
13.4. Динамика адаптации осужденных на различных
этапах отбывания наказания ..................................................................701
13.5. Психологическая помощь вадаптации осужденных
кжизни вновых условиях .......................................................................706
1 этап. Психологическое сопровождение осужденных
по прибытии в учреждение ....................................................................711
2 этап. Психологическое сопровождение в основной
период отбывания наказания ................................................................712
3 этап. Психологическое сопровождение осужденных
в процессе подготовки к освобождению ..........................................724
Рекомендуемая литература ...................................................................727
Глава 14
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ИСПРАВЛЕНИЯ
ИРЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ИПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
14.1. Уголовное наказание иего цели вотечественной
изарубежной теории ипрактике .........................................................729
14.2. Изменчивость личности осужденного
как пенитенциарная проблема. .............................................................745
14.3. Проблема исправления осужденных вотечественной
пенитенциарной психологии .................................................................750
14.4. Использование механизма ресоциализации
для исправления осужденных, содержащихся
висправительных учреждениях. ..........................................................755
14.5. Оценка сотрудниками УИС исправления
иресоциализации осужденных висправительном
учреждении ...................................................................................................763
Рекомендуемая литература ...................................................................772
1239
Стр.1239
1240
Оглавление
Глава 15
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕЖИМА
15.1. Психологические особенности режима
впенитенциарных системах ...................................................................774
15.2. Психологическая характеристика нарушителей
режима. Меры профилактики нарушений режима .......................787
15.3. Психология проведения обыска как одного
из элементов режима ................................................................................809
15.4. Психология обеспечения безопасности
осужденных иформирование уних адекватного
отношения крежиму ..................................................................................813
Рекомендуемая литература ...................................................................819
Глава 16
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА ИТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ВИСПРАВИТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
16.1. Использование труда осужденных впрактике
пенитенциарных учреждений ................................................................821
16.2. Социально-психологическая характеристика труда
осужденных в исправительном учреждении...................................828
16.3. Мотивации осужденных ктруду............................................................834
16.4. Психологическая специфика отношения
ктруду осужденных ....................................................................................838
Рекомендуемая литература ...................................................................843
Глава 17
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕГО ИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
17.1. Понятие иструктура системы основных средств
исправления осужденных ........................................................................845
17.2. Историко- педагогический ипедагогический анализ
роли общего образования осужденных как средства
их исправления ............................................................................................846
17.3. Краткий экскурс висторию развития психологопедагогических
идей профессионального
образования осужденных ........................................................................850
17.4. Психолого- педагогические пути совершенствования
общего ипрофессионального образования
Стр.1240
Оглавление
1241
осужденных иактуализация его роли как средства
исправления иресоциализации ...........................................................854
Рекомендуемая литература ...................................................................859
Глава 18
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИГРУППОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОСУЖДЕННЫХ
18.1. Психологические аспекты организации адресной
педагогической помощи осужденным ...............................................861
18.2. Психолого- педагогические условия организации
самовоспитания осужденных .................................................................865
18.3. Кружки как форма группового психологопедагогического
воздействия на осужденных ................................870
Рекомендуемая литература ...................................................................874
Глава 19
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ КЖИЗНИ ВНОВЫХ
УСЛОВИЯХ ИИХ РЕАДАПТАЦИЯ ВУСЛОВИЯХ СВОБОДЫ
19.1. Понятие, виды ипринципы психологической
подготовки осужденных ...........................................................................875
19.2. Понятие, цели изадачи социальной адаптации лиц,
освобождаемых из исправительных учреждений ........................880
Этапы социальной работы с лицами,
освобождаемыми из исправительных учреждений .....................888
Рекомендуемая литература ...................................................................893
Глава 20
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ,
ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
20.1. Понятие психологического сопровождения осужденных,
отбывающих наказания без изоляции от общества .......................896
20.2. Правовые основы организации психологического
сопровождения осужденных кнаказаниям
без изоляции от общества .......................................................................904
20.3. Анализ психологического сопровождения осужденных
без изоляции от общества взарубежных странах ........................910
20.4. Технологии индивидуально- группового
сопровождения осужденных кнаказаниям
без изоляции от общества .......................................................................915
Стр.1241
1242
Оглавление
Беседа как основная психолого-педагогическая
технология работы сотрудника УИИ ...................................................915
Технология социально-психологического
сопровождения трудоустройства осужденных
к альтернативным мерам наказания ..................................................922
Домашний арест: нормативно-правовая база
и особенности психологического сопровождения .......................926
Диагностико-коррекционная работа
с осужденными, больными наркоманией, имеющими
отсрочку отбывания наказания .............................................................930
Рекомендуемая литература ...................................................................930
Глава 21
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ ВРАБОТЕ
СОСУЖДЕННЫМИ
21.1. Идивидуальная игрупповая психотерапия вработе
сосужденными .............................................................................................936
21.2. Контракт впрактике работы пенитенциарного
психолога ........................................................................................................942
21.3. Подготовка осужденных кизменениям .............................................944
21.4. Повышение адаптационных способностей осужденных ...........951
21.5. Психологическая поддержка осужденных .......................................954
21.6. Отреагирование осужденными своих эмоциональных
состояний ........................................................................................................958
Рекомендуемая литература ...................................................................962
Глава 22
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
ИСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
22.1. Психологические требования кличности сотрудников
уголовно- исполнительной системы .....................................................964
Понятие иструктура профессионально важных качеств ...........964
Общие ПВК различных категорий
сотрудников УИС .........................................................................................968
Профессионально важные качества отдельных
категорий сотрудников УИС ....................................................................970
Стр.1242
Оглавление
1243
Диагностика и развитие профессионально важных
качеств сотрудников УИС .........................................................................986
22.2. Социально-психологические аспекты деятельности
сотрудников уголовно-исполнительной системы ..........................994
Рекомендуемая литература ...................................................................999
Глава 23
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ
23.1. Система психологического обеспечения работы
сперсоналом УИС ....................................................................................1002
23.2. Профессионально- психологический отбор
кандидатов на службу вУИС ...............................................................1006
23.3. Применение полиграфа при отборе вуголовноисполнительную
систему .......................................................................1012
Организация и процедура проведения обследований
на полиграфе в УИС ................................................................................1014
Вынесение заключения по результатам проверки
на полиграфе .............................................................................................1019
Изучение кандидатов на службу в УИС
с использованием полиграфа .............................................................1021
Особенности применения полиграфа при проведении
профилактических периодических кадровых
проверок в отношении действующих сотрудников УИС .........1026
Использование полиграфа при проведении
внутренних служебных проверок .....................................................1030
23.4. Психологическое сопровождение сотрудников
впериод их адаптации ..........................................................................1033
23.5. Психологическое сопровождение сотрудников,
состоящих врезерве кадров на выдвижение ..............................1036
23.6. Психологическое сопровождение сотрудников,
проявляющих деструкции всвоем поведении ............................1045
Особенности психических состояний
сотрудников УИС ......................................................................................1045
Специфика пограничных психических состояний
сотрудников отделов охраны УИС ....................................................1050
Рекомендации по совершенствованию диагностики
и коррекции пограничных психических
Стр.1243
1244
Оглавление
состояний сотрудников отделов охраны уголовноисполнительной
системы, несущих службу с оружием ............1059
Рекомендуемая литература ................................................................1062
Глава 24
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
24.1. Понятие, принципы исодержание
психологической подготовки сотрудников
уголовно- исполнительной системы ..................................................1065
24.2. Психологическая мобилизация сотрудников
исправительных учреждений на выполнение
служебных задач ......................................................................................1069
24.3. Методы испособы психологической подготовки
сотрудников различных частей ислужб .........................................1073
24.4. Психологическое обеспечение переговорной
деятельности сотрудников УИС вситуации
захвата заложников ................................................................................1080
24.5. Саморегуляция исамопомощь сотрудника УИС
вэкстремальных условиях ...................................................................1089
Техники снижения эмоциональной напряженности .................1091
24.6. Социально- психологический тренинг
(СПТ) как средство развития коммуникативной
компетентности личности сотрудника УИС ...................................1094
24.7. Психологическая помощь сотрудникам ииным
лицам сцелью профилактики икоррекции
посттравматических стрессовых состояний ..................................1099
Рекомендуемая литература ................................................................1101
Глава 25
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
СОТРУДНИКОВ ИУ
25.1. Социально- психологические явления всоциальной
организации персонала исправительного учреждения ...........1103
25.2. Социально- психологический климат вколлективах
сотрудников УИС .......................................................................................1112
25.3. Организационная культура исправительных
учреждений ................................................................................................1114
Рекомендуемая литература ................................................................1125
Стр.1244
Оглавление
Глава 26
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГА
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
26.1. Формирование мотива выбора профессии психолога
уголовно- исполнительной системы .................................................. 1127
26.2. Психологическое сопровождение психологов
уголовно- исполнительной системы на этапе
обучения ввузе .........................................................................................1145
Ведомый тип (курсанты с низким уровнем воли
и средним уровнем нравственности) ..............................................1154
Нравственный тип (курсанты со средним уровнем
воли и высоким уровнем нравственности) ...................................1155
Волевой тип (курсанты с высоким уровнем воли
и средним уровнем нравственности) .............................................. 1157
Критический тип (курсанты со средним уровнем воли
и низким уровнем нравственности) .................................................1158
26.3. Психологическое сопровождение профессиональноличностного
развития психологов исправительных
учреждений ................................................................................................1165
Программа профессионально-личностного развития ..............1176
Рекомендуемая литература ................................................................1182
Глава 27
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
27.1. Понятие инноваций, структура инновационного
процесса висправительных учреждениях .................................... 1187
Глава 28
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ВУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
28.1. Психологическая служба вуголовно- исполнительной
системе: история становления ............................................................1195
28.2. Концептуальные основы функционирования
психологической службы уголовно- исполнительной
системы.........................................................................................................1200
28.3. Нормативно- правовое инаучно- методическое
обеспечение психологической службы
ФСИН России .............................................................................................1209
1245
Стр.1245
1246
Оглавление
28.4. Общие положения одеятельности психологической
лаборатории ...............................................................................................1215
28.5. Права иобязанности должностных лиц
по организации деятельности психологической
лаборатории ............................................................................................... 1217
28.6. Основные требования кличности сотрудника
психологической службы УИС. Критерии оценки
деятельности психолога ........................................................................1224
Рекомендуемая литература ................................................................1226
Стр.1246