Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия с иллюстрациями (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторВетошкин А. П.
АвторыНекрасов С. И., Некрасова Н. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц623
ID807486
АннотацияВ доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образованию и воспитанию личности. Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей.
Кому рекомендованоНастоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей.
ISBN978-5-9988-1353-5
УДК1(075.8)
ББК87я73
Ветошкин, А.П. Философия с иллюстрациями : учебник / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова; А.П. Ветошкин .— Москва : Проспект, 2022 .— 623 с. : ил. — DOI 10.31085/9785998808340-2020-624 .— ISBN 978-5-9988-1353-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/807486 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_с_иллюстрациями._Учебник.pdf
Стр.2
Стр.619
Стр.620
Стр.621
Стр.622
Стр.623
Философия_с_иллюстрациями._Учебник.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87я73В39 Авторы: Ветошкин А. П. – доктор философских наук, профессор; Некрасов С. И. – доктор философских наук, профессор; Некрасова Н. А. – доктор философских наук, профессор. Рецензенты: Кухтевич Т. Н. – доктор философских наук, профессор (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова); Целищев Н. Н. – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (Уральский государственный экономический университет). В39 Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия с иллюстрациями : учебник. — Москва : РГ-Пресс, 2022. — 624 с. [ил.]. ISBN 978-5-9988-1353-5 DOI 10.31085/9785998808340-2020-624 Настоящий учебник предназначен для студентов технических и экономических специальностей. В доступной форме дается систематизированное изложение философии в структурной целостности ее истории и теории. Проблемное поле и ценностные ориентации философского постижения мира и человека осмыслены в духе русской традиции, конкретизированы применительно к хозяйственно-экономической жизнедеятельности общества, образованию и воспитанию личности. Учебник написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта и рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей. Изображения на обложке: Филипп Якоб Лутербург. «Разгром Испанской армады», 1796; Л. Н. Толстой с внуками Соней и Илюшей, 1909. Фотография В. Г. Черткова (Собрание Государственного музея Л. Н. Толстого); Ф. А. Моллер. «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий», 1856 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург); Якоб Шлезингер. «Философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель», 1831; Карл Фридрих Шинкель. «Берлинский драматический театр», 1825; Жак Луи Давид. «Смерть Сократа», 1787. Учебное издание Ветошкин Анатолий Петрович, Некрасов Сергей Иванович, Некрасова Нина Андреевна ФИЛОСОФИЯ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ Учебник Печать цифровая. Печ. л. 19,5. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №./32 Подписано в печать 25.06.2021. Формат 84×108 1 ISBN 978-5-9988-1353-5 DOI 10.31085/9785998808340-2020-624 © Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А., 2019 © ООО «РГ-Пресс», 2019 УДК 1(075.8) ББК 87я73
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Глава 1. Что изучает философия? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1. Философия как любовь к мудрости или мудрость любви . . . . . . . . 5 2. Философия — путь духовного восхождения человека . . . . . . . . . . . 8 3. Специфика предмета философии и ее характерные черты . . . . . 16 4. Соотношение духовного и материального в философии: материализм и идеализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Глава 2. Философия в жизни общества и человека . . . . . . . . . . . . . . 30 1. Философское мировоззрение: смысл, структура, типология . . . . . 30 2. Структура современного философского знания . . . . . . . . . . . . . . . 43 3. Язык и метод философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 4. Философия в системе культуры, науки и религии . . . . . . . . . . . . . . 52 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ Раздел II Глава 3. Философия Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 1. Философия в зеркале своей истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 2. Рождение философской теоретической мысли . . . . . . . . . . . . . . . . 60 3. Философия Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 4. Особенности китайской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Глава 4. Античная философия. Формирование древнегреческой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 1. Формирование древнегреческой философии. Смысл поиска архэ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2. Натурфилософия космоцентризма и атомизма. Гераклит и Демокрит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 3. Бытие как бестелесная идея. Парменид. Пифагор . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.619
620 Содержание 4. Софистика. Сократовский поворот в философии . . . . . . . . . . . . . . . 79 5. Философия Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 6. Универсализм философии Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 7. Эллинистическо-римская философия. Эпикурейство. Кинизм. Стоицизм. Скептицизм. Эклектицизм. Неоплатонизм . . . 92 Глава 5. Средневековая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 1. Исторические и социокультурные истоки средневековой философско-религиозной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 2. Специфика средневековой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 3. Апологетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 4. Патристика. Августин Блаженный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 5. Бог, человек и история в средневековой философии . . . . . . . . . . 113 6. Схоластика. Номинализм и реализм о природе универсалий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Глава 6. Философия эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 1. Социокультурный контекст новых философских ориентаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 2. Антропоцентризм, гуманизм и индивидуализм Ренессанса . . . . 124 3. Социально-философские воззрения Возрождения . . . . . . . . . . . 129 4. Натурфилософия Возрождения: пантеизм и диалектика . . . . . . 134 Глава 7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 1. Философский, научный и социальный запрос Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 2. Онтологизм индуктивной гносеологии Ф. Бэкона . . . . . . . . . . . . . 144 3. Сенсуализм и эмпиризм в познании субстанциональной основы мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 4. Рационализм Рене Декарта: метафизика и метод . . . . . . . . . . . . . 150 5. Философия государства и человека Т. Гоббса . . . . . . . . . . . . . . . . 158 6. Учение о субстанции: картина мира и человека в философии Спинозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 7. Сенсуализм Джона Локка. Скептицизм Беркли и агностицизм Юма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 8. Социально-философские воззрения эпохи Просвещения . . . . . 167 Глава 8. Немецкая классическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 1. Место классической философии в мировом философском процессе: проблематика, особенности и характерные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2. Философия Канта: гносеологизм и априоризм . . . . . . . . . . . . . . . 173 3. Философия Фихте как учение о достижении свободы . . . . . . . . 182 4. Философия Шеллинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 5. Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика как логика саморазвития абсолютной идеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 6. Антропологический материализм Л. Фейербаха . . . . . . . . . . . . . . 191
Стр.620
Содержание 621 Глава 9. Неклассическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 1. Социально-историческая обусловленность и специфика неклассической философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 2. Философия марксизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 3. Философия жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 4. Философия психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 5. Позитивизм и его эволюция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 6. Герменевтика и прагматизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 7. Феноменология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 8. Философия экзистенциализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 9. Философская антропология. Неотомизм и религиозные школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 10. Структурализм и постмодернизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Глава 10. Феномен русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 1. Истоки и основные вехи развития русской философии . . . . . . . 235 2. Проблемное поле и ценностные ориентации русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 3. Философия Всеединства и Богочеловечества В. С. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. БЫТИЕ. СОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ Раздел III Глава 11. Философское понимание мира и человека . . . . . . . . . . . . . 276 1. Актуальность и смысл философского постижения бытия . . . . . . 276 2. Проблема субстанции в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 3. Материя. Движение, пространство и время как способы и формы бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285 4. Идеал-реализм в русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 5. Русская идея в духовном самоопределении России . . . . . . . . . . 262 4. Научная картина мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 5. Феномен и природа сознания в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 6. Специфика и социокультурная определенность сознания и мышления человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 7. Образ человека в философии: проблема сущности, целостности и смысла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 8. Проблема человека в русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 1. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 2. Законы и категории диалектики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 3. Философия противоречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
Стр.621
622 Содержание 4. Проблема познания в философии. Специфика познавательной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 5. Диалектика чувственного и рационального в познании . . . . . . . 338 6. Практика и опыт в познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 7. Что есть истина? Истина как процесс и ее критерии . . . . . . . . . . 343 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Раздел IV Глава 13. Общество как предмет философского анализа . . . . . . . . . 349 1. Общество: целостность, специфика и содержание . . . . . . . . . . . . 349 2. Основные подходы к пониманию общества в социальной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 3. Специфика общественно-исторической закономерности . . . . . . 365 4. Типология и периодизация общественного развития как исторического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Глава 14. Философия экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 1. Философское постижение хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 2. Экономика в зеркале философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 3. Человеческое измерение экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407 4. Смысл хозяйства в жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 Глава 15. Социальная сфера общественной жизни . . . . . . . . . . . . . . . 422 1. Понятие социальной сферы, ее специфика и структура . . . . . . . 422 2. Развитие отношений собственности. Социальный состав современного российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 3. Семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 4. Феномен этничности и национальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 5. Основы современной национальной политики России . . . . . . . . 450 Глава 16. Философия политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 1. Политика как общественное явление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 2. Государство и власть в политической системе общества . . . . . . . 457 3. Гражданское общество и правовое государство . . . . . . . . . . . . . . 461 4. Особенности политической жизни современного российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 Глава 17. Духовная жизнь общества и человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 468 1. Общественное сознание и духовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468 2. Формы и способы духовно-практического освоения мира человеком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 3. Истины веры и разум науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 484 4. Философия науки, техники и творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491 Глава 18. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 1. Социально-философское понимание личности . . . . . . . . . . . . . . . 500 2. Ценностная основа самоопределения личности . . . . . . . . . . . . . . 504
Стр.622
Содержание 623 3. Проблема субъектности, отчуждения и свободы человека . . . . . 512 4. Социализация, образование и воспитание личности . . . . . . . . . . 523 Глава 19. Человек в мире культуры и цивилизации . . . . . . . . . . . . . . 536 1. Культура как мир человека и мера его развития . . . . . . . . . . . . . 536 2. Социально-историческая динамика культуры. Потенциал русской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540 3. Соотношение цивилизации и культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 4. Глобальные проблемы современного мира. Феномен глобализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 551 Глава 20. О смысле истории и жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 1. Есть ли у истории цель? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 2. Смысл жизни человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571 Заключение: философия в духовном самоопределении человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .578 Приложение. Философия в схемах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .583
Стр.623

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ