Посвящается 80-летию прихода в Архангельск
первого союзного конвоя «Дервиш»
Dedicated to the 80th
anniversary of the first
allied Dervish convoy’s arrival in Arkhangelsk
Стр.1
Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation
Federal State Autonomous Educational Institution
of Higher Education
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
LEND-LEASE AND ARCTIC CONVOYS:
FROM REGIONAL COOPERATION TOWARDS
GLOBAL COALITION
Arkhangelsk
NARFU
2021
Стр.2
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
ЛЕНД-ЛИЗ И АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ:
ОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
К ГЛОБАЛЬНОЙ КОАЛИЦИИ
Архангельск
САФУ
2021
Стр.3
УДК 940.53
ББК 63.3(0)62
С 89
Составитель, научный редактор:
М.Н. Супрун, доктор исторических наук, профессор
Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глоС
89 бальной коалиции: материалы международной научной конференции, посвященной
80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» /
сост., науч. ред. М.Н. Супрун; Сев. (Арктич.) федер. ун-т имени М. В. Ломоносова.
– Архангельск: САФУ, 2021. – 423 с.
ISBN 978-5-261-01549-9
Представлены материалы международной научной конференции, посвященной
80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», положившего
начало масштабным конвойным операциям по поставкам стратегических грузов
для СССР в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. Особое внимание
уделено проблемам истории и историографии ленд-лиза и северных конвоев. Отмечено
значение арктических конвоев не только в доставке грузов, но и роль конвоев
в достижении стратегической инициативы союзников по Антигитлеровской коалиции
в войне на море, в организации сотрудничества флотов разных стран.
Proceedings of the International Research Conference dedicated to the 80th anniversary
of the arrival in Arkhangelsk of the first Allied Convoy, code-named Dervish, which
marked the beginning of large-scale convoy operations for the supply of strategic cargo
to the USSR during the Great Patriotic War, 1941–1945. Special attention is paid to the
problems of history and historiography of Lend-Lease and the Arctic convoys. When
assessing the importance of the Arctic convoys, emphasis is given not only to the delivery
of goods but also to the convoys’ role in achieving the strategic initiative of the Anti-Hitler
Coalition Allies in the war at sea and in organizing cooperation between the fleets of
different countries.
УДК 940.53
ББК 63.3(0)62
ISBN 978-5-261-01549-9
© Супрун М.Н., составление, 2021
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2021
Стр.4
Dear reader!
This book is a significant
contribution to the historiography of
relations between the Allies throughout
World War II. In it, you will find many
interesting facts and figures about the
Arctic convoys and the importance of
Lend-Lease for the USSR during the
Great Patriotic War.
For example, the convoy code-named
Dervish (PQ-0) was not large – only one
Dutch and five British merchant vessels
that delivered to the USSR 10 thousand
tons of rubber, one and a half thousand
tons of uniform boots, tin, wool,
15 Hurricane fighters, 3.8 thousand
depth charges and magnetic mines, as
well as one vessel of fuel. Additionally
to the Dervish convoy, the British
aircraft carrier Argus delivered another
24 Hurricane fighters.
Simple math can help understand
the aid the Red Army received: the
boots sent by the UK could be used
to shoe soldiers at an entire front –
about 500 thousand people. The rubber
was enough for tens of thousands of
automobile and aircraft tires, the wool –
for hundreds of thousands of greatcoats,
and the tin – for alloys to manufacture
bearings and parts of radio equipment.
Researchers have argued about
Lend-Lease and its meaning and will
undoubtedly continue doing so in the
future. It is true that Lend-Lease helped
the USSR, the USA and the UK end
the war faster. However, it is also true
that until June 1944 the main issue of
inter-allied relations was the question
of opening a second front as soon as
possible. Had it been opened earlier –
in 1942 or 1943 – the war could have
ended faster, and there would have been
fewer military and civilian casualties.
Without the past, without exact
knowledge of how our ancestors fought
and won, we will not be able to build
the present. However, one fact alone
outweighs all possible arguments for
and against: the fight against Nazism
united a variety of countries and
peoples with completely different sociopolitical
systems, mentality, traditions,
and historical experience. When the
world is faced with a threat, we can
come together.
V.R. Medinsky
Aide to the President
of the Russian Federation
6
Стр.6
Уважаемый читатель!
Эта книга – значимый вклад в
историографию межсоюзнических отношений
всей Второй мировой войны.
На ее страницах вы найдете множество
интересных фактов и цифр,
посвященных арктическим конвоям и
значению ленд-лиза для СССР в годы
Великой Отечественной войны.
Например, конвой «Дервиш»
шинелей; из олова – сплавы для подшипников
и детали радиоаппаратуры.
Конечно, научные дискуссии о
(«PQ-0»), был невелик – всего пять
английских транспортов, одно голландское
судно, на которых в СССР
доставили 10 тысяч тонн каучука,
полторы тысячи тонн форменных
ботинок, олово, шерсть, 15 истребителей
«Харрикейн», 3,8 тысяч
глубинных бомб и магнитных мин,
а также один корабль, загруженный
топливом. Вместе с «Дервишем» пришел
британский авианосец «Аргус»,
несший на борту еще 24 истребителя
«Харрикейн».
Чтобы было более понятным, календ-лизе,
его значении, были и будут
продолжаться. Верно, что ленд-лиз
помог СССР, США, Великобритании
быстрее закончить войну. Но верно и
то, что до июня 1944 года основным
вопросом межсоюзнических отношений
был вопрос о скорейшем открытии
второго фронта. И если бы он был
открыт раньше – в 1942-м или 1943-м –
то и война могла закончиться быстрее,
и потерь среди военных и мирных
граждан было бы меньше.
Без прошлого, без точного знания,
кую помощь получила Красная Армия,
проведем несложные расчеты:
присланными англичанами ботинками
можно было обуть целый фронт –
порядка 500 тысяч человек. Каучука
хватило на десятки тысяч автомобильных
и авиационных шин; из шерсти
можно было произвести сотни тысяч
как воевали и победили наши предки,
мы не сможем построить настоящего.
Но один только факт перевешивает
все возможные доводы «за» и «против»:
борьба с нацизмом объединила
самые разные страны и народы, имевшие
совершенно разные социальнополитические
системы, менталитет,
традиции, исторический опыт. Когда
мир оказывается под угрозой, мы
умеем быть вместе.
В.Р. Мединский,
помощник Президента
Российской Федерации
7
Стр.7
Dear friends!
80th
This year we are celebrating the
anniversary of the arrival in
Arkhangelsk of the first Allied convoy,
Operation Dervish, that paved the way
to the victory over fascism.
Over the years, historians have
devoted much of their research to the
significance of this event, its influence
on the course of World War II, and
the contribution made to the victory
by Arkhangelsk, the city of military
glory, and Molotovsk, present day
Severodvinsk, that received the City of
Labor Valor title in 2021.
During the anniversary celebration
in 2021, Arkhangelsk is hosting an
international research and practical
conference dedicated to Lend-Lease,
which brings together representatives
of the scientific community from all
over Russia, with researchers from
other countries that participated in the
Arctic convoys joining them online. I am
sure that the works of the researchers
presented in this book will open to
readers – both professional historians
and everyone who is interested in the
history of World War II – new facets and
nuances of the events of that time.
After 80 years, the most important
24 hours a day, in any weather, under
bombings, and overcoming food
shortage. The first time, Arkhangelsk
met veterans of the “fiery miles”
50 years after the war, on August 31,
1991, which opened a new, peaceful
page of the Arctic convoys. Since then,
this date has been celebrated annually.
However, in anniversary years, festive
events become especially solemn.
Our main task is to prevent
thing for us is to remember the military
and labor heroism of our grandfathers,
grandmothers, fathers, and mothers,
who managed to continuously deliver,
receive and transport war materiel
and other valuable cargo to the front
falsification and rewriting of history,
to make sure that northerners and, first
of all, representatives of the younger
generation,
World War II in the North, and the
significant role the Arkhangelsk region
played in them.
remember
the
events
Alexander Tsybulsky,
Governor of the Arkhangelsk region
of
8
Стр.8
Дорогие друзья!
В этом году мы отмечаем 80-летие
прибытия в Архангельск первого союзного
конвоя «Дервиш» – события,
которое стало важнейшим шагом на
пути к победе над фашизмом.
На протяжении многих лет учеДля
нас по истечении 80 лет самым
ные-историки посвятили немало исследований
значению этого события,
его влиянию на ход Второй мировой
войны, вкладу, который внесли в победу
город воинской славы Архангельск
и Молотовск – ныне Северодвинск,
получивший в 2021 году звание
«Город трудовой доблести».
В дни проведения юбилейных мероприятий
2021 года в Архангельске
проходит международная научнопрактическая
конференция, посвящённая
ленд-лизу, которая собрала
представителей научного сообщества
со всей России, онлайн к ним присоединились
ученые других государств
– участников северных конвоев.
Уверен, что труды исследователей,
представленные в этом сборнике, откроют
читателям – как знатокам, так
и всем, кто интересуется историей
Второй мировой войны, – новые грани
и нюансы событий того времени.
важным остается память о боевом и
трудовом подвиге наших дедов, бабушек,
отцов, матерей, сумевших круглосуточно,
в любую погоду, под бомбёжками,
преодолевая нехватку продовольствия,
непрерывно доставлять,
принимать и транспортировать дальше
на фронт боевую технику и другие
ценные грузы. Впервые после войны
Архангельск встречал ветеранов «огненных
миль» 50 лет спустя, 31 августа
1991 года, открыв новую, мирную
страницу северных конвоев. С тех пор
дату отмечают ежегодно. Но в юбилейные
годы праздничные мероприятия
приобретают особую торжественность.
Главная
наша задача – не допустить
фальсификации и переписывания
истории, сделать так, чтобы северяне
и, в первую очередь, представители
молодого поколения, помнили о
событиях Второй мировой войны на
Севере, о значении и роли в них Архангельской
области.
А.В. Цыбульский,
губернатор Архангельской области
9
Стр.9
Dear friends!
I am convinced it is clear for everyone
that the enormous economic potential of
the Anti-Hitler coalition countries was
one of the main factors that contributed
to the victory of the Allies in World War
II. Pooling and efficient use of resources
allowed the Allies to aid the Soviet Union
in fighting Nazi Germany. The Arctic
convoys went down in world history as
a unique example of cooperation of over
40 nations and fleets in the struggle
against the common enemy, Nazism.
Lend-Lease became an effective tool
for mutual assistance between the Allies.
At a meeting of the Board of Trustees
of the Russian Geographical Society,
President Vladimir Putin emphasized the
special role of Lend-Lease, “Lend-Lease
supplies and the subsequent opening of a
second front played a significant role in
defeating our common enemy, Nazism.”
Northern (Arctic) Federal University,
the largest scientific and educational center
of the Russian North-West, pays special
attention to the study and preservation
of the pages of military history.
For over 30 years, the Echo of War
NArFU is also home to a British
expedition has been operating at the
Department of Russian History of our
university that strives to pinpoint vessel
and aircraft wreck sites and conducts
operations to search and bury World
War II soldiers. A database has been
compiled that contains information
about all wrecked vessels and over
5 thousand (almost all known) aircraft.
Our university has published several
issues of the almanac “Arctic Convoys:
Research, Reminiscences, Documents”.
The expedition is supervised by
Centre, where Associate Professor
Valentina Golysheva and her students
study the history of the Arctic Convoys.
In the framework of one the Centre’s
initiatives NArFU has been visited by
British veterans of the Allied Convoys.
Several years ago the University published
a book by Valentina Golysheva entitled
“Reminiscences of the Arctic Convoys”,
which included recollections of the events
of 1941–1945 by their living participants.
This compilation comprises the
arguments and ideas voiced during the
Conference “Lend-Lease and Arctic
Convoys: from Regional Cooperation
towards Global Coalition”. I am certain
that a closer examination of the allied
collaboration experience during World
War II will help the diplomats of today
cope with the contemporary challenges
facing the civilized world.
I wish the researchers new
Mikhail Suprun, Doctor of Historical
Sciences and Professor at NArFU, who
is also one of the organizers of today’s
Conference.
10
discoveries and our readers an exciting
journey into the world of history!
Elena Kudryashova,
Rector of Northern (Arctic)
Federal University
Стр.10
Дорогие друзья!
Уверена, никому не нужно доказывать,
что одним из основных источников
победы союзников во Второй
мировой войне стал огромный экономический
потенциал стран Антигитлеровской
коалиции. Объединение
ресурсов и работающая формула их
использования позволили союзникам
оказать помощь Советскому союзу
в борьбе с фашистской Германией.
И северные конвои вошли в мировую
историю как уникальный опыт
сотрудничества более чем 40 наций
и флотов в борьбе против общего
врага – нацизма.
Ленд-лиз стал действенным инструментом
взаимопомощи союзников.
Особую роль ленд-лиза подчеркнул
Президент России Владимир Владимирович
Путин на заседании попечительского
совета Русского географического
общества: «Поставки по
ленд-лизу и открытие потом второго
фронта сыграли существенную роль
в деле победы над общим противником,
общим врагом – нацизмом».
Северный (Арктический) федеральный
университет, крупнейший
научно-образовательный центр Северо-Запада
России, особое внимание
уделяет изучению и сохранению
страниц военной истории.
Более 30 лет на кафедре отечественной
истории Высшей школы социально-гуманитарных
науки и международной
коммуникации САФУ
им. М.В. Ломоносова работает экспедиция
«Эхо войны» по установлению
мест гибели кораблей и самолетов,
проведению поисковых работ и захоронению
воинов Второй мировой войны.
Составлена База данных обо всех
погибших кораблях и о более чем
5 тысячах самолетах (практически
11
всех известных). Университет издал
несколько выпусков альманаха «Северные
конвои: исследования, воспоминания,
документы».
Руководит экспедицией доктор
исторических наук, профессор нашего
университета, один из организаторов
сегодняшней конференции Михаил
Николаевич Супрун.
В САФУ работает Британский
центр, где под руководством доцента
Валентины Георгиевны Голышевой
студенты изучают историю арктических
конвоев. По инициативе центра
в предыдущие годы в САФУ уже побывали
британские ветераны северных
конвоев и их родственники. Несколько
лет назад университет издал
книгу Валентины Голышевой «Воспоминание
об Арктических конвоях»,
в которую вошли рассказы ветеранов
Северных конвоев – живых участников
событий 1941–1945 годов.
Тезисы и идеи, которые озвучены
в ходе международной конференции
«Ленд-лиз и арктические конвои:
от регионального сотрудничества к
глобальной коалиции», собраны в
этом сборнике. Уверена, кропотливое
изучение опыта взаимодействия союзнических
государств в период Второй
Мировой войны поможет и сегодняшним
дипломатам найти решение
современных проблем цивилизованного
мира.
Желаю исследователям новых интересных
научных находок, а читателям
увлекательного погружения
в мир исторических открытий!
Е.В. Кудряшова,
Ректор Северного (Арктического)
федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Стр.11
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступительное слово ........................................................................................................
Раздел I
Ленд-лиз: проблемы истории и историографии
Мягков М.Ю. Ленд-лиз для СССР и его вклад в победу союзников в годы Второй мировой
войны .......................................................................................................................
Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои в стратегии Антигитлеровской коалиции в
годы Второй мировой войны ...........................................................................................
Хилл Александр. Британская программа помощи СССР по ленд-лизу и битва за Москву
в свете недавно опубликованных архивных документов ....................................
15
29
49
Быстрова И.В. Уинстон Черчилль и северные конвои в Россию ......................................
Фолли М. Арктические конвои и Большой Альянс в борьбе против Гитлера ................. 103
Невежин В.А. Дипломатические приемы в Кремле в контексте межсоюзнических отношений
с Великобританией и США (1941–1945 гг.) .................................................... 121
Доброньски, А. Делегатура Посольства Республики Польша в Архангельске и её участие
в приёме грузов от полярных конвоев ..................................................................... 133
Минкова К.В. Участие Канады в помощи СССР по ленд-лизу........................................... 149
Вилкинсон Ф. «Харрикейны» в Мурманске – быстрый отклик Черчилля на просьбу
Сталина ............................................................................................................................... 165
Мельников Н.Н. Влияние ленд-лиза на развитие советского танкостроения в годы войны .... 175
Хатанзейский А.В. Бронетехника в структуре поставок по программе ленд-лиза для
СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ........................................ 187
Монзуль В.Ю. Ленд-лиз и Минский автосборочный завод ................................................ 203
Ларинцев Р.И., Заблотский А.Н. Советский Военно-морской флот и ленд-лиз, 1941–
1945 гг. ................................................................................................................................. 211
Даффит Н., Шпанова Н.Н. Суда на один рейс .................................................................... 235
Монин С.М. Выбор союзниками маршрутов поставок стратегических грузов в СССР
в начале Великой Отечественной войны ........................................................................ 241
Раздел II
Арктические конвои: проблемы истории и историографии
Платонов А.В. Арктические конвои в контексте военных действий на Атлантическом
театре ......................................................................................................................... 259
Кохновски Р., Вожны А. Польский военно-морской флот в арктических конвоях
1942–1943 гг. ....................................................................................................................... 273
Морозов М.Э. Боевые действия германских подводных лодок на Северном морском
театре в 1941–1942 гг. ........................................................................................................ 293
Терентьева Е.А. Арктические конвои в освещении французской прессы 1941–1945 гг. .... 307
Терентьев В.О. Перспективы применения компаративного подхода в изучении военного
противоборства в Арктике в 1941–1945 гг. (на примере капитана 3-го ранга
В.Ф. Таммана) ..................................................................................................................... 323
Кузьминых А.Л. Использование труда военнопленных на предприятиях Архангельска
и Молотовска (1944–1948 гг.) ..................................................................................... 341
Шаверина Г.В. ГУЛАГ и северные конвои (по материалам Ягринлага) .......................... 371
Голышева В.Г. Конвой JW-65 в воспоминаниях британских ветеранов Кеннета Рита,
кавалера ордена Британской империи, и Стенли Бэлларда ......................................... 383
Барзенин А.В. Архангельские лоцманы на проводке союзных конвоев ........................... 391
Филиппов В.В. Война на Енисейском Севере. Участие авиации ВМФ и полярной авиации
в боевых действиях в Карском море в 1941–1944 гг. ........................................... 401
Сведения об авторах ......................................................................................................... 420
77
7
Стр.423