ББК 6УДК 342.247.400
Ф32
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Редакционная коллегия:
Председатель редакционной коллегии доктор юридических наук, заслуженный юрист
РФ, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой конституционного
и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
С. А. Авакьян.
Председатель оргкомитета конференции магистрант юридического факультета МГУ
им. М. В. Ломоносова, глава дискуссионного клуба федералистов В. В. Корольков.
Ф32
Федерализм в современном публичном праве : сборник трудов III Всероссийской
научно-практической конференции обучающихся / под ред.
С. А. Авакьяна, В. В. Королькова. — Москва : РГ-Пресс, 2021. — 688 с.
ISBN 978-5-9988-1217-0
Настоящая книга представляет собой сборник трудов участников III Всероссийской
с международным участием конференции обучающихся «Федерализм
в современном публичном праве», проведенной в онлайн-формате 9–14 ноября
2020 г.
На конференции были заслушаны 94 доклада, прошедших предварительный
отбор. В настоящем сборнике опубликованы 76 работ в шести тематических секциях:
«Проблемы федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации
в условиях конституционной реформы 2020 года», «Европейская и евразийская
интеграция», «Федерализм и безопасность», «Федерализм в зарубежных
странах», «Финансовый федерализм», «История и теория федерализма».
ББКУДК 342.24 67.400
Научное издание
ФЕДЕРАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ
ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ
III Всероссийской научно-практической
конференции обучающихся
Сборник трудов
Печать цифровая. Печ. л. 43,0. Тираж 500 (1-й завод 50) экз. Заказ №
Подписано в печать 23.07.2021. Формат 60×90 1
/16
.
ISBN 978-5-9988-1217-0
© Коллектив авторов, 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Корольков В. В.
Вступительное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Данилова С. А., Посредник А. В., Ребриков Д. Д., Северцева А. О., Шумилин А. Б.
Федеральные территории: сущность института, зарубежный опыт
и перспективы учреждения в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
«ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ
КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА»
Секция
Ткаченко А. Е.
Противоречия и проблемы федерализма в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . 25
Бажев А. В., Труханов Д. Д.
Будущее российского федерализма: склоняется ли Россия к унитарности? . . . . . 29
Нуреева К. Д., Щеголев А. Д.
Конституционная реформа в Российской Федерации:
проблемы федерализма и местного самоуправления в условиях единой
системы публичной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Атажанов Ф. С.
Государствообразующий народ как новая категория российского
конституционного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Игнашкина Д. Д.
Голосование по поправкам в Конституцию в Южном федеральном округе . . . . . . 68
Клепинин П. А.
Федеративное переустройство Российской Федерации на примере
создания Центрально-Черноземной области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Тиханов Н. А.
Реализация федеративных отношений в сфере организации
исполнительной власти субъекта РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Харитонова Т. А.
Проблемы регулирования отношений, связанных с участием органов
местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий . . . . . 92
683
Стр.683
Глотов А. Н.
Местное самоуправление: новые вызовы или перспективы развития? . . . . . . . . . 99
«ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»
Секция
Ильчикова М. М., Калашников И. А., Походун А. А.
Европейское объединение угля и стали как основа формирования
европейского общего рынка: практические выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Сагалова Э. О.
Влияние энергетики на европейскую интеграцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Борулева Е. Д.
Противоречивые аспекты выхода Великобритании из состава
Европейского Союза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Голобородько С. О.
Соотношение национального законодательства государств-членов ЕС
и нормативной базы Европейского Союза: теория и практика . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Минасян К. Х.
Проблематика учета рисков ОД/ФТ в интеграционных процессах . . . . . . . . . . . . 147
Тимофеева В. В.
Роль интеграционной политики Европейского союза в стабилизации
обстановки в Боснии и Герцеговине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
«ФЕДЕРАЛИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ»
Секция
Горнова А. А.
Противостояние COVID-19 и федерализма
(глобальный вызов, опыт Российской Федерации и зарубежных стран) . . . . . . . . 162
Мухина Ю. В.
Федерации vs. COVID-19: как Россия и США справлялись с пандемией . . . . . . . . 172
Шульгина В. А.
Влияние ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса,
на федеративные отношения: опыт России, Швейцарии, Германии и США . . . . . 179
Позднякова Е. Ю.
COVID-19 как лакмусовая бумажка децентрализации в Италии . . . . . . . . . . . . . . . 186
Макаров Н. А.
Американский федерализм и проблемы национальной безопасности . . . . . . . . 192
Малыхина И. И., Спиридонова М. П.
К вопросу о правовом механизме обеспечения управления рисками
финансовой безопасности Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
684
Стр.684
Домнина В. А.
Роль субъектов федерации в обеспечении гражданского мира и согласия
в федеративном государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Иванова Н. А.
Сепаратизм: угроза единству Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Корженяк А. М.
Вопросы противодействия сепаратизму и обеспечения безопасности
федеративного устройства в контексте российско-украинских отношений . . . . . 221
Гладкова П. В.
Сепаратизм как угроза национальной безопасности государства:
причины и правовые механизмы противодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Моисеева П. В.
Причины сепаратизма и правовые способы противодействия ему . . . . . . . . . . . . 247
Рустамова Н. И.
Сепаратизм, его причины и правовые способы противодействия ему . . . . . . . . . 254
Бикбаев Р. Р., Щепкина В. М.
Сепаратизм в США, Канаде и Бельгии: правовые пути решения проблемы . . . . . 262
Сухорукова П. А.
Проблема фламандского сепаратизма в Бельгии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
«ФЕДЕРАЛИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»
Секция
Камышникова В. С.
Федерализм в Германии и его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Астафоров Э. А.
Федерализм в ОАЭ: успехи и неудачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Антипов А. А.
Особенности развития региональных государств Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Козицына Н. А.
Региональная автономия в Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Черных С. А.
Лига Севера и ее проект федерализации Италии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Егорова З. С., Чекалин С. А.
Федерализация Сирии: история, региональный опыт, перспективы . . . . . . . . . . . 328
Лобанова П. Е., Спицын Е. Д.
Курдское движение и федерализм Северной Сирии: перспективы развития . . . 337
Фомин А. П.
Перспективы становления федерализма в Сирии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
685
Стр.685
Старченко М. Д.
Объединение Корейского полуострова: история, стратегии, перспективы . . . . . . 349
Ерохина В. И.
К вопросу об особенностях федерализма в России и зарубежных странах . . . . . 361
Зокиров Т. З., Мнацаканян Г. К.
Судебный федерализм: опыт России и США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Чернявская П. Е.
Сравнительный федерализм Австралии и Канады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Зайцева Е. А.
Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов
в разных правовых семьях: сравнительно-правовой анализ
(на примере США, Федеративной Республики Бразилия
и Федерации Малайзия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
Корольков В. В.
Национальный вопрос в централизованных федерациях Азии:
сравнительный аспект актуальных проблем теории и практики . . . . . . . . . . . . . . 384
«ФИНАНСОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ»
Секция
Алимпеев Д. Р.
Разграничение финансовых полномочий как индикатор политической
самостоятельности российских регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
Долганова С. А.
Межбюджетные трансферты. Особенности блочных трансфертов
и их применение в РФ и зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
Зайцев Е. А.
Межбюджетное выравнивание с точки зрения экономики и права:
российский и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Ильчикова М. М., Ламменсало С.
Институт финансового выравнивания в Германии:
постепенное преодоление проблем, их частичное решение в рамках
реформы 2020 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
Тарасюк Б. Н.
Проблемы налогового федерализма в механизме административной
ответственности за налоговые правонарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Ткаченко А. Е.
К вопросу о некоторых проблемах налогового федерализма в России . . . . . . . . 473
Чунин А. В.
Проблема унитаризации налоговой системы России и возможные
пути ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
686
Стр.686
Струев С. В.
Особые экономические зоны как инструмент налоговой политики
субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
Агаев А. М.
Перспективы специальных административных районов как зон
льготного налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492
Слободянюк Е. А.
Система налогообложения при выполнении соглашений
о разделе продукции как один из наименее эффективных институтов
налогового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Дымнич В. Д.
Транспортный налог как проявление налогового федерализма
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501
Маркова А.-М. М.
Конституционно-правовые особенности швейцарского федерализма
(на примере налогового права) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
Грамматчикова Е. Д.
Реформа налогово-бюджетного выравнивания в Швейцарии:
предпосылки, особенности и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517
Сметанин Р. О.
Швейцарская налоговая реформа STAF для повышения налоговой
привлекательности на федеральном уровне и в швейцарских кантонах . . . . . . . 525
Зеленцова М. Ю., Резчикова Е. В.
Фискальный федерализм в Австрийской Республике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 532
Онуфриенко К. В., Яресько А. М.
Налоговый федерализм в Канаде: к вопросу о разграничении
полномочий Федерации и провинций при налогообложении ТЭК . . . . . . . . . . . . 540
Дуничкина А. П.
Налогово-бюджетный федерализм Мексики: основные черты и проблемы . . . . 550
Куликова А. С.
Неэффективность налогового федерализма
Мексиканских Соединенных Штатов в условиях пандемии Covid-19 . . . . . . . . . . 556
Плуталовская Ю. А., Рогова Е. А.
Особенности налогового федерализма в Аргентине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563
Герус Д. И., Степанов М. М.
Налоговый федерализм в Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Иванунь Е. А.
Особенности и проблемы налогового федерализма в Испании . . . . . . . . . . . . . . . 580
687
Стр.687
Фролова В. С.
Налоговый федерализм и децентрализация: Испания –
самый нетипичный случай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 588
Зражевская Е. А.
Налоговый федерализм в Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 597
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА»
Секция
Соловьева П. Д.
Причины возникновения и распада советской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605
Марзанов А. Ю.
Международно-правовой аспект учреждения СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614
Осокин А. В.
Особенности функционирования отечественной модели федерализма. . . . . . . . 620
Лебедева В. А., Симакова К. С.
Федерализм в США и России: сравнительный анализ на основе
исторического развития данного принципа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 631
Морозова Д. Д., Путрина И. В.
Эволюция государственно-территориального устройства в Италии . . . . . . . . . . . 639
Кузнецов Е. А.
Историко-правовые аспекты регионализма в Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 649
Бусыгина А. В.
Проблемы федерализма в Бразилии с 1964 по 1985 годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 660
Журавлева М. Д.
Путь к федерации: первые четыре реформы государственного
устройства Бельгии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 666
Зотов К. В., Шаповалов В. Д.
Федерализм как основной механизм защиты прав человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 675
Стр.688