Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Северный (Арктический)
федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Л.В. Воронина, У.Е. Якушева
ДЕМОГРАФИЯ
АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2021
1
Стр.1
УДК 314
ББК 60.7
В75
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической
теории и корпоративного управления Сыктывкарского государственного
университета имени Питирима Сорокина А.П. Шихвердиев;
доктор экономических наук, доцент, профессор Югорского
государственного университета В.Ф. Исламутдинов
В75
Воронина, Л.В.
Демография Арктического региона: учебное пособие / Л.В. Воронина,
У.Е. Якушева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Архангельск: САФУ, 2021. – 90 с.
ISBN 978-5-261-01567-3
Предлагаемое учебное пособие направлено на формирование основного
понятийного аппарата, используемого в демографии, изучение основных
коэффициентов и показателей оценки демографических процессов,
а также демографического поведения, отражающегося на развитии
новых социально-экономических тенденций. Рассмотрены такие
аспекты, как рождаемость, смертность, естественный и миграционные
процессы, становление семей, воспроизводство населения и др.
Предназначено для бакалавров по направлениям подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.02
«Менеджмент», 38.03.01 «Экономика» очной и заочной форм обучения.
ISBN 978-5-261-01567-3 © Воронина Л.В., Якушева У.Е., 2021
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова,
2021
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы демографии являются актуальными для изучения, так
как отражают существующие в мире социально-экономические
процессы и позволяют спрогнозировать будущую ситуацию не
только в экономике, но в политике, развитии инноваций и науке.
Демография тесно связана с экономическим развитием страны и
раскрывает состояние трудовых ресурсов через различные процессы:
миграция, рождаемость, смертность, естественный прирост
или убыль и др. Для грамотного государственного и муниципального
управления необходимо в первую очередь опираться на имеющиеся
человеческий потенциал и трудовые ресурсы. Наиболее
остро вопрос построения результативной демографической политики
стоит для Арктической зоны Российской Федерации. Согласно
Указу Президента Российской Федерации и Федеральному закону
«О государственной поддержке предпринимательской деятельности
в Арктической зоне Российской Федерации» следующие регионы,
полностью или частично отнесены к сухопутным территориям
Арктической зоны РФ:
Мурманская область (полностью);
Ненецкий автономный округ (полностью);
Ямало-Ненецкий автономный округ (полностью);
Чукотский автономный округ (полностью);
Республика Карелия (Беломорский муниципальный район,
Лоухский муниципальный район, Кемский муниципальный район,
Калевальский национальный муниципальный район, Сегежский
муниципальный район, Костомукшский городской округ);
Республика Коми (города Воркута, Инта, Усинск, муниципальный
район «Усть-Цилемский»);
Архангельская область (города Архангельск, Северодвинск и
Новодвинск; Мезенский муниципальный район, городской округ
«Новая Земля», Онежский муниципальный район, Приморский муниципальный
район, Лешуконский муниципальный район, Пинежский
муниципальный район);
3
Стр.3
Красноярский край (город Норильск, Таймырский ДолганоНенецкий
муниципальный район, Туруханский район, поселки Суринда,
Тура, Нидым, Учами, Тутончаны, Ессей, Чиринда, Эконда,
Кислокан, Юкта);
Республика Саха (Якутия) (Абыйский улус, Аллаиховский
улус, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус, Булунский
улус, Верхнеколымский улус, Верхоянский район, Жиганский
национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский
район, Оленекский эвенкийский национальный район,
Среднеколымский улус, Усть-Янский улус, Эвено-Бытантайский
национальный улус) [66].
Под Арктическим регионом понимается совокупность субъектов
Российской Федерации, полностью или частично входящих в состав
Арктической зоны.
Учебное пособие направлено на ознакомление обучающихся с
основными терминами и понятиями демографии по программам
высшего образования. Каждая глава учебного пособия содержит
теоретический блок, распространенные показатели оценки и аналитический
блок с оценкой динамики текущей ситуации, тесты и вопросы
для самостоятельной работы. Аналитический блок основан
на сборе вторичных данных с сайтов статистики, официальных сайтов
организаций: Организации Объединённых Наций, Правительства
и иных государственных органов Российской Федерации. Для
представления полной картины происходящих в демографии процессов
были проанализированы тренды в мире, России и Арктической
зоне РФ. При рассмотрении динамики показателей в Арктической
зоне РФ статистические данные были собраны по регионам,
которые полностью или частично к ней относятся согласно законодательству.
Это позволяет выявить и описать тенденции в Арктическом
регионе в связи с наличием достаточного количества данных
для их выявления.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................................................................
1. Демография как наука: предмет, методы, основные
понятия ........................................................................................
Вопросы для самоконтроля ..................................................
2. Теория народонаселения и динамика его численности .....
Тесты для самостоятельной работы .....................................
3. Основные источники данных ............................................
Вопросы для самоконтроля ..................................................
3
5
8
9
14
16
24
4. Рождаемость и смертность. Естественное движение
населения ..................................................................................... 25
Тесты для самостоятельной работы .....................................
5. Здоровье населения и влияние окружающей среды на
продолжительность жизни ...................................................
Вопросы для самоконтроля ..................................................
6. Семья и домохозяйство. Брачность и разводимость. .........
Тесты для самостоятельной работы .....................................
7. Миграция населения: основные понятия, классификация,
факторы и миграционные законы .........................................
Вопросы для самоконтроля ..................................................
8. Воспроизводство населения ..............................................
Тесты для самостоятельной работы .....................................
Заключение ..........................................................................
Контрольные задания для практической работы. .................
Список используемых источников .......................................
36
38
46
47
53
55
67
68
73
75
77
80
89
Стр.89