УДК 611:612:613.95
ББК 57.3
М20
Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева
Р е ц е н з е н т ы:
Н. С. Русейкин, канд. мед. наук, проф., зав. кафедрой нормальной
физиологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
Малышев, В. Г.
М20
Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при
патологии : монография / В. Г. Малышев, А. А. Щанкин, Г. И. Щанкина. –
2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 245 с.
ISBN 978-5-4499-0144-6
Монография посвящена морфофункциональным особенностям формирования
нервной системы у детей разного возраста. Всесторонне представлена
структура и функция различных отделов головного мозга в их интегрированном
единстве, отвечающих за эмоции, мотивации, память, внимание, сон, поведенческий
акт у ребенка с точки зрения современной психонейрофизиологии. Представлен
экспериментально-клинический материал по типам высшей нервной
деятельности и конституционным особенностям функционирования ЦНС в
детском возрасте. В главе «Психоневрологические особенности детей при патологии»
представлены основные формы психических отклонений в онтогенезе у
человека с всесторонним освещением сущности, основных причин и патогенетических
механизмов развития и клинических проявлений синдрома дефицита
внимания и гиперактивности – широко распространенной патологии головного
мозга у детей и подростков.
Предназначена для студентов и магистрантов, обучающихся в высших
Н. М. Иванов, д-р мед. наук, проф. кафедры нормальной физиологии
Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
О. И. Ключко, д-р филос. наук, проф. кафедры специальной
и прикладной психологии Мордовского государственного
педагогического института им. М. Е. Евсевьева;
Печатается по решению редакционно-издательского совета
учебных заведениях педагогического профиля. Ориентирована на педагогов,
практических психологов и социальных работников. Может быть рекомендована
как дополнительный учебный материал для дисциплин: «Физиология высшей
нервной деятельности», «Возрастная анатомия и физиология человека», «Психолого-педагогическая
антропология» с целью разработки семинарских занятий,
деловых игр, а также для дистанционного и интерактивного обучения.
УДК 611:612:613.95
ББК 57.3
ISBN 978-5-4499-0144-6
© Малышев В. Г., Щанкин А. А., Щанкина Г. И., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………... 3
Глава I Психоневрологические характеристики развития здоровых детей………... 5
1.1 Понятие о психическом здоровье детей и его возрастных нормах……………………. 5
1.2 Характер развития центральной нервной системы человека в онтогенезе……………. 13
1.3 Роль эмоций в психическом развитии ребенка………………………………………….. 32
1.4 Особенности мотивационных процессов у детей разного возраста…………………… 39
1.5 Психонейрофизиологические аспекты формирования памяти в детском возрасте….. 51
1.6 Структура поведенческого акта у ребенка………………………………………………. 58
1.7 Феномен внимания – важный фактор в воспитании и усвоении
информации ребенком……………………………………………………………………….... 71
1.8 Нейрофизиологические основы сна и сновидений у детей…………………………….. 79
1.9 Особенности высшей нервной деятельности в детском возрасте……………………... 100
1.9.1 Влияние конституционных типов возрастной эволюции на характер высшей
нервной деятельности у подростков…………………………………………………………. 105
1.10 Нейрофизиологические аспекты воспитания и обучения……….
116
Глава II Психоневрологические особенности детей при патологии………………… 121
2.1 Сущность синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей………………… 121
2.2 Влияние социальных факторов на формирование ADND-синдрома
у детей…………………………………………………………………………………….……. 128
2.3 Особенности нарушений нервно-психических функций во внутриутробном периоде
и раннем детском возрасте…………………………………………………………………… 149
2.4 Характер изменений нервной системы у детей при некоторых
инфекциях…………………………………………………………………................................ 164
2.5 Минимальные мозговые дисфункции, неврозы и психопатии у детей………………... 177
2.6 Табакокурение детей и подростков……………………………………………………... 188
2.7 Детский алкоголизм………………………………………………………………………. 197
2.8 Наркомания и токсикомания в детском возрасте…………………………….………… 202
Заключение…………………………………………………………………………………… 216
Список сокращений………………………………………………………............................... 217
Глоссарий………………………………………………………………………………………. 218
Библиографический список.………………………………………………………………….. 220
Стр.245