МЕЙ, Лев Александрович [13(25).II.1822, Москва -- 16(28).V.1862, Петербург] -- позт. Из
обедневших дворян обрусевшей немецкой фамилии. Отец М., отставной офицер, рано умер. В 1831 г. М.
поступил в Московский дворянский институт, откуда через пять лет был переведен в Царскосельский
лицей. По окончании лицея (1841) служил в канцелярии московского генерал-губернатора до января
1849 г. Писал стихи с раннего детства. В 1840 и 1845 гг. опубликовал пять стихотворений;
систематически печатался с 1849 г., преимущественно в журнале "Москвитянин": стихотворения,
переводы, переложение "Слова о полку Игореве" (1850), рассказы, рецензии, драма "Царская
невеста" (1849). В 1850 г. вошел в "молодую редакцию" журнала, заведовал отделами русской
словесности и иностранной литературы. У М. П. Погодина встречался с виднейшими славянофилами,
тесно сблизился с кружком, группировавшимся вокруг А. Н. Островского и затем А. А. Григорьева, где
культивировалась прежде всего русская народная песня. С осени 1850 г. жил в смоленском имении тестя.
В 1852 г. стал инспектором 2-й Московской гимназии, откуда ушел, столкнувшись с косностью казенной
педагогики.
С 1853 г. в Петербурге. До 1861 г. числился без жалованья в Археографической комиссии, но
штатного места не получил. Бедствовал, пытаясь жить литературным трудом, брал всякую работу:
переводы, компиляции, мелкие статьи. Сблизился с "Библиотекой для чтения", редактор которой А. В.
Старчевский привлекал свежие литературные силы; в 1854--1859 гг. М. печатал в этом журнале стихи и
прозу, некоторое время вел отдел журналистики, составлял справочные энциклопедические статьи.
Печатался и в др. журналах независимо от их ориентации: "Отечественных записках", "Сыне Отечества",
"Искре", "Народном чтении", разных еженедельниках, два перевода поместил в "Современнике". Не
занимая радикальных общественных позиций, М. находил общий язык с многими литераторами. Его
петербургское окружение составляли А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев,
А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, Н. Г. Чернышевский, С. В. Максимов и др. М. уделял большое внимание
начинающим поэтам, ввел в литературу В. С. Курочкина.
В 1858 г. М., Ап. Григорьев и др. составили кружок меценатствующего гр. Г. А. КушелеваБезбородко,
основателя "Русского слова" (1859); вначале М. помогал Григорьеву как соредактору
(наряду с Полонским) журнала, с изменением направления журнала продолжал в нем печататься.
В 1857 г. М. выпустил сборник "Стихотворения", прозвучавший несовременно в новой
общественной атмосфере; в 1861 г.-- первую книгу "Стихотворений и переводов" ("Былины и песни"),
второй не последовало. Начатое в 1862 г. трехтомное собрание сочинений М. было завершено в 1863 г.,
после его смерти: нездоровый богемный образ жизни оказался для него губительным.
Оригинальных стихотворений М., включая миниатюры (акростих "Левъ Мей", экспромты,
буриме и т. д.), насчитывается чуть более 160, из них непосредственно от лица автора написано около
половины, остальные -- вариации фольклорных, исторических, библейских и антологических тем.
В поэзии М. выражались официально-патриотические настроения: в связи с Крымской войной,
50-летием лицея. Но он всегда осуждал деспотизм и произвол, подавление свободолюбия. Его "Вечевой
колокол" (1840) впервые был напечатан за границей А. И. Герценом в 1857 г. С надеждой ждавший
реформ ("Греза", 1860 ?), М. встретил их с энтузиазмом как благословенное возрождение, пробуждение
России, искупление старых "грехов" ("Отроковица", "Спать пора!", "Огоньки", 1861). Однако понимание
свободы у М. не было социально определенным: ценя "смелость дум" и "борьбу с невзгодой
гордую" (Полн. собр. соч.-- Т. 1.-- С. 240), он отвергал "рецепты" оздоровления общества ("Н. С.
Курочкину", 1861). Идиллически обрисована им "жизнь беспечных дикарей" (Т. 1.-- С. 188) в отрывке
"Гванагани" (1840) из неоконченной поэмы "Колумб". Идея национальной независимости утверждается
на разном материале: древнерусском ("Песня про боярина Евпатия Коловрата", 1859; "Александр
Невский", 1861), итальянском ("Помпеи", 1861), отчасти библейском.
Личная свобода, воля прославляется в символико-аллегорических образах стихотворений
"Малиновке" (1857), "Сумерки", (1858), "Канарейка", "Мимоза" (оба -- 1859). Без внутренней свободы, по
М., нет поэта. Образ поэта, певца -- один из основных в его лирике. Это человек одухотворенный,
вдохновенный свыше, но по-земному ранимый ("Лунатик", 1840), его труд даже при создании радостных
стихов сравнивается с родовыми муками ("Он весел, он поет, и песня так вольна...", 1859). Страдая от
цензурного насилия над мыслью ("О господи, пошли долготерпенье!..", 1855?), М. приветствовал начало
духовного раскрепощения общества, гордился тем, что уберег талант "свободного певца", хотя бы и
слагающего "песни красоте" ("Не верю, господи, чтоб ты меня забыл...", 1857).
Лирика М. отражает его уравновешенный, не склонный к резкости и крайностям характер.
Любовные стихи с 1844 г. посвящены С. Г. Полянской, ставшей женой поэта в 1850 г. В них любовь
неотрывна от тревог и переживаний, но лирический герой не впадает в отчаяние; он чист перед
возлюбленной, спутницей жизни, может упрекнуть ее, но и старается душевно поддержать ("Я не
обманывал тебя...", "Милый друг мой! румянцем заката...", 1861). Несостоявшаяся любовь и несчастный,
Стр.1