Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Идеомоторный метод регуляции предстартовых состояний юных спортсменов на этапе начального обучения в ушу. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСизяев
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205202
АннотацияЦелью данного исследования является разработка идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний юных спортсменов 10-12 лет на этапе начального обучения в ушу на основе использования средств и методов психологической подготовки единоборств Востока.
Сизяев, С.В. Идеомоторный метод регуляции предстартовых состояний юных спортсменов на этапе начального обучения в ушу. : автореф. дис. … канд.пед. Наук / С.В. Сизяев .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205202 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

64W На правах рукописи Сизяев Сергей Валерьевич ИДЕОМОТОРНЫИ МЕТОД РЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УШУ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук МОСКВА-2007 2 Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивных единоборств Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент ДЕМЕНТЬЕВ Владимир Львович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор МЕНХЙН Юрий Владимирович кандидат психологических наук, профессор Сопов Владимир Федорович Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Т П0 0п 0л 0« 0_ 5 1•"«1111111 05 Ц О Б по Ф К и С РГАФК Защита состоится «/i"» диссертационного совета ^ctnj, 2007 г. в « И » часов на заседании <...> Такой подход к подготовке спортсмена, основанный на знании возможностей человеческой психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте, а также в решении задачи вхождения в необходимое психическое состояние перед стартом. <...> Проблема формирования умений и навыков вхождения в оптимальное предстартовое состояние (состояние боевой готовности) является крайне важной для современного спорта (А. <...> ). Это объясняется тем, что одной из основных причин, мешающих спортсмену полностью реализовать свой потенциал, является неумение справляться с неблагоприятными предстартовыми состояниями, такими как стартовая апатия и стартовая лихорадка. <...> Актуальна данная проблема и для детского спорта, особенно для юных спортсменов, занимающихся восточными единоборствами (В .Л. Дементьев, 2005). <...> Занятия восточными единоборствами <...>
Идеомоторный_метод_регуляции_предстартовых_состояний_юных_спортсменов_на_этапе_начального_обучения_в_ушу..pdf
64W На правах рукописи Сизяев Сергей Валерьевич ИДЕОМОТОРНЫИ МЕТОД РЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УШУ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук МОСКВА-2007
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивных единоборств Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент ДЕМЕНТЬЕВ Владимир Львович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор МЕНХЙН Юрий Владимирович кандидат психологических наук, профессор Сопов Владимир Федорович Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Т П п л « _ 000005105 Защита состоится «/i"» ^ctnj, диссертационного совета •"«1111111 ЦОБ по ФКиС РГАФК 2007 г. в «И » часов на заседании К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан «/? » апреля Ученый секретарь диссертационного совета ^ ^ _. ' 2007 г. ^г Чеботарева И. В. Российского
Стр.2
3 Общая характеристика работы Актуальность. Дальнейшее повышение роста спортивных результатов спортсменов не может идти только за счет все большего увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, впрочем как и за счет дальнейшего совершенствования системы организации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Необходимо полнее использовать скрытые резервы, заложенные в самой личности спортсмена. Такой подход к подготовке спортсмена, основанный на знании возможностей человеческой психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте, а также в решении задачи вхождения в необходимое психическое состояние перед стартом. Проблема формирования умений и навыков вхождения в оптимальное предстартовое состояние (состояние боевой готовности) является крайне важной для современного спорта (А.1Д. Пуни, Т.Т. Джамгаров, 1979; Н.Г. Озолин, 2004 и др.). Это объясняется тем, что одной из основных причин, мешающих спортсмену полностью реализовать свой потенциал, является неумение справляться с неблагоприятными предстартовыми состояниями, такими как стартовая апатия и стартовая лихорадка. Актуальна данная проблема и для детского спорта, особенно для юных спортсменов, занимающихся восточными единоборствами (В .Л. Дементьев, 2005). Занятия восточными единоборствами сопряжены с рядом факторов, создающих для юных спортсменов, особенно на этапе начального обучения, определенный дискомфорт: непривычные физические нагрузки, боязнь возможного травматизма и боли, страх перед неудачами и порождаемый всем этим психологический стресс. Вместе с тем, именно на этапе начального обучения происходит развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе развития способности психорегуляции (Т.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, В.Н. Смоленцева, 2002). О необходимости овладения навыками психической саморегуляции и самоконтроля с первых шагов занятий спортом указывали А.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров (1979). На сегодняшний день сложилось противоречие между существующими потребностями процесса психологической_подготовки спортсменов-единоборцев в Г 77-""'"'''•: '"•:- Ж/' • '•'• '••*' Г < эффективных и доступных мёУодйках,и-наличием' 'небольшого арсенала весьма сложных для тренеров методик, применяющихся для этого. В этой связи возникла
Стр.3
4 необходимость в научном изучении огромного опыта единоборств Востока в области регуляции психических состояний бойцов, в создании и использовании концептуальных теоретических моделей предстартовых состояний спортсменов, в применении на практике соответствующих потребностям спорта средств и методов регуляции данных состояний. Объект исследования - процесс психологической подготовки юных спортсменов-единоборцев. Предмет исследования - средства и методы формирования и регуляции предстартовых состояний. Гипотеза. Предполагается, что выявление и адаптация наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки, использующихся в единоборствах на Востоке, и разработка на их основе идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний позволит сформировать у юных спортсменов умения вхождения в оптимальное предстартовое состояние. Цель работы - разработка идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний юных спортсменов 10-12 лет на этапе начального обучения в ушу на основе использования средств и методов психологической подготовки единоборств Востока. Задачи исследования: 1. Выявить существующие подходы формирования и регуляции предстартовых состояний у спортсменов перед поединком. 2. Определить достоинства и недостатки данных подходов в предсоревновательной психологической подготовке спортсменов. 3. Выделить и адаптировать наиболее эффективные приемы, средства и методы регуляции предстартовых состояний перед поединком, используемые в единоборствах на Востоке. 4. вое состояние. 5. Экспериментально обосновать эффективность идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний юных спортсменовушуистов 10-12 лет на этапе начального обучения. Разработать идеомоторный метод вхождения в оптимальное предстарторазработанного
Стр.4
5 Теоретико-методологической базой исследования выступили положения, изложенные в трудах И.П. Павлова, И.М Сеченова! А.Ц. Пуии, П.Л. Рудика, Л.П. Матвеева, А.В. Родионова, Г.Д. Горбунова, Л.В. Алексеева, А.А. Белкина, Б.Л. Вяткина. Методы исследования: 1) анализ литературных источников; 2) педагогическое наблюдение; 3) интервьюирование; 4) метод моделирования; 5) педагогический эксперимент; 6) методы математической статистики. Организация исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (январь - декабрь 2003 г.) проводилось теоретическое исследование (анализ литературных источников, интервьюирование, педагогические наблюдения), посвященное выявлению наиболее перспективных средств и методов предсоревнователыюй психологической подготовки и разработке на этой основе идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний. На втором этапе (октябрь - декабрь 2004 г.) проводилась эмпирическая часть исследования. На данном этапе (предварительный эксперимент) проходила экспериментальная проверка идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний (ИМ РПС) на предмет реализуемости, т.е. его доступности для освоения юными спортсменами 10-12 лет. Проверка проходила в естественных условиях учебно-тренировочного процесса на этапе начального обучения ушу. Также на данном этапе были разработаны, апробированы и экспериментально обоснованы специальные методики тестирования психофизиологических изменений после применения предлагаемого метода. Перед проведением третьего этапа были проанализированы недостатки предыдущего этапа, внесены изменения и дополнения в содержание предлагаемого идеомоторного метода и разработаны рекомендации спортсменам для предварительной подготовки к освоению ИМ РПС. Третий этап исследования (февраль - май 2005 г.) проводился в период подготовки к итоговой аттестации, а обследование показателей психофизиологических изменений после использования идеомоторного метода по сравнению с фоновыми показателями было проведено непосредственно в соревновательных условиях при прохождении аттестации. При этом сравнивалась эффективность регуляции
Стр.5