УДК 311
ББК 60.6
Т15
Такахаcи, Син.
Занимательная статистика. Манга / Син Такахаси (автор), Иноуэ Ироха
Т15
(худож.); 2-е изд. испр. ; пер. с яп. Захаровой Е. А., Коги Муцуми. — М. : ДМК
Пресс, 2016. — 224 с. : ил. — (Серия «Образовательная манга»). — Доп. тит. л.
яп. — ISBN 978-5-97060-179-2.
Если тебя интересует статистика, или тебе просто нужно как-то обработать
данные, то «Занимательная статистика» поможет тебе преодолеть чувство, что
«ты плохо знаешь математику». Этот иллюстрированный путеводитель легко и
непринуждённо проведёт тебя по пути познания статистики. А полученные знания
ты сможешь закрепить с помощью упражнений, без которых, как известно, не
обходится ни одна книга по математике.
Последуй за всегда невозмутимым Ямамото и ты увидишь, как он научит Руи:
• рассчитать среднее значение, медиану и стандартное отклонение результатов
игры в боулинг;
• вычислить коэффициент Крамера, чтобы узнать, как предпочитают признаваться
в любви юноши и девушки;
• узнать, как нормируются результаты тестов, когда учителя оценивают успеваемость.
Эти
и другие примеры из реальной жизни позволят тебе с лёгкостью усвоить
то, что многие находят трудным для понимания.
Если ты хочешь разобраться в статистике, но от обычных учебников статистудентам
вузов, а также всем, кто интересуется статистикой и хочет, чтобы обучение
было лёгким и увлекательным.
Все права защищены. Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена в любой
ББК 60.6УДК 311
форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование,
ксерокопирование или иные средства копирования или сохранения информации, без письменного
разрешения издательства.
ISBN 978-4-274-06570-5 (яп.) Copyright © 2005 by Shin Takahashi and Trend-Pro Co., Ltd.
ISBN 978-5-94120-269-0 (Додэка)
ISBN 978-5-97060-179-2 (ДМК Пресс) © Издание, ДМК Пресс, 2016
© Перевод, Издательский дом «Додэка-ХХI», 2011
стики у тебя пухнет голова и клонит в сон, или если тебе просто нужно освежить
забытые знания, пусть Ямамото-сан и Руи будут твоими гидами.
Книга будет полезна учащимся старших классов средних школ и колледжей,
• построить гистограмму цен на китайскую лапшу рамэн;
• определить вероятность получения проходного балла на экзаменах по математике;
Стр.5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xiii
. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1
1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3. -- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2. . . . . . . . . . . . . . . .31
1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
4. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
4. . . 65
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
2. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
4. - ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4. -- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
6. , F- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
v
Стр.6
7. Excel. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
2. - . . . . . . . . . . . . . . . . .121
3. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
7. ? . . . 143
1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
2. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4. P- - - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5. - . . . . . . . . 184
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
6. - - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
. - Excel. . . . . . . . . .191
1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
2. , - . . . . . 195
3. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
4. - . . . . . . . 199
4.1. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
4.2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
5. . . . . . . 204
6. x --. . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
7. - - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
8. - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
vi
Стр.7