Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве (290,00 руб.)

0   0
АвторыКемГИК , Шунков А. В., Светлакова Е. Ю. , Понамарев В. Д., Ртищева О. В.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц285
ID785614
АннотацияСборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические и практические историко-культурные, социокультурные и профессионально-педагогические аспекты изучения изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства, медиа-образования, экранных искусств, фотографии.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
ISBN978-5-8154-0573-8
УДК7
ББК85
Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве : сборник научных статей в рамках Национального проекта "Культура" Федерального проекта "Творческие люди": Вып. 5 / ред.: А. В. Шунков [и др.]; пер. О. В. Ртищева; КемГИК .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2020 .— 285 с. : ил. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0327-7 .— ISBN 978-5-8154-0573-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/785614 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Визуальные_искусства_в_современном_художественном_и_информационном_пространстве.pdf
УДК 7 ББК 85 В41 Редакционная коллегия: А. В. Шунков, ректор Кемеровского государственного института культуры, доктор филологических наук, доцент (председатель); В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент КемГИК; Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 1); Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2); Л. Г. Тараненко, доктор педагогических наук, доцент КемГИК (раздел 3); А. А. Гук, доктор философских наук, профессор КемГИК, Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент КемГИК (раздел 4); пер. О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК. Ответственные редакторы: Т. Ю. Казарина, декан факультета визуальных искусств КемГИК, доцент; Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения КемГИК. Рецензенты: В. И. Марков, доктор культурологии, профессор Кемеровского государственного института культуры; Л. И. Нехвядович, доктор искусствоведения, директор института искусств и дизайна Алтайского государственного университета (г. Барнаул). В41 Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве : сб. науч. ст. / под общ. ред. А. В. Шункова; ред.: Т. Ю. Казарина, Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков, Л. Г. Тараненко, А. А. Гук, Е. Ю. Светлакова; предисл. А. А. Гука; пер. О. В. Ртищевой. – Вып. 5. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. – 285 с.: ил. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0327-7 ISBN 978-5-8154-0573-8 Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются теоретические и практические историко-культурные, социокультурные и профессионально-педагогические аспекты изучения изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства, медиа-образования, экранных искусств, фотографии. УДК 7 ББК 85 ISBN 978-5-8154-0327-7 ISBN 978-5-8154-0573-8 © Авторы статей, 2020 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2020 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В современном информационном обществе значение визуальности переоценить невозможно. Ее влияние проявляется практически в каждой сфере нашей повседневной жизни – в науке, технике, рекламе, образовании, искусстве, социальных коммуникациях и т. д. Использование визуальности сформировало огромный пласт визуальной культуры, которая имеет свою давнюю историю, традиции и свой визуальный язык, позволяющий передавать различного рода информацию, в том числе и художественную. В очередном сборнике научных статей, инициированном профессорско-преподавательским коллективом Кемеровского государственного института культуры, рассматриваются проблемы, связанные с функционированием таких направлений визуальной культуры, как: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, экранные искусства, фотография, мультимедийные и сетевые компьютерные технологии. В соответствии с перечисленными выше направлениями сформирована и структура настоящего научно-педагогического издания. Она включает в себя четыре раздела, в каждом из которых анализируются вопросы, значимые и актуальные для отдельных направлений визуальной культуры и искусства. Начинает сборник совокупность статей, посвященных изобразительному искусству. В большинстве статей авторы проявляют интерес к истории современного изобразительного искусства, обращаясь к региональной тематике, что не может не обогатить опыт местной искусствоведческой критики. Весьма актуальным является обращение авторов к новым цифровым технологиям в изобразительном искусстве, расширяющим наше представление о современных возможностях в этой сфере. Здесь же, в первом разделе, подвергается рефлексии концепция современного искусства Ж. Бодрийяра. В центр исследовательского внимания вовлекаются не только искусствоведческие, но и педагогические аспекты изобразительной деятельности. О них идет речь в статье, в которой рассматриваются вопросы развития детей младшего школьного возраста. Декоративно-прикладное искусство в этой части сборника представлено статьей об особенностях кемеровской декоративной росписи с акцентированием внимания на орнаментальное искусство. 3
Стр.3
Наиболее мощно, и не только в количественном отношении, выглядит второй раздел настоящего сборника, в котором происходит осмысление феномена современного дизайна. Почти половина его статей так или иначе связана с педагогическими проблемами формирования проектного мышления в дизайнерском творчестве, с методиками развития и обучения личности человека средствами дизайна. Не остаются в стороне и вопросы творческо-технологического характера. В отдельных статьях раскрывается «кухня» дизайнерского творчества, его формообразующие элементы и стилистика, причем такого рода анализ проводится не только на личностном уровне, но и на материале крупных коллективных проектов, а также масштабных дизайнерских событий-мероприятий. А открывает второй раздел статья методологической направленности, которая позиционирует графический дизайн как один из видов визуальной коммуникации. Третий раздел сборника ориентирован на актуализацию проблем информационной среды и мультимедийных технологий, активно использующих визуальные элементы в своих целях. В большей степени это касается статей, в которых раскрываются технологии создания мультимедийных продуктов для учреждений культуры и визуальные характеристики электронного путеводителя. В меньшей степени визуальное начало становится предметом научного анализа тогда, когда в статьях рассматриваются социокультурные аспекты интернет-индустрии досуга и информационная компетентность студентов в условиях виртуальной библиотечной среды. Взаимосвязь информационной и визуальной культуры в структуре профессиональной подготовки студентов-дизайнеров всесторонне исследуется в дебютной статье данного раздела. Предметное поле заключительного (четвертого) раздела настоящего сборника включает в себя разнонаправленные исследования. Первое из них выявляет творческие возможности способа «перспективное совмещение» в современном репортажном фотоискусстве. Во второй статье обозначаются различные типы видеообразов культурной среды, которые присутствуют в любительских фильмах, представленных на фестиваль «Моя Родина – Сибирь». Центральное место в данном разделе занимает статья, где проводится сравнительный анализ жанровых особенностей фотои видеоработ студентов Кемеровского государственного института культуры и Национальной академии театрального и киноискусства. Заканчивает этот раздел две культурологические статьи, в одной из которых речь идет о мотиве еды в мировом кинематографе, а в другой – об отображе4
Стр.4
нии образов декабристов в кино и телевидении в конце ХХ и начале ХХI века. В заключение необходимо отметить достаточно широкую географию авторов настоящего издания. В нем приняли участие исследователи из соседних с Кузбассом сибирских регионов – Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской и Омской областей, а также из республик Беларусь и Болгария. Все это в целом свидетельствует о широком интересе со стороны научной общественности к заявленной научной проблематике. Гук А. А., профессор кафедры фотовидеотворчества Кемеровского государственного института культуры, доктор философских наук, доцент 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.