В. И. Майков
Пигмалион, или сила любви
Драма с музыкою в одном действии
Воспроизводится по изданию: В.И. Майков. <...> Вельможи и народ
ЯВЛЕНИЕ 1
Театр представляет сад Пигмалионов, в котором видны начатые и недоделанные истуканы, из коих один
он доделывает, ударяя орудием по размеру музыки, а между сими истуканами один стоит особо под
прозрачным покрывалом По окончании музыки Пигмалион, встав, рассматривает доделываемый им
истукан и говорит:
Пигмалион
Нет блеска во ее потупленных очах,
Не вижу стройности желаемой в руках... <...> От истукана мысль преходит к истукану,
Я с камня взорами на камень прехожу,
В творении своем себя не нахожу,
Нет живости ни в чем, души ни в чем не видно... <...>
Я больше смертными красами не прельщаюсь
И взора их очей всеместно отвращаюсь;
Уже не чувствую стремления в крови,
Которое меня влекло ко их любви;
Уж более меня сей огнь не вспламеняет,
И, ах, рука моя в искусстве изменяет,
Которого моим раченьем я достиг! <...> Мне вреден самому несчастный оный миг,
В который истукан последний кончен мною. <...> )
Пускай еще тебя в последний раз узрю,
И если разума во мне угасший пламень
Не может довершить тебя подобный камень,
Довольно славы мне соделаешь и ты... <...> Все члены божества признаки в ней являют,
Грудь, руки, стан ее Венеру составляют. <...> Я, Амафунскою владеючи страной,
Доныне девствую и девствовати стану
И без наследия на троне сем увяну;
Вельможи и жрецы, и весь желает двор,
Да дева здешния страны, пленя мой взор,
Взойдет на брачный одр супругою моею. <...> Я должен моему народу жертвой сею;
Таков страны сея издревле есть закон,
Да царь, увенчанный на амафунский трон,
Поймет супругою страны сея девицу. <...> За то ли я твой гнев, богиня, ощутил,
Что взора красотой я смертной не прельстил? <...> За то ли я тебе толико неприятен,
Что амафунский весь народ поднесь развратен? <...> Или всевышний гнев карает и царей <...>
Пигмалион,_или_сила_любви.pdf
В. И.Майков
Пигмалион, или сила любви
Драма с музыкою в одном действии
Воспроизводится по изданию: В.И. Майков. Избранные произведения. М.; Л., 1966. (Библиотека
поэта; Большая серия).
Электронная публикация -- РВБ, 2005.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Пигмалион, царь Амафунский.
Венера.
Купидон (без пения).
Истукан.
Гемон, наперсник Пигмалионов (без пения).
Вельможи и народ
ЯВЛЕНИЕ 1
Театр представляет сад Пигмалионов, в котором видны начатые и недоделанные истуканы, из коих один
он доделывает, ударяя орудием по размеру музыки, а между сими истуканами один стоит особо под
прозрачным покрывалом По окончании музыки Пигмалион, встав, рассматривает доделываемый им
истукан и говорит:
Пигмалион
Нет блеска во ее потупленных очах,
Не вижу стройности желаемой в руках...
(Садится, делает и, паки восстав, говорит)
Не тако сотворил, как мнил, у рук я персты,
Не с тою нежностью уста ее отверсты.
(Паки садится, делает и, восстав, паки говорит)
Колени слишком ей и перси обнажил,
Не так, как я хотел, в ней всё расположил
(Смотря на прочие истуканы)
О боги, что начну? И что творити стану?
От истукана мысль преходит к истукану,
Я с камня взорами на камень прехожу,
В творении своем себя не нахожу,
Нет живости ни в чем, души ни в чем не видно...
О пламень разума! ты гаснешь очевидно!
Какою мрачною завесой ты покрыт?
Увы! Пигмалион богов уж не творит.
Воображения мои не столь обильны,
И вы, орудия, в руке моей не сильны
Того произвести, что я производил;
Я прежде красоты в природе находил:
Для истукана я небесныя Венеры
С красавиц смертных брал прекрасные примеры.
Но что ж, к какому я концу чрез то дошел, -Лишь
только их красу искусством превзошел?
Стр.1