ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Оренбург
2021
Стр.1
УДК 1(091)(075.8)
ББК 87.3я73
Б 44
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»
(председатель совета – А.Г. Гончаров).
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор М.Н. Ефименко;
доктор философских наук, профессор Г.Г. Коломиец
Авторы:
А.М. Максимов (введение, главы 1–10, 12–15, 17 и заключение);
И.А. Беляев (введение, главы 1–10, 12–15, 17 и заключение); И.Р. Габдуллин
(глава 11); В.А. Гончарова (глава 16); У.И. Грызова (глава 16);
М.В. Лутцев (главы 2, 17); Л.Ю. Писарчик (главы 10, 12–13); Т.П. Писарчик
(главы 10, 12-13).
Ф 56
Философия : учебное пособие / А.М. Максимов, И.А. Беляев,
И.Р. Габдуллин, В.А. Гончарова, У.И. Грызова, М.В. Лутцев, Л.Ю. Писарчик,
Т.П. Писарчик; ред. А.М. Максимов, И.А. Беляев. – Оренбург :
ООО «Печатный дворик», 2021. – 320 с.
ISBN 978-5-9903566-9-6
В пособии кратко изложена история философии и рассмотрены
проблемы, разработка которых составляет ее предмет. Изучение учебного
материала призвано помочь студентам в обретении компетенций,
соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования.
Для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину
«Философия» в процессе освоения образовательных программ нефилософских
направлений (бакалавриат) и специальностей.
© Максимов А.М., Беляев И.А., Габдуллин
И.Р., Гончарова В.А., Грызова У.И., Лутцев
М.В., Писарчик Л.Ю., Писарчик Т.П., 2021
© ООО «Печатный дворик», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................6
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
ФИЛОСОФИИ ...........................................................................8
1. Мировоззрение и его исторические формы:
мифология, религия, философия .............................................8
2. Предмет философии и структура философского знания ....15
3. Функции философии и ее роль в жизни и профессиональной
деятельности людей ................................................................21
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА .................24
1. Зарождение философской мысли Востока и Запада ............24
2. Философия Древней Индии ...................................................26
3. Философия Древнего Китая ...................................................33
4. Ранняя античная философия ..................................................36
ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ .............................42
1. Проблема человека в философии софистов и Сократа .......42
2. Философия Платона ................................................................47
3. Философия Аристотеля ..........................................................49
4. Эллинистическая и римская философия ..............................53
ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ .....................................................................59
1. Теоцентризм философии Средневековья ..............................59
2. Патристика и схоластика как этапы развития
Средневековой философии ....................................................62
3. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи
Возрождения ............................................................................67
ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ ....................................................................74
1. Общая характеристика философии Нового времени...........74
2. Философские учения мыслителей Нового времени ............75
3. Философия Просвещения и ее основные представители ...81
ГЛАВА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ .........................................................................88
1. Немецкая классическая философия как явление мировой
философии. Философия И. Канта .........................................88
3
Стр.3
2. Философия И.Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинга .........................93
3. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод диалектики ....94
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха .................97
ГЛАВА 7. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
XIX-XXI ВЕКОВ ....................................................................101
1. Философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса ..............101
2. Философия позитивизма ......................................................103
3. Философия прагматизма и герменевтика ...........................108
4. Иррационалистическая философия: философия жизни,
экзистенциализм и психоаналитическая философия ........ 111
5. Религиозно-философская мысль XIX-XXI веков...............117
ГЛАВА 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XI-XIX ВВ. ........122
1. Развитие русской философии в XI – начале XIX вв. .........122
2. Философские воззрения западников и славянофилов.
Почвенничество ....................................................................126
3. Религиозно-философское наследие Ф.М. Достоевского,
Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева...........................................131
4. Философия русского космизма ............................................133
ГЛАВА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX В. ...................138
1. Философия «Серебряного века» ..........................................138
2. Русский марксизм .................................................................142
3. Философия советского и постсоветского периодов ..........145
ГЛАВА 10. УЧЕНИЕ О БЫТИИ ........................................152
1. Представления о бытии в истории философской мысли ..152
2. Основные формы бытия. Специфика человеческого
бытия ......................................................................................159
3. Материя как философская категория ..................................163
4. Движение как атрибут материи ...........................................168
5. Пространство и время ..........................................................172
ГЛАВА 11. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ И МЕТОД
ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ ...........................................................180
1. Историко-философское становление диалектики ..............180
2. Принципы диалектики ..........................................................186
3. Законы и категории диалектики...........................................190
ГЛАВА 12. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ ..........................196
1. Проблема сознания в истории философской мысли..........196
2. Сущность, структура и функции сознания .........................199
4
Стр.4
3. Самосознание и бессознательное ........................................204
4. Проблема познания ...............................................................207
ГЛАВА 13. НАУКА И ТЕХНИКА ......................................215
1. Наука, научное познание и проблема понимания ..............215
2. Методы научного познания ..................................................220
3. Ценности общественного развития и науки .......................225
4. Понятие техники ...................................................................232
ГЛАВА 14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА .............................................................................238
1. Происхождение человека .....................................................238
2. Натуроцентрические, социоцентрические и теоцентрические
концепции человека ..............................................................243
3. Человек как целостное природно-социально-духовное
существо ................................................................................249
4. Человек как творец и творение культуры ...........................252
ГЛАВА 15. СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ ............................................................258
1. Смысл и цель жизни человека .............................................258
2. Свобода, необходимость и ответственность
в жизни человека ...................................................................262
3. Ценности человеческого существования ............................269
ГЛАВА 16. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ
ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ .....................................277
1. Понятие общества. Основные сферы
общественной жизни ............................................................277
2. Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития ......................................................281
3. Государство и гражданское общество .................................286
4. Культура и цивилизация .......................................................291
ГЛАВА 17. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 299
1. Человечество на рубеже веков .............................................299
2. Понятие и сущность глобализации .....................................301
3. Многообразие глобальных проблем современности .........305
4. Опыт осмысления и решения глобальных проблем ..........313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................319
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Причиной, побудившей авторов данного пособия к его написанию,
стало их стремление обеспечить достаточно полное, четкое,
и в то же время предельно лаконичное раскрытие содержания
философии как учебной дисциплины. Пособие призвано помочь
студентам в приобщении к историко-философскому знанию
и к современному состоянию философской мысли. Полученные
знания должны лечь в основу формирования мировоззренческих
позиций студентов и приобретения ими всех иных компетенций.
Первый раздел содержит материалы о сущности и современной
структуре философии, ее происхождении и основных
этапах становления. Во втором разделе представлены сведения
о мировоззренческих смысложизненных проблемах, которые
стояли перед человечеством в прошлом, волнуют его сейчас и
с большой вероятностью будут актуальными в обозримом будущем.
К
числу важнейших задач, решению которых призвано способствовать
пособие, относятся:
– ознакомление студентов с проблемами, разработка которых
составляет предмет философии и с учениями выдающихся
мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи сыграли ключевую
роль в развитии философского знания;
– приобретение студентами умений ориентироваться в учебном
материале, анализировать и осмысливать его, прослеживать
в многообразии и постоянном обновлении взглядов
философов основные тенденции развития философской
мысли;
– овладение студентами навыками жизненного самоопределения,
нахождения достойных вариантов действий в разнообразных
ситуациях;
– приобретение студентами целостных представлений о действительности,
о единстве и противоречиях, свойственных
ее многообразным проявлениям, способности и склонности
к осмыслению тех проблем, которые возникают и будут
возникать в их повседневной жизни и профессиональной
деятельности.
6
Стр.6