DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801
Сквозной номер выпуска – 90
16+
Том 22, № 1. 2018
(январь — март)
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
Vol. 22, no. 1. 2018
(January — March)
Continuous issue – 90
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATION OF EDUCATION
DOI: 10.15507/1991-9468
Научный журнал
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ:
образования «Национальный
исследовательский Мордовский
государственный университет
им. Н. П. Огарёва»
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
430005, Россия, Республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
РЕДАКЦИЯ:
430005, Россия, Республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Телефон, факс: +7 (834-2) 48-14-24
Периодичность издания – 4 раза в год
Издается с января 1996 года
Подписной индекс в каталоге
агентств «Роспечать»
и «МК-Периодика» – 46316
Scholarly journal
FOUNDER AND PUBLISHER:
Federal State
Budgetary Educational
Institution
of Higher Education
“National Research
Ogarev Mordovia
State University”
68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005,
Republic of Mordovia, Russia
EDITORIAL OFFICE:
68 Bolshevistskaya St., Saransk, 430005,
Republic of Mordovia, Russia
Telephone, fax: +7 (834-2) 48-14-24
Published since January 1996
Publication frequency: quarterly
Subscription index in catalogue
of agencies “Rospechat”
and “MK-Periodiсa” – 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
Полное или частичное воспроизведение в СМИ материалов, опубликованных
в журнале, допускается только с разрешения редакции
«Интеграция образования Integration of Education» обязательна.
При цитировании ссылка на журнал
© ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2018
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 22, № 1. 2018
Научный журнал «Интеграция образования» публикует научные материалы по сонавершенствованию
и распространению опыта интеграции региональных систем образования
проблемам формирования региональных систем образования, управления, вертикальной
проб и горизонтальной интеграции, истории систем и учреждений образования, прикладным
Наименовоспитательного процесса.
по территории Российской Федерации и за рубежом. В журнале публикуются материалы
но-в лемам образования и воспитания, информатизации и технического обеспечения учебна
специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей
ание и содержание рубрик журнала соответствуют отраслям науки и группам
учных работников.
Журнал осуществляет научное рецензирование («двустороннее слепое») всех поступающих
в редакцию материалов с целью экспертной оценки по следующим специальностям:
19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых
Российской Федерации при поступлении соответствующего запроса.
нойЖурнал придерживается стандартов редакционной этики в соответствии с международРанный
отказ.
едакция журнала направляет копии рецензий в Министерство образования и науки
и рекомендациями Комитета по этике научных публикаций.
Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.
практикой редактирования, рецензирования, изданий и авторства научных публикаций
материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет.
вировРедакция журнала направляет авторам представленных материалов копии рецензий или мотидоЖурнал
входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых
Журнал индексируется и архивируется в:
Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)
SCOPUS
EBSCO
ERIH PLUS
SHERPA / Romeo
ResearchBib
наЖурнал является членом Directory of Open Access Journals (DOAJ), Комитета по этике
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons “Attribution”
(«Атрибуция») 4.0 Всемирная
учных публикаций, Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) и Cross Ref
лжны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук, и международный справочник научных
изданий Ulrichsweb Global Serials Directory
Стр.2
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 22, no. 1. 2018
“Integration of Education” scholarly journal is devoted to improvement and dissemination
of experience of integration of regional educational systems across the Russian Federation and
other countries. The journal welcomes materials exploring the following problems: formation of
regional educational and administrative systems, vertical and horizontal integration, historical
development of the above systems and academic institutions, applied aspects of education and
upbringing, informatization and technical provision of academic process.
Titles and contents of sections correspond to branches of science and groups of specialties
of scientists according to Nomenclature of specialties for scientists.
For complex expert evaluation all manuscripts undergo “double-blind” review.
The journal accepts articles in the following specialties for publication:
19.00.00 PSYCHOLOGICAL SCIENCES
13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES
22.00.00 SOCIOLOGICAL SCIENCES
All reviewers are acknowledged experts in areas they are responsible for. Reviews are stored
in the publishing house and publishing office during 5 years.
Editorial staff sends to the authors of the submitted materials copies of reviews or a substantiated
refusal.
Editorial staff of the journal forwards copies of reviews in Ministry of Education and Science of the
Russian Federation by request.
“Integration of Education” journal is registered in Russian Index of Scientific Citations and
submits information about the published articles to Russian Index of Scientific Citations.
The opinions expressed by authors in the journal do not necessarily reflect those of the Editorial
Staff.
The journal is listed in the catalogue of peer-reviewed academic journals and publications
for publishing of principal scientific findings of dissertations and Ulrichsweb Global
Serials Directory
The journal is indexed and archived by:
Russian Index of Scientific Citations
SCOPUS
EBSCO
ERIH PLUS
SHERPA / Romeo
ResearchBib
The journal is a member of Directory of Open Access Journals (DOAJ), CrossRef and ASEP
All the materials of the “Integration of Education” journal are available under Creative
Commons “Attribution” 4.0 license
Стр.3
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 22, № 1. 2018
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Вдовин Сергей Михайлович – главный редактор, ректор ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»,
кандидат экономических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7363-1389, rector@adm.mrsu.ru
(Саранск, Россия)
Полутин Сергей Викторович – заместитель главного редактора, директор НИИ регионологии
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», доктор социологических наук, профессор, ORCID: http://
orcid.org/0000-0003-0399-4154, polutin.sergei@yandex.ru (Саранск, Россия)
Гордина Светлана Викторовна – ответственный секретарь, кандидат педагогических наук,
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2265-418X, inted@adm.mrsu.ru, inted@mail.ru (Саранск, Россия)
Буквич Райко Миланович – профессор Географического института «Jovan Cvijic» Сербской
академии наук и искусств, доктор экономических наук, профессор, r.bukvic@mail.ru (Сербия, Белград)
Варгас-Эрнандес Хосе Гуадалупе – доктор философии в области государственного управления
Исследовательского центра экономических и управленческих наук университета Гвадалахары,
jvargas2006@gmail.com (Гвадалахара, Халиско, Мексика)
Гафуров Ильшат Рафкатович – ректор ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет», доктор экономических наук, профессор, public.mail@kpfu.ru (Казань, Россия)
Камильо Aнджело – доктор философии, ассоциированный профессор менеджмента Школы
бизнеса Университета Вудбери, Angelo.Camillo@woodbury.edu (Бербанк, США)
Кириллова Ольга Владимировна – председатель Российского экспертного совета, представитель
РЭС в Scopus CSAB, президент Ассоциации научных редакторов и издателей, кандидат
технических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru (Москва, Россия)
Кумар Сагар Лалит – вице-канцлер (президент) Гималайского университета, доктор философии,
профессор, dr_lksagar@yahoo.co.in (Нью-Дели, Индия)
Макаркин Николай Петрович – президент ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», доктор экономических
наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3952-5811, makarkin@mrsu.ru (Саранск, Россия)
Маралов Владимир Георгиевич – профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий
государственный университет», доктор психологических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/
0000-0002-9627-2304, vgmaralov@yandex.ru (Череповец, Россия)
Мерзлякова Галина Витальевна – ректор ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»,
доктор исторических наук, профессор, rector@udsu.ru (Ижевск, Россия)
Мишра Камлеш – вице-канцлер Университета Ансал, доктор экономики, misra1957@gmail.com
(Гургаон, Харьяна, Индия)
Маврудеас Ставрос – профессор департамента экономики Университета Македонии, доктор
ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева», доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://
orcid.org/0000-0002-1571-5100, gisarancev@mail.ru (Саранск, Россия)
Сингх Кадьян Джагбир – почетный президент Института управления стрессом и прикладных
Стриелковски Вадим – профессор Пражской бизнес-школы, директор Пражского Института понаук,
ассистирующий профессор департамента коммерции Колледжа им. Свами Шраддхананда Университета
Дели, доктор философии, dr.jskadyan@gmail.com (Нью-Дели, Индия)
вышения квалификации, научный сотрудник Калифорнийского Университета Беркли (США), доктор
наук, профессор, ORCID: http://0000-0001-6113-3841, strielkowski@berkeley.edu (Прага, Чехия)
Фёльдeш Чаба – заведующий кафедрой германского языкознания факультета гуманитарных наук Эрфуртского
университета, доктор филологических наук, профессор, foeldes@foeldes.eu (Эрфурт, Германия)
Хамуда Самир – профессор физического факультета университета Бенгази, dr_s_hamouda@yahoo.ie
(Бенгази, Ливия)
Холяйль Ханафи – президент Университета АЗМ в Триполи, доктор философии, профессор,
hholail@azmuniversity.edu.lb (Триполи, Ливан)
Чошанов Мурат Аширович – профессор кафедры математических наук и подготовки учителя ТехасНижегородский
государственный университет им. Н. И. Лобачевского», доктор физико-математических
наук, профессор, rector@unn.ru (Нижний Новгород, Россия)
ского университета, доктор педагогических наук, профессор, mouratt@utep.edu (Эль-Пасо, Техас, США)
Чупрунов Евгений Владимирович – ректор ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский
Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович – научный руководитель ФГАОУ ВО «Тюменский государственный
университет», доктор философских наук, профессор, академик РАО, ORCID: http://orcid.org/
0000-0001-7823-0525, g.f.kucev@utmn.ru (Тюмень, Россия)
Юсофф Сазали – директор Института педагогического образования Tuanku Bainun Campus (IPGKTB),
Министерство образования Малайзии, доктор философии, sazali@iab.edu.my (Пенанг, Малайзия)
Янчук Владимир Александрович – декан факультета профессионального развития специалистов
образования ГУО «Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор,
ORCID: http://orcid.org/00000-0002-4524-8371, yanchuk1954@gmail.com (Минск, Республика
Беларусь)
философии, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Фессалоники, Греция)
Саранцев Геннадий Иванович – заведующий кафедрой методики преподавания математики
Стр.4
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 22, no. 1. 2018
EDITORIAL BOARD
Sergey М. Vdovin – Editor in Chief, Rector of National Research Mordovia State University, Ph.D.
Sergey V. Polutin – Deputy Editor in Chief, Director of Research Institute of Regional Studies
(Economy), Associate Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7363-1389, rector@adm.mrsu.ru
(Saransk, Russia)
of National Research Mordovia State University, Dr.Sci. (Sociology), Professor, ORCID: http://orcid.
org/0000-0003-0399-4154, polutin.sergei@yandex.ru (Saransk, Russia)
Svetlana V. Gordina – Executive Editor, Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2265-418X,
inted@adm.mrsu.ru, inted@mail.ru (Saransk, Russia)
Rayko M. Bukvich – Professor of Geographic Institute “Jovan Cvijic” of Serbian Academy of Sciences
and Arts, Dr.Sci. (Economy), Professor, r.bukvic@mail.ru (Belgrad, Serbia)
Angelo A. Camillo – Ph.D., Associate Professor of Management, School of Business, Woodbury Unirector@unn.ru
(Nizhniy Novgorod, Russia)
versity, Angelo.Camillo@woodbury.edu (Burbank, USA)
Evgeniy V. Chuprunov – Rector of Lobachevsky University, Dr.Sci. (Phys.-Math.), Professor,
Csaba Földes – Professor of Germanic Linguistics, Faculty of Humanities, University of Erfurt,
foeldes@foeldes.eu (Erfurt, Germany)
Ilshat R. Gafurov – Rector of Kazan (Volga region) Federal University, Dr.Sci. (Economy), professor,
public.mail@kpfu.ru (Kazan, Russia)
Samir Hamouda – Professor, Department of Physics, University of Benghazi, dr_s_hamouda@yahoo.ie
(Benghazi, Libya)
Hanafy Holail – University President, AZM University, Ph.D., Professor, hholail@azmuniversity.edu.lb
(Tripoli, Lebanon)
Jagbir Singh Kadyan – President, International Institute of Stress Management & Allied Sciences, New
Delhi, India, Asst. Professor, Dept of Commerce, Swami Shraddhanand College, University of Delhi, India,
M.Com (PIMR & Marketing); M.A (Eco); MMS (Fin); GDC&A; MIMA; Doctor of Philosophy (Ph.D.),
dr.jskadyan@gmail.com (New Delhi, India)
Olga V. Kirillova – President of the Russian Expert Council (REC), Representative of the REC in Scopus
SCAB, President of Association of Scientific Editors and Publishers, Ph.D. (Engineering), ORCID: http://orcid.
org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru (Moscow, Russia)
Sagar Lalit Kumar – Vice Chancellor (President) of Himalayan University, Ph.D. (Education) & D.Litt.
(Education), Professor, dr_lksagar@yahoo.co.in (New Delhi, India)
Nikolay P. Makarkin – President of National Research Mordovia State University, Dr.Sci. (Economy),
Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3952-5811, makarkin@mrsu.ru (Saransk, Russia)
Vladimir G. Maralov – Professor of Psychology Chair, Cherepovets State University, Dr.Sci. (Psychology),
Honored Scientist of the Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9627-2304,
vgmaralov@yandex.ru (Cherepovets, Russia)
Stavros Mavroudeas – Professor of Political Economy, Department of Economics, University of Macedonia,
Ph.D., ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Thessaloniki, Greece)
Galina V. Merzlyakova – Rector of Udmurt State University, Dr.Sci. (History), Professor, rector@udsu.ru
(Izhevsk, Russia)
Kamlesh Misra – Vice Chancellor, Ansal University, Ph.D. (Philosophy), misra1957@gmail.com
(Gurgaon, India)
Gennady I. Sarantsev – Professor, Chair of Teaching Methodology for Mathematics, Mordovian State
Professor, Member of the Russian Academy of Education, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7823-0525,
g.f.kucev@utmn.ru (Tyumen, Russia)
Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Dr.Sci. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-00021571-5100,
gisarancev@mail.ru (Saransk, Russia)
Gennady F. Shafranov-Kutsev – Research Supervisor, Tyumen State University, Dr.Sci. (Philosophy),
Wadim Strielkowski – Professor of Prague Business School, Director of Prague Institute for Qualification
Mourat A. Тchoshanov – Professor, Departments of Mathematical Sciences and Teacher Education,
Enhancement, Visiting Professor of University of California (Berkeley, USA), Ph.D. (Economy), Professor,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6113-3841, strielkowski@berkeley.edu (Prague, Czech Republic)
University of Texas at El Paso, Texas, USA, Ph.D., mouratt@utep.edu (El Paso, Texas, USA)
José G. Vargas-Hernández – Member of the National System of Researchers of Mexico. Research
Vladimir A. Yanchuk – Dean of Faculty of Development for Specialists in Sphere of Education
professor at University Center of Economic and Managerial Sciences, University of Guadalajara, M.B.A.;
Ph.D., jvargas2006@gmail.com (Guadalajara, Jalisco, México)
of Academy of Postgraduate Education, Dr.Sci. (Psychology), Professor, ORCID: http://orcid.org/
00000-0002-4524-8371, yanchuk1954@gmail.com (Minsk, Belarus)
Sazali Yusoof – Director at Institute of Teacher Education Tuanku Bainun Campus, Ministry of Education
of Malaysia, Ph.D., sazali@iab.edu.my (Pinang, Malaysia)
Стр.5
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 4. 2017
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
COДЕРЖАНИЕ
Международный опыт интеграции образования
И. В. Котляревская, Е. Г. Князева, Л. И. Юзвович, Ю. А. Мальцева,
Д. М. Кочетков. Классификация сетей в высшем образовании:
маркетинговый анализ кейса Клуба десяти (Россия) .................................................... 8
Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева. ИКТ-инструменты
профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ
российского и европейского опыта ............................................................................... 25
С. С. Артемьева, В. В. Митрохин. Оценка финансовой грамотности
российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению ................... 46
Модернизация образования
Л. В. Астахова. Герменевтическая методология интеграции содержания
высшего образования ..................................................................................................... 60
М. В. Певная, Е. А. Шуклина. Институциональные ловушки нелинейного развития
высшего образования в России ....................................................................................... 77
Е. Н. Махмутова, М. М. Андреева, Т. А. Дмитренко. Социально-психологический
тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности
студентов-менеджеров ................................................................................................... 91
Непрерывное образование
Р. С. Наговицын, А. А. Мирошниченко, С. Ю. Сенатор. Реализация
мобильной педагогики в непрерывном образовании
учителей физической культуры .................................................................................... 107
Е. В. Чернецова, Е. Г. Маслова, Л. Сальски. Реализация интегративного подхода
в преподавании американистики в высшей школе ..................................................... 120
В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева. Планирование карьерной траектории школьников:
ориентация на «хочу», «могу» и «надо» .................................................................... 134
А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова, Т. А. Соловьева, Н. В. Рябова,
Е. Д. Бабина. Выявление факторов риска возникновения нарушений
письма и чтения: технологический и прогностический аспекты ............................... 151
Академическая интеграция
И. А. Шаршов, Е. А. Белова. Анализ педагогических возможностей электронных
образовательных ресурсов с элементами автодидактики ............................................ 166
Е. В. Береснева, М. А. Зайцев, Р. В. Селезенев, Л. В. Даровских,
М. М. Соломонович. Дидактические возможности
современных информационных технологий в подготовке специалиста-химика ......... 177
Н. И. Попов, Е. Н. Никифорова. Методические подходы
при экспериментальном обучении математике студентов вуза .................................. 193
Информация для авторов и читателей .......................................................................... 207
Информация для авторов и читателей (на англ. яз.) .................................................. 209
http://edumag.mrsu.ru
Стр.6
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 4. 2017
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
CONTENTS
International Experience in the Integration of Education
I. V. Kotlyarevskaya, E. G. Knyazeva, L. I. Yuzvovich, Yu. A. Maltseva,
D. M. Kochetkov. Classification of Networks in Higher Education:
A Marketing Analysis of the Club of Ten (Russia) ......................................................... 8
T. N. Noskova, T. B. Pavlova, O. V. Yakovleva. ICT Tools of Professional Teacher
Activity: A Comparative Analysis of Russian and European Experience ........................ 25
S. S. Artemyeva, V. V. Mitrokhin. Financial Literacy Assessment of Domestic
and Foreign Young Learners and Recommendations for its Enhancement ....................... 46
Modernization of Education
L. V. Astakhova. Hermeneutic Methodology of Higher Education Content Integration ........ 60
M. V. Pevnaya, E. A. Shuklina. Institutional Traps of Russia’s Higher Education
Nonlinear Development ...................................................................................................... 77
E. N. Makhmutova, M. M. Andreeva, T. A. Dmitrenko. Social-Psychological
Training as a Tool to Foster Communicative Competency of Students
Specialising in Management ........................................................................................... 91
Lifelong Education
R. S. Nagovitsyn, A. A. Miroshnichenko, S. Yu. Senator. Implementation
of Mobile Pedagogy During Continuous Education of Physical Culture Teachers ......... 107
E. V. Chernetsova, E. G. Maslovа, L. Salski. Implementation of Integrative Approach
in Teaching American Studies in Institutions of Higher Education ............................... 120
V. A. Gurtov, E. A. Khoteeva. Schoolchildren’s Career Trajectory Рlanning:
Focus on “Want”, “Can” and “Need” .....................................................................,...... 134
A. A. Almazova, G. V. Babina, M. M. Lyubimova, T. A. Soloveva,
N. V. Ryabova, E. D. Babina. Detection of Risk Factors Causing
Impaired Writing and Reading: Technological and Prognostic Aspects .......................... 151
Academic Integration
I. A. Sharshov, E. A. Belova. Analysis of Pedagogic Potential of Electronic
Educational Resources with Elements of Autodidactics ................................................. 166
E. V. Beresneva, M. A. Zaitsev, R. V. Selezenev, L. V. Darovskikh,
M. M. Solomonovich. Didactic Potential of Modern Information Technologies
in Training a Chemistry Graduate ................................................................................. 177
N. I. Popov, E. N. Nikiforova. Methodological Approaches to Experimental Teaching
of Mathematics to University Students .......................................................................... 193
Information for Authors and Readers of the Journal ........................................................ 207
Information for Authors and Readers of the Journal (in English) ................................... 209
http://edumag.mrsu.ru
Стр.7