УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Я92
Я92
Яценко И.Ф.
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс : пособие
для учителя / И.Ф. Яценко. – 2-е изд., эл. – 1 файл
pdf : 145 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному
учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-05717-7
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский
язык» для 2 класса, составленные с учетом требований ФГОС. Порядок
тем соответствует учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, входящему
в действующий федеральный перечень учебников. Здесь педагог
найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое
планирование учебного материала, подробные конспекты
занятий, методические рекомендации по работе над проектами, различные
игры, кроссворды, загадки, тексты физкультминуток.
Издание адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по русскому языку. 2 класс : пособие для учителя / И.Ф. Яценко.
– Москва : ВАКО, 2021. – 496 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-05185-4. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05717-7
© ООО «ВАКО», 2021
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Наша речь
УВиды речир о к 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? . . . . . . . . . . . . 10
У р о к 2. Что можно узнать о человеке по его речи? . . . . . . . . . . . . . . . 14
УДиалог и монологр о к 3. Как отличить диалог от монолога? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
У р о к 4. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Текст
УУТекстр о к 5. Что такое текст? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
р о к 6. Что такое тема и главная мысль текста? . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
УУЧасти текстар о к 7. Какие части можно выделить в тексте? . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
У р о к 8. Диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
р о к 9. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Предложение
УУПредложениер о к 10. Что такое предложение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 11. Как составить из слов предложение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
р о к 12. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
У УЧлены предложенияр о к 13. Что такое главные члены предложения? . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к 14. Что такое второстепенные члены предложения? . . . . . . . . 54
р о к 15. Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
р о к 18. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине
И.С. Остроухова «Золотая осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
р о к 21. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
У р о к 16. Что такое распространенные и нераспространенные
предложения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
УУ р о к 17. Как установить связь слов в предложении? . . . . . . . . . . . . . 66
УУ р о к 19. Анализ сочинений. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 20. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.491
Содержание
491
Слова, слова, слова…
УУСлово и его значениер о к 22. Что такое лексическое значение слова? . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к 23. Что такое лексическое значение слова? . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 24. Что такое однозначные и многозначные слова? . . . . . . . . . 87
р о к 25. Что такое прямое и переносное значение многозначных
слов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
УУСинонимы и антонимыр о к 26. Что такое синонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
У р о к 27. Что такое антонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 28. Что такое антонимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
У р о к 29. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
р о к 30. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
УУОднокоренные словар о к 31. Что такое родственные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
У р о к 32. Что такое родственные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
р о к 33. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
У р о к 34. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
УУСлог. Ударение. Перенос словар о к 35. Какие бывают слоги? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
У р о к 36. Как определить ударный слог? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
У р о к 37. Как определить ударный слог? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 38. Как переносить слова с одной строки на другую? . . . . . . 135
У р о к 39. Как переносить слова с одной строки на другую? . . . . . . 139
У р о к 40. Обучающее сочинение по серии картинок . . . . . . . . . . . . 143
У р о к 41. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
У р о к 42. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
р о к 43. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Звуки и буквы
УЗвуки и буквы
р о к 44. Как различить звуки и буквы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
УУРусский алфавит, или Азбукар о к 45. Как мы используем алфавит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
У р о к 46. Как мы используем алфавит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
р о к 47. Какие слова пишутся с заглавной буквы? . . . . . . . . . . . . . 164
УГласные звукир о к 48. Как определить гласные звуки? Какими буквами
на письме обозначаются гласные звуки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
У р о к 49. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
УУ р о к 50. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
р о к 51. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
У р о к 52. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Стр.492
492
Содержание
У р о к 53. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к 54. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
У р о к 55. Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
У р о к 56. Когда написание букв, обозначающих безударные
гласные звуки в корне слов, надо запоминать? . . . . . . . . . . . . . . . 191
У р о к 57. Когда написание букв, обозначающих безударные
гласные звуки в корне слов, надо запоминать? . . . . . . . . . . . . . . . 194
У р о к 58. Когда написание букв, обозначающих безударные
гласные звуки в корне слов, надо запоминать? . . . . . . . . . . . . . . . 198
УСогласные звукир о к 62. Как определить согласные звуки? Какими буквами
на письме обозначаются согласные звуки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
УУ р о к 63. Согласный звук [Й’] и буква И краткое . . . . . . . . . . . . . . . 212
У р о к 64. Согласный звук [Й’] и буква И краткое . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 65. Слова с удвоенными согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
р о к 66. Развитие речи. Сочинение по картине А.С. Степанова
«Лоси» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
р о к 68. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
УУ р о к 67. Наши проекты. И в шутку и всерьез . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к 69. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
УУМягкий знак (Ь)р о к 70. Для чего служит мягкий знак (Ь)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
р о к 71. Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце
и в середине слова перед согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
У р о к 72. Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце
и в середине слова перед согласными . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
УУ р о к 73. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 74. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
У р о к 75. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
У р о к 76. Наши проекты. Пишем письмо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
р о к 77. Обобщающий урок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
УПравописание буквосочетаний с шипящими звуками
У р о к 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ . . . . . . . . . . . . . . . 252
У р о к 79. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 80. Наши проекты. Рифма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
У р о к 81. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ . . . . . . . . . 260
У р о к 82. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ . . . . . . . . . 264
р о к 83. Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ . . . . . . . . . 267
У р о к 59. Развитие речи. Обучающее сочинение . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 60. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
У р о к 61. Работа над ошибками. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . 206
Стр.493
Содержание
УУ р о к 84. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
493
У р о к 85. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
р о к 86. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
УЗвонкие и глухие согласные звукир о к 87. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? . . . . . . 275
У р о к 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? . . . . . . 278
У р о к 89. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 280
У р о к 90. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 284
У р о к 91. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 287
У р о к 92. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 289
У р о к 93. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 292
У р о к 94. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным . . . . . . . 294
У р о к 95. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Изложение повествовательного текста по вопросам плана . . . . . 297
У р о к 96. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
У р о к 97. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
У р о к 98. Работа над ошибками. Обобщение изученного
материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
УРазделительный мягкий знак (Ь)р о к 99. Когда в словах пишется разделительный мягкий
знак (Ь)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
У р о к 100. Когда в словах пишется разделительный мягкий
знак (Ь)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
У р о к 101. Правописание слов с разделительным мягким
знаком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
У р о к 102. Разделительный мягкий знак. Обобщение
изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
У р о к 103. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
У р о к 104. Обучающее сочинение «Зимние забавы» . . . . . . . . . . . . . 319
У р о к 105. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
У р о к 106. Обобщение изученного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Части речи
УУЧасти речир о к 107. Что такое части речи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
р о к 108. Что такое части речи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
УИмя существительноер о к 109. Что такое имя существительное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
У р о к 110. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Стр.494
494
Содержание
У р о к 111. Собственные и нарицательные имена
существительные . Правописание собственных имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
У р о к 112. Собственные и нарицательные имена
и существительные . Заглавная буква в именах, отчествах
фамилиях людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
У р о к 113. Собственные и нарицательные имена
существительные . Заглавная буква в именах сказочных
героев, в названиях книг, журналов и газет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
У р о к 114. Заглавная буква в написании кличек животных.
Развитие речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
У р о к 115. Заглавная буква в географических названиях . . . . . . . . . 348
У р о к 116. Закрепление изученного о написании слов
с заглавной буквы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
УУ р о к 117. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
У р о к 118. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
р о к 119. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
У р о к 120. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
У р о к 121. Единственное и множественное число имен
существительных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
УУ р о к 122. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
У р о к 123. Закрепление изученного об имени существительном . . . 364
У р о к 124. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 125. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
р о к 126. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
УУГлаголр о к 127. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к 128. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
У р о к 129. Что такое глагол? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
У р о к 130. Единственное и множественное число глаголов . . . . . . . 382
У р о к 131. Единственное и множественное число глаголов . . . . . . . 384
У р о к 132. Правописание частицы НЕ с глаголами . . . . . . . . . . . . . . 386
У р о к 133. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» . . . 389
р о к 134. Что такое текст-повествование? Какова в нем роль
глаголов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
У р о к 135. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
УУИмя прилагательноер о к 136. Что такое имя прилагательное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
р о к 137. Связь имени прилагательного с именем
существительным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
У р о к 138. Прилагательные, близкие и противоположные
по значению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
У р о к 139. Единственное и множественное число имен
прилагательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Стр.495
Содержание
495
У р о к 140. Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен
прилагательных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
У р о к 141. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
УУМестоимениер о к 142. Что такое местоимение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
У р о к 143. Что такое местоимение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
У р о к 144. Что такое текст-рассуждение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
р о к 145. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
УУПредлогир о к 146. Для чего служат предлоги в речи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
У р о к 147. Как пишутся предлоги со словами? . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
УУ р о к 149. Проверка знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
р о к 148. Развитие речи. Восстановление деформированных
предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
У р о к 150. Контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
У р о к 151. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
У р о к 152. Наши проекты. В словари – за частями речи! . . . . . . . . . 437
р о к 153. Обучающее изложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
УУПовторениер о к 154. Повторение по теме «Текст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
У р о к 155. Сочинение по картине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
У р о к 156. Повторение по теме «Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
У р о к 157. Повторение по теме «Предложение» . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
У р о к 158. Повторение по теме «Слова, слова, слова…» . . . . . . . . . . 454
У р о к 159. Повторение по теме «Части речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
У р о к 160. Повторение по теме «Части речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
У р о к 161. Повторение по теме «Звуки и буквы» . . . . . . . . . . . . . . . . 463
У р о к 162. Повторение по теме «Правила правописания» . . . . . . . . 466
У р о к 163. Повторение по теме «Правила правописания» . . . . . . . . 468
У р о к 164. Контрольное списывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
У р о к 165. Итоговый контрольный диктант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
У р о к 166. Работа над ошибками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
У р о к 167. Повторение и закрепление изученного материала . . . . . 477
У р о к 168. Повторение и закрепление изученного материала . . . . . 480
У р о к 169. Итоговый тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
р о к 170. Обобщающий урок. Игра «По океану “Речь”» . . . . . . . . 485
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489
Стр.496