Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

«Есть такая профессия – общество изучать» (700,00 руб.)

0   0
Первый авторГоршков Михаил
АвторыТюрина И. О.
ИздательствоМ.: Весь мир
Страниц463
ID773965
АннотацияКнига академика Российской академии наук, доктора философских наук Михаила Константиновича Горшкова включает избранные статьи, главы монографий, интервью и биографические диалоги последних лет, в которых рассматриваются исторические этапы и особенности становления отечественной социологической науки, ее аналитические возможности и диагностический ресурс в изучении новых реалий постсоветской России. Ряд материалов посвящен осмыслению процессов тридцатилетней трансформации российского общества в режиме мониторинговых исследований, роли социологии в установлении доверительного взаимодействия общества и власти.
Кому рекомендованоИздание предназначено для социологов, философов, политологов, всех интересующихся проблематикой современной общественной науки и динамикой реальных социальных изменений.
ISBN978-5-7777-0824-3
УДК316.4+316(470)
ББК60.5(2)
Горшков, М. К. «Есть такая профессия – общество изучать» : избр. статьи, интервью, биограф. откровения / ред. И.О. Тюрина; М. К. Горшков .— Москва : Весь мир, 2020 .— 463 с. — ISBN 978-5-7777-0824-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/773965 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Есть_такая_профессия_–_общество_изучать»._Избранные_статьи,_интервью,_биографические_откровения.pdf
УДК 316.4+316 (470) ББК 60.5(2) Г 70 Научный редактор: к.социол.н. И.О. Тюрина Г 70 «Есть такая профессия – общество изучать». Избранные статьи, интервью, биографические откровения. Москва: Издательство «Весь Мир», 2020. – 464 с. Горшков М.К. ISBN 978-5-7777-0824-3 Книга академика Российской академии наук, доктора философских наук Михаила Константиновича Горшкова включает избранные статьи, главы монографий, интервью и биографические диалоги последних лет, в которых рассматриваются исторические этапы и особенности становления отечественной социологической науки, ее аналитические возможности и диагностический ресурс в изучении новых реалий постсоветской России. Ряд материалов посвящен осмыслению процессов тридцатилетней трансформации российского общества в режиме мониторинговых исследований, роли социологии в установлении доверительного взаимодействия общества и власти. Издание предназначено для социологов, философов, политологов, всех интересующихся УДК 316.4+316(091) ББК 60.5(2) проблематикой современной общественной науки и динамикой реальных социальных изменений. Отпечатано в России ISBN 978-5-7777-0824-3 © Горшков М.К., 2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Об истоках возникновения отечественной социологии как науки . . . . . . 2. Основные вехи возрождения отечественной социологии (конец 1950-х – 2010-е годы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Российская социология в постсоветский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Институт социологии: 50 лет развития и самоутверждения . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Российская социология и императивы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ ВТОРОЙ НОВЫЕ РЕАЛЬНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Социальные неравенства в социологическом измерении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Бедность и бедные по-российски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Российский средний класс: мифы и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 11 13 25 39 53 65 79 81 4. О сущности и особенностях формирования российской идентичности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Ревальвация культуры и задачи социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЪЕКТИВЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Двадцать лет, которые потрясли Россию: постсоветские реформы в оценках общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Жители столиц и провинций: динамика социально-экономического положения и взаимовосприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Массовое сознание и поведенческие практики россиян в посткризисный период. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. О социальных результатах постсоветских трансформаций . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ СОЦИОЛОГИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Предел погрешности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Капитал не по Марксу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Центр тяжести. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 120 145 163 181 183 221 245 266 278 303 305 312 319
Стр.5
6 Содержание 4. Нравственные полюсы в мире информационного абсурда. . . . . . . . . . . . . . . . . 5. На лицо ужасные, добрые внутри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. Без паники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Сильная, но не агрессивная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8. Несправедливость и бедность ощущаются одинаково остро. . . . . . . . . . . . . . . 9. Стабильность или перемены? Чего граждане России ждут от государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. А Станиславский за кого? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11. Интервью академика РАН М.К. Горшкова В.В. Познеру. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 330 337 343 348 12. Успокоить нервы общества. Что говорит народ, и как его слышит власть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13. COVID-19 в контексте социальной диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14. Академик Горшков: «Чем больше люди будут рассчитывать на себя, тем лучше» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ПУТЬ В НАУКУ: ИСПОВЕДЬ СОЦИОЛОГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . От автора проекта «Биографические интервью с коллегами-социологами» . . . 1. Выбор пути: от медико-биологического к социальному. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 359 363 375 378 385 389 390 2. Молодежно-комсомольская среда – «входной билет» в социологию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. «Только медика нам не хватает»: дорога к храму общественной науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Первые социологические навыки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. Объединяя концепции общественного мнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. «Подножка» от Егора Лигачева как путь к докторской. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Рядом с партийно-государственным руководством страны . . . . . . . . . . . . . . . . 8. Десять лет в атмосфере независимой социальной науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9. Приобретение академического статуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 395 400 10. «Если социологии нет в публичном пространстве – ее вообще нет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11. Третья директорская пятилетка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ИСТОЧНИКИ ВКЛЮЧЕННЫХ В ИЗДАНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 407 411 416 424 431 440 447 454 456
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.