Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V–VI вв. н. э. (814,00 руб.)

0   0
Первый авторМуравьев А. В.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц445
ID773878
АннотацияКнига посвящена исследованию истории западносирийской лингвоконфессиональной группы в Ⅵ в. н. э., в эпоху Юстина и Юстиниана. Западные сирийцы, говорившие и писавшие на классическом сирийском языке и оказавшиеся после 451 г. противниками Халкидонского собора, стали вырабатывать особую идентичность, построенную на их ромейском самосознании, особой аскетической дисциплине и эсхатологическом мироощущении. Это сложение рассмотрено на примерах историй Севира Антиохийского, Петра Ивира и Иоанна Эфесского. Сирийцы отразили свою идентичность и в агиографической традиции, образы и фигуры которой исследуются в книге («Роман об Александре», «Роман о Юлиане», «Житие Человека Божия», «Житие Симеона Столпника» и др.). В ходе этих поисков идентичности сирийцы перевели некоторые памятники византийской агиографии («Чудеса Василия Великого»), судьба которых также исследуется в книге. В результате гонений Ⅵ в. многие из западных сирийцев оказались перед перспективой эмиграции, бегства из пределов империи. Группы западносирийских иноков оказались на территориях Африканского Рога (в Аксуме) и в Закавказье. Там они получили славу просветителей «второй евангелизации», которая отчасти затмила первую (в Ⅳ в.). В книге делается попытка выстроить историю миграционного включения западных сирийцев в Ⅵ в. накануне арабского завоевания, изменившего судьбу всего Ближнего Востока. Западные сирийцы стали первыми религиозными мигрантами, которые в значительной степени повлияли на сложение христианского Востока в Закавказье и на Африканском Роге.
ISBN978-5-907290-18-1
УДК94(569.4)02
ББК63.3(0)4
Муравьев, А.В. Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V–VI вв. н. э. / А.В. Муравьев .— 2-е изд. — Москва : ЯСК, 2020 .— 445 с. : ил. — Библиогр.: с. 405-438; Вклейка после с. 304 .— ISBN 978-5-907290-18-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/773878 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Христианский_Восток_накануне_арабского_завоевания…__2-е_изд..pdf
УДК 94(569.4)02 ББК 63.3(0)4 М 91 Рецензенты: д. и. н. Ю. М. Кобищанов д. и. н. О. С. Воскобойников Муравьев А. В. М 91 Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V–VI вв. н. э. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. — 440 с. — (Вклейка после с. 304.) ISBN 978-5-907290-18-1 Книга посвящена исследованию истории западносирийской лингвоконфессиональной группы в Ⅵ в. н. э., в эпоху Юстина и Юстиниана. Западные сирийцы, говорившие и писавшие на классическом сирийском языке и оказавшиеся после 451 г. противниками Халкидонского собора, стали вырабатывать особую идентичность, построенную на их ромейском самосознании, особой аскетической дисциплине и эсхатологическом мироощущении. Это сложение рассмотрено на примерах историй Севира Антиохийского, Петра Ивира и Иоанна Эфесского. Сирийцы отразили свою идентичность и в агиографической традиции, образы и фигуры которой исследуются в книге («Роман об Александре», «Роман о Юлиане», «Житие Человека Божия», «Житие Симеона Столпника» и др.). В ходе этих поисков идентичности сирийцы перевели некоторые памятники византийской агиографии («Чудеса Василия Великого»), судьба которых также исследуется в книге. В результате гонений Ⅵ в. многие из западных сирийцев оказались перед перспективой эмиграции, бегства из пределов империи. Группы западносирийских иноков оказались на территориях Африканского Рога (в Аксуме) и в Закавказье. Там они получили славу просветителей «второй евангелизации», которая отчасти затмила первую (в Ⅳ в.). В книге делается попытка выстроить историю миграционного включения западных сирийцев в Ⅵ в. накануне арабского завоевания, изменившего судьбу всего Ближнего Востока. Западные сирийцы стали первыми религиозными мигрантами, которые в значительной степени повлияли на сложение христианского Востока в Закавказье и на Африканском Роге. УДК 94(569.4)02 ББК 63.3(0)4 А. В. Муравьев — доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» © А. В. Муравьев, 2020 © Издательский Дом ЯСК, 2020
Стр.3
Оглавление К читателю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Передача иностранных слов в настоящей книге . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Глава 1. В поисках потерянного настоящего, или взгляд на IV век из VI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 «Флаги катастрофы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Гонения как повторяющаяся история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 История 1. Лукиан Илиопольский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 История 2. Нечестивый царь и бегствующие христиане в «Балаухар и Будисат» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Уход из мира и возвращение в мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 «Первая евангелизация» как воспоминание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 История 3. Феогноста теряет имя: влияние сирийских традиций на воспоминания о первой евангелизации Грузии . . . . 64 История 4. Сирийские просветители и древнеармянское иночество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 История 5. Аксум и Нубия: забытое просвещение . . . . . . . . . . . . 71 Глава 2. Сирийцы в религиозно-политических процессах на христианском Востоке в позднеантичное время . . . . . . . . . . . . . 80 Сирийцы: устройство идентичности и исторические роли . . . . . 80 Западные сирийцы перед лицом церковной политики Юстина и Юстиниана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 История 6. Петр Ивир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.4
4 Оглавление «Неформатные» западные сирийцы в имперском пространстве: «миллетизация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Утопический проект «кафолического антихалкидонизма» . . . . 100 История 7. Василий Великий и злочестивые ариане . . . . . . . . . . 103 За иранским кордоном: стали ли «несториане» миллетом? . . . . 109 Ромейское сирийство в «конце времен» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 История 8. Севир Антиохийский: Моисей и Авраам антихалкидонизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 История 9. Отцы-основатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 История 10. Где «сломался» Иоанн Эфесский? . . . . . . . . . . . . . 126 Глава 3. Конструкция западносирийской аскетической идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Исследования сирийской идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Эсхатологизм и сирийская идентичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 История 11. Хожение на край света в «Житии Макария» . . . . 139 История 12. «Александрия»: хожение на Восток праведного царя за «живой водой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 История 13. «Иовиниан»: тиран и последний ромейский император . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Странничество как выражение сути сирийской «аскетической» идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 История 14. Мессалианство: мифологическая ересь . . . . . . . . . 160 История 15. Иоанн Златоуст, Адельф и Иулиан Сава . . . . . . . . 164 История 16. Восхождение для всех: проблема «праведных» . . . 170 История 17. Александр Акимит: победа над временем . . . . . . . 173 Радикальное отречение в сирийской агиографии . . . . . . . . . . . . 177 История 18. «Божий Человек» — народный сирийский святой. . . 177 История 19. Шимэон из Телльнешэ и подвиг столпничества. . . 190 История 20. Воски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Аскетизм и национальная идентичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 История 21. Предание о встрече Василия Великого и мар Афрема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Текстология житийной традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Арабская версия и филиация версий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 Историческая ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Западносирийский аскетизм как основа идентичности . . . . . . . 220
Стр.5
Оглавление 5 Глава 4. «Ромейские праведники» и вторая евангелизация Аксума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Сирийцы в Эфиопии: история или мифологическая реконструкция? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 Первая группа: «Праведники из Рима» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 Досье «Девяти преподобных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 Имена Девяти — лингвистический комментарий . . . . . . . . . 238 История 22. Лукиан и Пантелеймон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 История 23. Досье Аввы Гаримы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 История 24. Досье За-Микаэля, прозываемого Арагави . . . . . . . 252 История 25. Йемата-Мата-Либанос? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 История 26. Авва Афцэ и другие преподобные третьей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 Типология аскетических практик в Аксуме и связь с Сирией . . . 266 Экскурс. Хронология царей Аксума и проблема «сирийских преподобных» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Экскурс. Сирийские элементы в аксумской культуре . . . . . . . . . 273 Аксум и сирийская аскетически-ромейская идентичность. . . . . 276 Глава 5. «Сирийские отцы» в Картли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 Вторая евангелизация в V–VI вв.: поиски сценария . . . . . . . . . . 285 Проблема происхождения сирийских отцов . . . . . . . . . . . . . . . . 289 Текстология житийного досье «сирийских отцов» . . . . . . . . . . . 292 Ономастика сирийских отцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Исторические данные, предоставляемые текстами досье . . . . . 296 История 27. Мученик Абибос-Хабиб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 История 28. Давид Пустынник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 История 29. Иоанн Зедазенский и Шио Ровник (Мгвимели) . . . 299 Насколько сирийскими были «сирийские отцы»? . . . . . . . . . . . . 303 Приложение. Некоторые тексты, использованные в книге . . . . . . 305 Чудо Василия Великого об открытии церкви в Никее в древнегрузинской версии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Встреча Василия Великого и мар Афрема . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 Феодорит Киррский о «мессалианах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Постановления собора в Сиде против «мессалиан» согласно Фотию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Стр.6
6 Оглавление Мемра мар Афрема об отшельниках (фрагмент, стихи 1–28). . . 344 Житие Эдесского Человека Божия по изначальной сирийской версии (А) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 Третье слово из Лествицы Иоанна Синайского . . . . . . . . . . . . . . 358 Гадла цадкан («Деяния праведников из Баракнахи») . . . . . . . . . 365 «Балахвар и Иодасаф» (грузинская редакция А) . . . . . . . . . . . . . 385 Шио Мгвимский находит первую пещеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ