Министерство образования и науки
Российской Федерации
Ministry of Education and Science
of the Russian Federation
Омский государственный педагогический
университет
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2018 • № 1 (18)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2018 • № 1 (18)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2018
OSPU Publishing House
2018
Стр.1
СОДЕРжАНИЕ
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
ISSN 2309-9380
Вестник
научный журнал
2018. № 1 (18)
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор,
главный редактор
Редколлегия журнала
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
заместитель главного редактора
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент,
заместитель главного редактора
Беренд Н., профессор (Маннгейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
(Москва)
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
ФИЛОСОФИЯ
Арпентьева М. Р. Диалог как сущность
общения ............................................................... 8
Баргилевич О. А. Категория «духовность»
в философии И. А. Ильина ................................12
Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал
человеческого бытия в воззрениях Эразма
Роттердамского и «отцов» Реформации ..........15
Горнова Г. В. Города страны мертвых:
картография представлений о загробном
мире ...................................................................... 19
Грачёв А. В., Овчинникова Т. М. Структурная
модель межэтнического конфликта:
проблема формализации .................................22
Денисов С. Ф. , Денисова Л. В. Философскоантропологическая
специфика эволюции
усадьбы (на материале классической
русской литературы) ..........................................26
Довгаленко Н. В. Практика пророчества и ее
связь с категорией «душа»................................30
Дьяченко О. Н. Конституирование
человеческой личности в эпоху
патристики..........................................................33
Клёцкин М. В. Онтологические основания
философии истории в концепциях Гегеля
и Хайдеггера .......................................................37
Красноярова Н. Г. Две стратегии философской
интерпретации литературы ..............................40
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-59612
от 10 октября 2014 г.
Подписной индекс 53075
Адрес редакции:
644099, Омск, набережная Тухачевского, 14
Омск, издательство ОмГПУ, 2018
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический
университет», 2018
2
Нефёдова Л. К. Онтологические основания
понимания детства в русской культуре............44
Сазонова А. А. Теоретико-методологические
проблемы типологизации современных
гуманитарных технологий .................................47
Федорова Н. В., Боревич Г. В. Проблема
нормы и ненормального в древневосточной
философии и арабской философии
Средневековья ...................................................52
Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)
Стр.2
Шаров А. С. Базовый феномен «Я-концепции»:
чувство собственной значимости .....................55
ЯзЫКОзНАНИЕ
задобривская О. Ф. К вопросу
о криптоклассе ...................................................60
Кудинова Т. А. Способы компрессии
словообразовательной структуры
терминологических словосочетаний
(на материале английского подъязыка
биотехнологий) ..................................................63
Кучешева И. Л. Мифонимы античного
происхождения для обозначения
астрономических объектов, минералов
и химических элементов (на материале
английского и немецкого языков) ....................67
Лалова Т. И., Лагутина А. В. Политические
теледебаты как объект звукосемантического
исследования (на материале теледебатов
во Франции в ходе предвыборной кампании
2017 года) ...........................................................69
Савельев С. В. Многозначность терминологии
атомной энергетики в контексте проблем
прикладной терминографии .............................. 74
Сечнев С. А. Народная этимология как средство
адаптации заимствованных слов ....................... 78
Устинова Т. В. Переводческие трансформации
как операции реконцептуализации исходного
сообщения ............................................................ 80
ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРчЕСТВО
Глушенкова О. А. Опыт Aufhebung:
гетеротопии жертвенности в пространстве
«большой семьи» (на материале рассказа
А. Платонова «На заре туманной
юности») ............................................................. 86
загидулина Т. А. Образ летчика
в ортодоксальной советской литературе
30-х годов ...........................................................89
Косяков Г. В. Поэтика зачина в лирике
М. Ю. Лермонтова .............................................93
Краюшкина Т. В. Образы иноплеменников
в романе Г. Г. Ходжера «Конец большого дома»:
симбиоз традиционных
представлений нанайцев и ценностей
советской эпохи .................................................96
Подворная А. В. Живописный экфрасис
в лирике И. Анненского ...................................100
Шалгынбай ж. ж. Мусульманская
литература в Казахстане до 1917 года ...........102
ПЕДАГОГИКА
Бурцева Л. П. Оценивание общих
компетенций обучающихся профессиональной
образовательной организации на учебных
занятиях ............................................................109
Воронина О. В., Свердлова А. В., Удалов С. Р.
Подготовка будущего педагога
к использованию электронных технологий
в профессиональной деятельности................113
Колосова Н. Н. Эффективность использования
информационных технологий в процессе
самостоятельной работы будущих
воспитателей ....................................................116
Кочетков М. В., Сперанская А. Н.,
Сперанский А. В. Социопаремиологический
подход к диагностическому сопровождению
образовательной деятельности .....................120
Кузнецова Е. И. Развитие инженерного
мышления бакалавров в педагогическом
вузе ................................................................... 124
Логвиненко Д. В. Потенциал
производственной практики в
профессиональной педагогической
подготовке курсантов военного вуза .............126
Навойчик Е. Ю. Самоидентификация
личности как смысловое ядро цели
исторического образования ...........................131
Никитина Т. В. Модель формирования
профессиональной коммуникативной
компетенции курсантов вузов
Федеральной службы исполнения
наказаний России ............................................134
Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)
3
Стр.3
Попов Н. И., Шустова Е. Н. Об эффективности
использования методических подходов при
изучении элементарных функций будущими
учителями математики ...................................139
Портнова Т. В. Индивидуальный стиль обучения
детей-мигрантов в Ставропольском крае ....... 145
Старовойтова ж. А. Акмеологическая
компетентность как критерий эффективности
профессиональной деятельности педагогов
вуза ................................................................... 147
Сухарев А. И., Белоусова И. В. Потенциал
народного искусства в образовательном
процессе ...........................................................151
Штехман Е. А., Мельник Ю. А. Обучение
языку специальности на подготовительном
курсе: из опыта преподавания .......................154
Сведения об авторах ......................................157
Информация для авторов ..............................159
4
Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2018. № 1 (18)(18)
18)
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Editor-in-chief
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences,
Associate Professor, Deputy Chief Editor
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences,
Deputy Chief Editor
Editorial Staff
Berend N., Prof. Dr. (Mannheim, Deutschland)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kovtun
N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Kopteva
E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate Professor
Kosyakov
G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova Т. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moskow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Prof. (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
PHilOSOPHy
Arpentieva M. R. Dialogue as the essence of
communication......................................................8
Bargilevich O. A. Category of “spirituality”
in I. A. Ilyin’s philosophy ......................................12
Gagarin A. S. Loneliness as the existential
of human being in the views of Erasmus of
Rotterdam and the “Fathers” of Reformation .....15
Gornova G. V. Cities of the land of the dead:
cartography of representations about the
underworld ..........................................................19
Grachev A. V., Ovchinnikova t. M. Structural model
of the interethnic conflict: the problem of
formalization .......................................................22
Denisov S. F. , Denisova l. V. Philosophicalanthropological
specificity of the evolution
of the manor (on the material of the classical
Russian literature) ...............................................26
Dovgalenko n. V. Practices of prophecy and its
relationship with the “soul” category ..................30
Dyachenko O. n. Constitution of the human
person in the epoch of patriches .........................33
Kletskin M. V. Ontological basis of the
philosophy of history in the concepts of Hegel
and Heidegger .....................................................37
Krasnoyarova n. G. Two strategies of philosophical
interpretation of literature ..................................40
nefedova l. K. Ontological foundations
of childhood understanding in Russian culture ...44
Сertificate of registration ПИ № ФС77-59612
of October 10, 2014
Index 53075
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment,
644099, Omsk
Omsk, OSPU Publishing House, 2018
© Federal State Budget Educational Institution of Higher
Education «Omsk State Pedagogical University», 2018
Sazonova A. А. Theoretical and methodological
problems of modern humanitarian technologies
typologization ......................................................47
Fedorova n. V., Borevich G. V. The problem of the
norm and the abnormal in the ancient philosophy
and the Arabic philosophy of the middle ages ...... 52
Sharov A. S. Basic phenomenon of self-concept:
sense of self-significance .....................................55
Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)
5
Стр.5
linGUiStiCS
Zadobrivskaya O. F. To the question of cryptoclass....60
Kudinova t. A. Methods of compression of the
word-forming structure of terminological phrases
(on the material of the English sublanguage of
biotechnologies) ........................................................63
Kuchesheva i. l. Mythonymes of antique origin for
identification of astronomical objects, minerals and
chemical elements (on the material of English and
German languages) ...................................................67
lalova t. i., lagutina A. V. Political teledbats as object
of sound-semantic research (on the materials of TV
debates in France during the presidental election
campaign of 2017) .....................................................69
Saveliev S. V. Polysemy in the terminology of nuclear
energy in the context of applied terminography
problems ....................................................................74
Sechnev S. A. Folk etymology as a way of adaptation
of loan words .............................................................78
Ustinova t. V. Translation’s transformations
as the operations of the original message
reconceptualization ...................................................80
litERAtURE. litERAtURE StUDiES. FOlKlORE
Glushenkova O. A. Aufhebung experience: the
heterothopy of sacrifice in the space of the “big
family” (based on the material of A. Platonov’s
story “At the dawn of misty youth”) ...................... 86
Zagidulina t. A. The image of an aviator
in the orthodox Soviet literature of the 1930s ...... 89
Kosyakov G. V. Poetics of the begginnings
in M. Yu. Lermontov’s lyrics ................................... 93
Krayushkina t. V. Images of foreigners in the roman
of G. Khodzher “The end of the big house”:
the symbiosis of the traditional representations
of Nanays and the values of the soviet epoch....... 96
Podvornaya A. V. Pictorial ekphrasis in the lyrics
of I. Annensky ...................................................... 100
Shalgynbai Zh. J. Muslim literature in Kazakhstan
before 1917 .......................................................... 102
6
PEDAGOGiCS
Burtseva l. P. Evaluation of general competences
of students of professional educational
organizations during training sessions ..............109
Voronina O. V., Sverdlova A. V., Udalov S. R. Training
of the future teacher to the use of electronic
technologies in professional activity .................113
Kolosova n. n. Efficiency of the use of information
technologies in the process of independent work
of future educators ............................................116
Kochetkov M. V., Speranskaya A. n., Speranskiy A.
V. Socio-paremiological approach to diagnostic
support of educational activity ..........................120
Kuznetsova E. i. Development of engineering
thinking of bachelors in pedagogical
university ...........................................................124
logvinenko D. V. Potential of industrial practice in
the professional pedagogical training of military
university cadets................................................126
navoychik E. y. Self-identification of the person
as a semantic objective core of historical
education...........................................................131
nikitina t. V. The model of formation of professional
communicative competence of cadets in universities
of the Federal penitentiary service of Russia .........134
Popov n. i., Shustova E. n. On the efficiency of using
methodical approaches in studying elementary
functions by future teachers of mathematics ...139
Portnova t. V. Individual style of migrant children’s
education in Stavropol region ...........................145
Starovoytova Zh. A. Acmeological competences
as a criterion of effectiveness of professional
activity of higher education’s teachers ..............147
Sukharev A. i., Belousova i. V. The potential of folk
art in the educational process ...........................151
Shtekhman E. A., Melnik Ju. А. Teaching the
language of specialty at preparatory course: from
experience of teaching ......................................154
information about the authors ........................157
information for the authors .............................159
Гуманитарные исследования • 2018 • № 1 (18)
Стр.6