Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Лингвистика речевого воздействия и манипулирования (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБалахонская Л. В.
АвторыСергеева Е. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц352
ID767796
АннотацияУчебное пособие посвящено специфике и видам речевого воздействия, и прежде всего воздействия манипулятивного. Его концепция базируется на представлении о том, что манипулятивное речевое воздействие — это специфическая разновидность речевого воздействия, основанная на использовании особенностей языка для скрытого воздействия на адресата в интересах говорящего. Учебное пособие содержит теоретический материал и задания для аудиторной и самостоятельной работы.
Кому рекомендованоДля студентов-гуманитариев различных специальностей, прежде всего для филологов, психологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, — всех, кому интересны вопросы речевого воздействия и манипулирования
ISBN978-5-9765-2232-9
УДК81’23(075.8)
ББК81.2-5я73
Балахонская, Л.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования : учеб. пособие / Е.В. Сергеева; Л.В. Балахонская .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020 .— 352 с. — ISBN 978-5-9765-2232-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/767796 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лингвистика_речевого_воздействия_и_манипулирования.pdf
Л.В. Балахонская Е.В. Сергеева ЛИНГВИСТИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2020 1
Стр.1
УДК 81’23(075.8) ББК 81.2-5я73 Б20 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена И.А. Мартьянова; канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры речевой коммуникации Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета А.А. Горячев Балахонская Л.В. Б20 Лингвистика речевого воздействия и манипулирования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Балахонская, Е.В. Сергеева. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2020. — 352 с. ISBN 978-5-9765-2232-9 Учебное пособие посвящено специфике и видам речевого воздействия, и прежде всего воздействия манипулятивного. Его концепция базируется на представлении о том, что манипулятивное речевое воздействие — это специфическая разновидность речевого воздействия, основанная на использовании особенностей языка для скрытого воздействия на адресата в интересах говорящего. Учебное пособие содержит теоретический материал и задания для аудиторной и самостоятельной работы. Для студентов-гуманитариев различных специальностей, прежде всего для филологов, психологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, — всех, кому интересны вопросы речевого воздействия и манипулирования. УДК 81’23(075.8) ББК 81.2-5я73 ISBN 978-5-9765-2232-9 © БалахонскаяЛ.В., СергееваЕ.В., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 2
Стр.2
Оглавление Введение ..........................................................................................................3 Глава 1. Влияние на собеседника в процессе речевого общения 1.1. Речевое воздействие — важная цель вербальной коммуникации .......6 1.1.1. Речевое воздействие .......................................................................6 1.1.2. Средства выразительности ..........................................................17 1.2. Убеждение и манипуляция ....................................................................33 1.3. Невербальные средства общения .........................................................34 1.3.1. Влияние на собеседника в процессе общения ..........................34 1.3.2. Расстояние общения ....................................................................37 1.3.3. Внешний вид ................................................................................38 1.3.4. Жестикуляция ...............................................................................40 1.3.5. Мимика ..........................................................................................44 1.3.6. Улыбка ...........................................................................................46 1.3.7. Взгляд ............................................................................................47 1.3.8. Голос ..............................................................................................48 1.4. Комплексные приемы оказания влияния на собеседника ..................49 1.4.1. Комплимент ..................................................................................49 1.4.2. «Положительное именование» ...................................................50 1.4.3. Контраст ........................................................................................52 1.4.4 . «Попугай» .....................................................................................52 1.4.5. «Солидарность» ...........................................................................53 1.4.6. Скрытая угроза .............................................................................53 1.4.7. Банальные истины, или трюизмы ...............................................54 1.4.8. Альтернатива ................................................................................56 1.4.9. Указание на авторитет .................................................................56 1.4.10. Цитаты и мнимые цитаты ...........................................................58 1.4.11. Воспроизведение чужой речи с невербальным сопровождением ...........................................................................59 1.4.12. Мнимые оговорки ........................................................................59 1.5. Правила, помогающие убеждать ...........................................................61 1.5.1. Правило двух «да» .......................................................................61 1.5.2. Использование «Вы-подхода» ....................................................62 1.5.3. Эмпатия .........................................................................................62 1.6. Распознавание логических и психологических уловок ......................64 1.6.1. Логические уловки .......................................................................64 1.6.2. Психологические уловки .............................................................66 Задания ...........................................................................................................69 348
Стр.348
Глава 2. Специфика манипулятивного речевого воздействия 2.1. Понятие манипуляции ...........................................................................87 2.2. Механизмы манипуляции ......................................................................91 2.3. Манипулятивные тактики ......................................................................94 2.3.1. Тактика манипуляции на чувствах и потребностях ..................95 2.3.2. Тактика манипулятивной подачи информации ....................... 112 2.3.3. Тактика демагогии .....................................................................125 2.4. Объект и субъект манипуляции ..........................................................149 2.4.1. Личность манипулятора ............................................................149 2.4.2. Типы манипуляторов .................................................................150 2.5. На чем можно манипулировать (наиболее распространенные мишени манипуляции) .........................................................................158 Задания .........................................................................................................165 Глава 3. Защита от манипулятивного речевого воздействия 3.1. Распознавание манипуляции ...............................................................213 3.2. Защита от манипулирования ...............................................................215 3.2.1. Психологическая основа защиты от манипулирования .........215 3.2.2. Как оценить доводы и достоверность информации ...............217 3.2.3. Пассивная защита ......................................................................218 3.2.4. Активная защита ........................................................................223 Задания .........................................................................................................229 Глава 4. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе 4.1. Специфика речевого воздействия и манипулирования в рекламной коммуникации ................................................................243 4.1.1. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия в рекламной коммуникации .................................243 4.1.2. Способы речевого воздействия в рекламных текстах ............248 4.1.3. Основные направления речевого манипулирования в рекламных текстах ..................................................................259 Задания .........................................................................................................265 4.2. Психолингвистические механизмы речевого воздействия и манипулирования в рекламной коммуникации ..............................270 4.2.1. Возможности применения нейролингвистического программирования (НЛП) в рекламе .......................................270 4.2.2. Воздействующий потенциал звуковой стороны рекламного текста: фоносемантика и фоностилистика ..........279 349
Стр.349
4.2.3. Вербально-визуальное воздействие в рекламном тексте .......288 Задания .........................................................................................................302 4.3. Приемы речевого воздействия и манипулирования в рекламном тексте ...............................................................................305 4.3.1. Суггестивные возможности приема повтора в рекламном тексте ....................................................................305 4.3.2. Манипулятивные цели приема речевого эпатажа в рекламном тексте ....................................................................312 4.3.3. Языковая игра как прием манипулятивного воздействия в рекламном тексте ....................................................................324 4.3.4. Имплицитная подача информации как манипулятивный прием в рекламных текстах ..................331 Задания .........................................................................................................335 Заключение ..................................................................................................339 Использованная литература .......................................................................341 Рекомендуемая литература .........................................................................346 350
Стр.350

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.