Тимофеев Л. Ломоносов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 6. -М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. - Стб. 559-565.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-5591.htm
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [1711(12?)-1765] - один из виднейших писателей XVIII в. Р. в
семье зажиточного крестьянина-помора в д. Денисовке Архангельской губ.; в 1730 с разрешения отца
поехал в Москву учиться. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии при
Заиконоспасском монастыре; в 1736 был отправлен в Германию для подготовки к научной деятельности,
учился в Марбурге у Христиана Вольфа. В 1741 вернулся в Россию и был назначен адъюнктом Академии
наук, в 1745 стал профессором химии и членом Академии наук; в 1763 был произведен в статские
советники. Деятельность этого исключительного по своей одаренности и личной судьбе человека
развертывалась в двух направлениях: в области естествознания, где он явился чрезвычайно крупной
фигурой, во многом опередив своих современников и в России и на Западе, и в области литературы,
теоретиком и практиком к-рой он являлся. Оставляя в стороне по понятным причинам его научную
работу, мы обращаемся здесь к Л. именно как писателю.
Несмотря на свое крестьянское происхождение Л. в своем творчестве примыкает к лит-ому стилю
дворянства, идеологом которого он и является, отражая то своеобразное "срастание" дворянства с
буржуазией, к-рое так характерно для русского капитализма и которым объясняется ряд "буржуазных"
моментов в творчестве Л., патетика промышленного роста России и т. п. Л. входит в ту своеобразную
группу разночинной интеллигенции (типа Прокоповича, Тредьяковского, Лукина, Хемницера и др.),
которая входила в орбиту влияния тогдашнего дворянства. Конец первой половины XVIII в. был
периодом становления стиля, характеризовавшимся чрезвычайной схематичностью, оторванностью от
реальной действительности, внесением в лит-ру чуждого ей материала (политические и моральные
рассуждения, научные темы, напр. "Письмо о пользе стекла", самого Л., чисто бытовые моменты,
лежавшие в основе развитых в этот период "интимных" жанров - мадригала, эпиграммы, эпиталамы и т.
д.), наконец полной неразвитостью лит-ого языка как средства объективизации системы образов.
Писателям той поры приходилось разрабатывать этот лит-ый яз. самим (напр. Кантемир вводит такие
слова, как "центр", "понятие", "идея". Л. принадлежит перенесение по преимуществу научных терминов:
"градус", "атмосфера", "термометр", "барометр" и т. д. и т. п.). Для поэзии Ломоносова чрезвычайно
характерна служебная, прикладная установка: 24 оды на всякого рода политические и придворные
события (победы, рождения, тезоименитства и т. п.), бесконечное число надписей по поводу различных
иллюминаций и т. п. придворных торжеств, переложение псалмов и т. д. - все эти типичные для
дворянского стиля этого периода формы лит-ого творчества составляют большую часть его
произведений. Значение Ломоносова в развитии дворянского стиля определяется содержанием его
произведений и завоеваниями в области развития лит-ого яз. и в частности поэтического ритма. Период,
в который развивалось творчество Л., был периодом бурного подъема дворянства, начавшегося его
расцвета, его культурной и политической экспансии. Характерным выражением последней являлось так
называемое "просветительство", характерное для передовой части дворянской интеллигенции. Типичным
представителем просветительства был и Л.; его хвалебные придворные оды, насыщенные патетикой
военного, экономического и культурного прогресса дворянства, представляли собою мощное орудие
организации сознания господствующих классов того времени. Чрезвычайно любопытен например тот
образ Петра, который Л. развертывает в своей незаконченной "героической поэме" "Петр Великий" и в
котором несомненно сказывается влияние на Ломоносова капиталистического развития. Эта фигура, в
которой ярче всего выразились тенденции преобразующейся России, находит в Ломоносове самые
восторженные отклики:
"Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров!
Достойную хвалу воздать сему Герою
Труднее, нежели как в десять лет взять Трою" и т. д.
Этот "строитель, плаватель, в полях, в морях герой" экспозируется на фоне победоносных войн
России, таящей в своих недрах всякие богатства, "целебные влажности и жилы золотые", где "исшедшие
потоки несут из крутизны мета́ллически соки, богатства, здравия являются ключи, блестят из мрачных
мест сокровищей лучи" и т. д. "Отечеству подать довольство, честь, покой и просветить народ" - вот
основной лозунг Л., ради к-рого по его словам "нам сносны все труды и не ужасны смерти". Высокая
насыщенность общественными вопросами в особенности характерна для Л.: "для пользы общества коль
радостно трудиться" - вот принцип, им развиваемый в течение всей его поэтической деятельности.
Польза эта раскрывается Ломоносовым как торжество дворянской России, ее промышленная, военная,
Стр.1