ЕВРИПИД
[485/4--407/6 до христ. эры] -- афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида
содержат в себе много вымысла: драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для
насмешек комедии, к-рая в таких случаях прибегала к обычной в древности "клевете" по адресу самой
личности ("низкое" происхождение, физические недостатки, несчастная семейная жизнь и т. д.). Сын
состоятельного саламинского землевладельца, сам -- человек зажиточный, Е. держался в стороне от
общественной жизни и был одиноким мыслителем-книголюбом, отдававшимся исключительно
драматическому творчеству, несмотря на то, что при жизни его трагедии не пользовались успехом: из 22
поставленных им тетралогий лишь 5 получили первый приз на афинских трагических состязаниях,
последний раз -- уже после его смерти. Интеллигент-одиночка, ум гораздо более критический, чем
конструктивный, Е. идеологически не примыкал ни к одной из общественных группировок, но был
целиком захвачен той волной критики старых ценностей, которая сопровождала разложение идеологии
греческого государства-города после победы торгового капитала над землевладельческой аристократией
и, возникнув в середине V в., вылилась в так наз. "софистическое" движение. Представители свободных
профессий и высококвалифицированного ремесла являлись в Афинах преимущественными носителями
индивидуалистических и секуляризационных настроений, исходивших из торговых городов греческих
колоний. Идеологам этих социальных групп было свойственно отрицательное отношение к
наследственной аристократии и старинной идеологии, оправдывавшей привилегии знати, к крупным
собственникам, эксплоатирующим чужой труд -- в противоположность одиночке, завоевывающему себе
положение личными талантами. Идеи софистов -- Протагора, Антифонта, Анаксагора -- и других
мыслителей V в. оказали сильное влияние на Еврипида, и он до конца жизни откликался на модные
проблемы и теории, вкладывая соответствующие рассуждения в уста своих персонажей. В трагедиях Е.
находили себе место размышления о вопросах гносеологии, сомнения в справедливости существующего
миропорядка, резкая критика мифической традиции о богах и героях, полемика против укоренившихся
представлений о прирожденной неравноценности знатных и незнатных, свободных и рабов, эллинов и
варваров. Однако неосновательно радикальные мысли, излагаемые в трагедиях Е., считать всегда
убеждениями самого автора, который гораздо чаще ставит проблемы, чем разрешает их: жизнь скорее
представляется ему иррациональным сплетением противоречий. Сочувствие угнетенным, суровое
осуждение всего, что ведет к усилению страданий отдельной личности -- неизменно характеризуют
расплывчатые взгляды Е., симпатиями которого обычно пользуются лишь производители-одиночки
("автурги"). Если в начале Пелопоннесской войны он пишет патриотические пьесы, в которых
прославляет Афины как страну-покровительницу всех преследуемых ("Гераклиды", "Просительницы"), то
в 415 он, выражая настроения среднего земледельческого класса, выступает с резким протестом против
войны вообще, а в частности -- против сицилийской экспедиции, к-рую подготовляла империалистическая
демократия ("Троянки"). В конце жизни Е. совершенно разочаровался в афинской демократии ("Орест",
408) и переселился в Македонию, где и умер; враждебная полемика комедии не прекратилась и после
смерти Е. ("Лягушки" Аристофана), а самую смерть его изукрасили легендами о том, как он был
"растерзан", по одной версии, собаками, а по другой -- женщинами, мстившими "женоненавистнику".
Трагедии Е., сохранившиеся полностью (с точными или приблизительными датами постановки):
"Алкеста" [438], "Медея" [431], "Ипполит" [428], "Гераклиды" [в промежуток 430--428],
"Андромаха" [приблизительно того же времени], "Гекуба" [около 425], "Просительницы" [незадолго до
421], "Геракл" [в промежуток 423--416], "Ион" [в промежуток 421--413], "Троянки" [415], "Ифигения в
Тавриде" [вскоре после 415], "Электра" [413], "Елена" [412], "Финикиянки" [около 409], "Орест" [408],
"Ифигения в Авлиде" [406, посмертно], "Вакханки" [тогда же] и драма сатиров "Киклоп" [неопредел.
время]; сохранившиеся произведения относятся преимущественно к позднему периоду его деятельности
(первая тетралогия Е. была поставлена в 455); трагедия "Рес" уже в древности считалась подложной. Ряд
недошедших полностью трагедий может быть восстановлен по большим связным отрывкам и
многочисленным античным изложениям.
Творчество Е. многообразно и являет собой картину неустанных исканий, не поддающихся четкой
периодизации. Афинская трагедия до Е. была драматизацией мифических сюжетов и в борьбе
действующих сил развивала проблематику мифа; фигуры ее величавы и неподвижны, стиль отличается
торжественностью. В отличие от своего старшего современника Софокла (см.), который стремился к
строгой архитектонике пьес, устраняя в трагедии ряд традиционных пережитков сакрального действа, Е.
сохраняет многие элементы старинной священной игры, но деформирует ее по существу, приспособляя к
новому индивидуалистическому мироощущению, отразившему кризис афинской демократии, распад
общественных связей. Все нововведения Е. направлены к тому, чтобы монументальным фигурам,
вознесенным над жизнью как воплощение высших, общеобязательных ценностей, придать более
реалистический характер, усилить внутреннее и внешнее движение пьесы, приблизить стиль трагедии к
Стр.1