№3-4 (63) 2022
Учредитель журнала:
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования «Российский университет спорта
«ГЦОЛИФК».
Контакты редакции:
Адрес: 105122, Москва, Сиреневый бульвар 4,
РУС «ГЦОЛИФК», кафедра психологии,
философии и социологии
Телефон: 8 (495) 961-31-11, доб. 14-85;
доб. 11-22; 8 (495) 166-56-95
E-mail редакции: journal@gtsolifk.ru
Главного редактора: alpfest@mail.ru
Заместителя главного редактора:
a.o.savinkina@gmail.com
Сайт: www.sport-psy.ru
Издательство РУС «ГЦОЛИФК»
Свидетельство о регистрации средств
массовой информации Федеральной службой
по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия:
ПИ № ФС77-2123 от 19.05.2005 г.
ПИ № ФС77-69682 от 5.05.2017 г.
ПИ № ФС77-83664 от 29.07.2022 г.
Journal Founder:
Federal State Budget Educational Institution of
Higher Education «The Russian University of
Sport «GTSOLIFK».
Editorial contacts:
Address: room 454, 4, Syrenevy blvd, Moscow,
105122, RUS «GTSOLIFK», Department
of Psychology, Philosophy and Sociology
Phone: +7 (495) 961-31-11, ext. 14-85;
ext. 11-22; +7 (495) 166-56-95
E-mail of the editorial office: journal@gtsolifk.ru
Editor-in-Chief: alpfest@mail.ru
Deputy Editor-in-Chief:
a.o.savinkina@gmail.com
Website: www.sport-psy.ru
Отпечатано в типографии
ООО «САМ ПОЛИГРАФИСТ»
129090 г.Москва, Протопоповский пер., д.6,
тел. 8 (495) 545-37-10 www.onebook.ru
Формат 70х100/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Тираж 1000 экз.
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научно–практический
журнал
ИПСИХОЛОГИЯ
С ПЕДАГОГИКА
Д ПОРТИВНОЙ
of Sports Activities
№3-4 (63) 2022
anPsychology
Год основания – 2003
Подписной индекс в объединенном
каталоге «Пресса России» 85764
ISSN 2782-7348
Главный редактор:
Байковский Ю.В.
Предыдущее название:
Научно-практический журнал
«Спортивный психолог»
(с 2003 по 2022 г.)
d Pedagogy
ЕЯТЕЛЬНОСТИ
Scientific and Practical Journal
Согласно решению президиума высшей аттестационной
комиссии (ВАК) Минобрнауки России
от 01.02.2022 г. журнал включен в перечень
рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук.
1
Стр.2
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№3-4 (63) 2022
«Психология и педагогика спортивной
деятельности»
Состав редакции журнала
Редакционная коллегия:
Главный редактор – Байковский Юрий Викторович
Заместитель главного редактора – Савинкина Александра Олеговна
Технический редактор – Шумова Наталия Сергеевна
Редакторы – Волкова Алина Дмитриевна
Зоткина Алла Федоровна
Дизайн и верстка – Рульков Михаил Юрьевич
Редакционный научный совет:
Неверкович Сергей Дмитриевич – д-р пед. наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры
педагогики РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Сейранов Cергей Германович – д-р пед. наук, профессор, академик РАО, ректор РУС
«ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Аванесян Грант Михайлович – д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей
психологии ЕГУ, Ереван, Армения
Ашкинази Сергей Максимович – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры теории и
методики неолимпийских видов спорта НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
Байковский Юрий Викторович – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор, заведующий
кафедрой психологии, философии и социологии РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Беличенко Олег Игоревич – д-р мед. наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры
спортивной медицины РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Бондарев Дмитрий Владимирович – PhD по геронтологии и общественному здоровью,
доцент, научный сотрудник факультета спорта и наук о здоровье Университета Ювяскюля,
Ювяскюля, Финляндия
Бочавер Константин Алексеевич – канд. психол. наук, заведующий лабораторией спортивной
психологии МИП, Москва, Россия
Бубеев Юрий Аркадьевич – д-р мед. наук, профессор, заместитель директора по научной
работе ГНЦ РФ – ИМБП РАН, Москва, Россия
Вовк Сергей Иванович – д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой теоретико-методических
основ физической культуры и спорта РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Германов Геннадий Николаевич – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики
РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Горская Галина Борисовна – д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры психологии
КГУФКСТ, Краснодар, Россия
2
Стр.3
№3-4 (63) 2022
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Губа Владимир Петрович – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры теории и методики
волейбола РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Жийяр Марина Владимировна – д-р пед. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской
работе РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Левушкин Сергей Петрович – д-р биол. наук, профессор, директор НИИ спорта и спортивной
медицины РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Левченкова Татьяна Викторовна – д-р пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики
РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Лубышева Людмила Ивановна – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры психологии,
философии и социологии РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Макогонов Александр Николаевич – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры туризма
и сервиса Казахской академии спорта и туризма, Алматы, Казахстан
Мельников Андрей Александрович – д-р биол. наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии
РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Моросанова Варвара Ильинична – д-р психол. наук, профессор, заведующая лабораторией
психологии саморегуляции ПИ РАО, Москва, Россия
Нгуен Дай Зыонг – PhD по педагогике, профессор, член Совета междисциплинарных профессоров
культуры, спорта и туризма Вьетнама, Ханой, Вьетнам
Никитинский Евгений Сергеевич – д-р пед. наук, профессор, профессор Академии государственного
управления при Президенте Республики Казахстан, Астана, Казахстан
Николаев Алексей Николаевич – д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры дефектологии
ПсковГУ, Псков, Россия
Попов Григорий Иванович – д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой биомеханики
и естественнонаучных дисциплин РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Родионов Альберт Вячеславович – д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры психологии,
философии и социологии РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Романова Евгения Сергеевна – д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой общей
и практической психологии МГПУ, Москва, Россия
Смоленский Андрей Вадимович – д-р мед. наук, профессор, академик РАЕН, заведующий
кафедрой спортивной медицины РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Сопов Владимир Федорович – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии, философии
и социологии РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Тамбовцева Ритта Викторовна – д-р биол. наук, профессор, заведующая кафедрой биохимии
и биоэнергетики спорта им. Н.И. Волкова РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Ткаченко Светлана Анатольевна – канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой физической
реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И.М. СаркизоваСеразини
РУС «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
3
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№3-4 (63) 2022
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
СПОРТСМЕНА, ТРЕНЕРА
Германов Г.Н., Цуканова Е.Г., Черенкова Е.С.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЫРАЖЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Бушманова М.Е., Бушманов Е.А., Ульянов А.Д.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ ФУТБОЛИСТОВ
Бочавер К.А., Бондарев Д.В., Барышникова В.Г.
ЦЕННОСТИ И МОТИВЫ СПОРТСМЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ
Уляева Л.Г.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ
СПОРТЕ
Волков Р.С.
ОСОБЕННОСТИ ВКЛАДА ИДЕНТИЧНОСТИ В УРОВЕНЬ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ У
ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ
Лю Маньмань, Маликова Л.А.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ
ТРИАТЛОНИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ПСИХОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ,
ТРЕНИРОВКИ И
СОРЕВНОВАНИЯ
Пайгунова Ю.В., Волостнова К.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ И СПЕЦИФИКИ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ В
СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
Севостьянова М.С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА КРИЗИСА ПЕРЕХОДА К УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКЕ У
СПОРТСМЕНОВ 12-14 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
В ФК И СПОРТЕ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Цуцкова А.С.
ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» В ГРЕБНОМ
СПОРТЕ
Арбузова Н.А., Смоленский А.В., Григорьева О.В.
МОНИТОРИНГ ОКСИГЕНАЦИИ, АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ, ПУЛЬСА И ГЛЮКОЗЫ СВЕЖЕЙ
КАПИЛЛЯРНОЙ КРОВИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЗИМНИМ ПЛАВАНИЕМ В ЛЕДЯНОЙ ВОДЕ
Захарова М.Ф., Федорова Е.Ю., Семенов М.М., Казаков А.Ю.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА СПОРТСМЕНОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТРИАТЛОНЕ И ХОККЕЕ
Зубкова Ю.О., Голубева Г.Н., Карасенко П.С.
ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВМХ-ФРИСТАЙЛОМ
Расчетин Г.А., Киселёв В.А., Вагин А.Ю.
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ УДАРНЫХ
ДЕЙСТВИЙ В БОКСЕ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ПРИКЛАДНЫЕ И
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ
СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Маликова Л.А., Байковский Ю.В.
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
СПОРТСМЕНОВ С ТРАВМАМИ КОНЕЧНОСТЕЙ
Ма Кэхан, Макеева В.С., Сюй Инчунь, Ли Жуй, Широкова Е.А.
ТРАЕКТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ В
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
Жуков Ю.Ю.
СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ
Шевченко И.Ю., Михайлова Т.В., Захрямина Л.Н., Епифанов К.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ –
ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
Лаптев А.И., Шевцов А.В., Скляр А.Д.
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Котов-Смоленский А.М., Федорова Е.Ю., Казаков А.Ю., Захарова М.Ф.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦНС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ
РЕЖИМА ДНЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Барабанов Н.А., Левченкова Т.В.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Цакаев С.Ш.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
4
5
11
15
21
26
31
40
44
49
52
58
62
66
71
75
80
85
91
94
99
103
Стр.5