МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации
ТВОРЧЕСТВО
ФЁДОРА АБРАМОВА
В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Братья и сестры в русском доме:
творчество Фёдора Абрамова в контексте
литературной и общественной жизни
ХХ–ХХI веков»
Архангельск
2020
1
Стр.1
УДК 821.161.1:81’42(1-17)(082)
ББК 83.3(235.1)-117я431
Т28
Печатается по решению кафедры литературы Высшей школы
социально-гуманитарных наук и международной коммуникации
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: Т. А. Тернова, д-р филол. наук, профессор Воронежского
государственного университета;
Т. А. Сидорова, д-р филол. наук, профессор Северного
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
Составитель,
ответственный редактор Е. Ш. Галимова
Творчество Фёдора Абрамова в контексте эпохи: материалы
Т28
Международной научной конференции «Братья и сёстры в русском
доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и
общественной жизни ХХ–ХХI веков / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова.
Архангельск: САФУ, 2020. – 400 с.
ISBN 978-5-261-01490-4
В сборник вошли материалы Международной научной конференции
«Братья и сёстры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в
контексте литературной и общественной жизни ХХ–ХХI веков, состоявшейся
27–28 февраля 2020 в Северном (Арктическом) федеральном
университете имени М. В. Ломоносова и посвящённой 100-летию со
дня рождения Ф.А. Абрамова.
В четырёх разделах сборника представлено сорок статей учёных из
академических институтов и вузов Барнаула, Витебска, Вологды, Воронежа,
Грайнсвальда, Иркутска, Кирова, Мичуринска, Москвы,
Мурманска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Саратова, Чебоксар,
Ярославля, а также большой группы учёных и педагогов из Архангельска
и Северодвинска. Значимость и актуальность литературного
наследия Абрамова, характер его присутствия в литературном процессе
эпохи рассмотрены с позиций литературоведения, лингвистики, истории,
переводоведения, методики преподавания литературы.
УДК 821.161.1:81’42(1-17)(082)
ББК 83.3(235.1)-117я431
ISBN 978-5-261-01490-4
2
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Проблематика, жанровая природа, поэтика творчества
Фёдора Абрамова
Любомудров А. М. Ценности душевные и духовные в творческом
сознании Ф. Абрамова и писателей традиционной школы .............
Елепова М. Ю. «Чистая книга» Фёдора Абрамова: к философии
романа ...................................................................................................
Маслова А. Г. Толстовские традиции в творчестве Ф. А. Абрамова ....
Пономарёва М. Г. Историософия прозы Фёдора Абрамова ............
Галимова Е. Ш. Почему всё-таки Махонька? К проблеме эпопейности
прозы Фёдора Абрамова ...............................................................
Никитина М. В. Космогонический миф в прозе Фёдора Абрамова .....
Поль Д. В. Трансформация мифа об Эдипе в повести Фёдора
Абрамова «Поездка в прошлое» ......................................................
Цветова Н. С. «Абрамов был впереди своего времени...» ................
Маргграфф У. Миф Матери-родины в творчестве Ф. А. Абрамова
Давыдова А. В. Образ Севера в записных книжках Фёдора Абрамова
Фролова А. В. Повесть Фёдора Абрамова «Безотцовщина» и варианты
социализации героя-сироты в сборнике «Отрочество» (вып. 5,
1990 г.) ..................................................................................................
Неверович Г. А. Топос детства в прозе Фёдора Абрамова ...............
Коржов Д. В. Фёдор Абрамов и Виталий Маслов. Учитель и ученик
..........................................................................................................
Есеева О. В. Купечество Пинежья в «Чистой книге» Фёдора Абрамова
и в исторических документах ...................................................
Традиционализм в литературе ХХ века и характер
его присутствия в современном литературном процессе
Иванова В. Я. Синтопия родного дома в прозе Фёдора Абрамова и
Валентина Распутина .........................................................................
Крикливец Е. В. Повести Ф. Абрамова в контексте жанровой динамики
русской и белорусской реалистической повести второй половины
ХХ века .......................................................................................
Гончаров П. А. Трансформация канона «производственной прозы»
в романах Фёдора Абрамова и Виктора Астафьева конца 1950-х
годов .....................................................................................................
150
159
168
3
6
15
25
36
45
60
66
73
81
99
110
119
127
136
Стр.3
Плахтиенко О. П. Этические основания патриархального сознания
героев Вяйнё Линна («Здесь под северной звездою…») и Фёдора
Абрамова («Братья и сёстры») ............................................................ 182
Бердникова О. А. Фёдор Абрамов и новая деревенская проза 2000–
2010-х годов .......................................................................................... 189
Богданова О. В., Тихоненко В. А. Деревня и город в драматургии
Александра Вампилова («Утиная охота»)............................................. 200
Богумил Т. А. «Персональная модель» В. М. Шукшина как смена
объектов самоидентификации ............................................................. 209
Биберган Е. С. Интертекстуальные отсылки в романе Р. Сенчина
«Зона затопления» ................................................................................... 218
Летаева Н. В. «Босиком по небу»: проза В. Н. Крупина о детях и
для детей ............................................................................................... 223
Костюхина М. С. Топос деревенского дома в современных книгах
для детей ............................................................................................... 230
Никкарева Е. В. Репрезентация традиции «деревенской прозы»
в современной литературе для детей (на материале повести
Т. Михеевой «Лёгкие горы») ............................................................... 240
Язык прозы Фёдора Абрамова. Проблемы перевода
произведений писателя на языки народов мира
Петров А. В. Языковая репрезентация Севера в тетралогии Фёдора
Абрамова «Братья и сёстры» ............................................................... 250
Жигулина Н. А. Слово совесть и особенности его функционирования
в языке произведений Фёдора Абрамова .................................... 262
Маркова Н. В. Диалектное слово в романе Фёдора Абрамова «Две
зимы и три лета» ...................................................................................... 272
Мурзаева Т. И. Диалектизмы в рассказах Фёдора Абрамова ........... 280
Михеева С. Л. Оценочность и каузальность как текстообразующие
категории в сборнике миниатюр Ф. Абрамова «Трава-мурава» ........ 290
Поликарпов А. М. Этнокультурные аспекты перевода на немецкий
язык повестей Ф. А. Абрамова «Пелагея» и «Алька» ...................... 296
Поликарпова Е. В. Аспекты перевода на немецкий язык просторечной
лексики (на материале повести Ф. А. Абрамова «Пелагея») ..... 318
Епимахова А.С., Тарасова Н.И. Северная деревня через призму
французского языка: переводы романов Фёдора Абрамова ............. 328
Гостева Ж.Е. Проблема сохранения национального колорита при
переводе произведений Ф. Абрамова на английский язык (на материале
романа «Две зимы и три лета») ................................................ 336
4
Стр.4
Фёдор Абрамов в школьном и вузовском изучении
Ваенская Е. Ю. Организационно-педагогические условия подготовки
к ГИА по литературе в 11 классе (на примере произведений
Ф. Абрамова) ...........................................................................................
Онегина А.С., Коростенко Е.Н. Использование Северного текста в
преподавании русского языка как иностранного (на материале произведений
Фёдора Абрамова) .............................................................
Ларина Т. А. Фёдор Абрамов в школе: поиски, проблемы, перспективы
.......................................................................................................
Папий Т. А. Проза Фёдора Абрамова как объект учебно-исследовательской
деятельности школьников ..............................................
Смирнова Е. В. Закон «жить не для себя» в произведениях Фёдора
Абрамова .........................................................................................
Худякова А. В. Публикация в СМИ воспоминаний жителей Архангельской
области о земляке Фёдоре Абрамове как один из способов
создания положительного образа региона ...........................................
Сведения об авторах ............................................................................
343
350
358
363
373
384
395
5
Стр.5