DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202
Том 26, № 2. 2022
(апрель – июнь)
Сквозной номер выпуска – 107
16+
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
Continuous issue – 107
Vol. 26, No. 2. 2022
(April – June)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATION OF EDUCATION
DOI: 10.15507/1991-9468
Научный журнал
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ:
образования «Национальный
исследовательский Мордовский
государственный университет
им. Н. П. Огарёва»
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
430005, Российская Федерация,
Республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Тел./факс: +7 (834-2) 48-14-24
430005, Российская Федерация,
Республика Мордовия,
Периодичность издания – 4 раза в год
Подписной индекс – 46316
Издается с января 1996 года
Scholarly journal
FOUNDER AND PUBLISHER:
Federal State
Budgetary Educational
Institution
of Higher Education
“National Research
Ogarev Mordovia
State University”
68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005,
Republic of Mordovia,
Russian Federation
EDITORIAL OFFICE:
68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005,
Republic of Mordovia,
Russian Federation
Tel/Fax: +7 8342 481424
Published since January 1996
Periodicity: Quarterly
Subscription index – 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
«Интеграция образования Integration of Education» обязательна
При цитировании ссылка на журнал
© ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2022
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 26, № 2. 2022
Научный журнал «Интеграция образования» публикует оригинальные научные
статьи (Full Articles) на русском и английском языках, ранее не публиковавшиеся в других
изданиях. Основным тематическим направлением журнала является анализ генезиса и современного
состояния ведущих тенденций научных интеграционных процессов в области
образования. Миссия заключается в публикации результатов научных исследований, которые
могут внести оригинальный вклад в следующие отрасли научного знания: ПЕДАГОГИКА,
СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ.
Журнал адресован исследователям, аналитикам и практикам в области педагогики, псив
редакцию материалов. Рукопись статьи направляется на рецензирование для оценки ее
научного содержания нескольким ведущим специалистам соответствующего профиля, имеющим
научную специализацию, наиболее близкую к тематике статьи.
Редакция журнала реализует принцип нулевой толерантности к плагиату. Мониторинг неной
практикой редактирования, рецензирования изданий и авторства научных публикаций
и рекомендациями Committee on Publication Ethics (COPE).
Распространение – Россия, зарубежные страны.
Журнал предоставляет открытый доступ к полным текстам публикаций, исходя из слеопубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям
и соответствующим им отраслям науки:
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
(психологические науки)
5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
(педагогические науки)
Журнал индексируется и архивируется в:
Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)
Scopus
EBSCO
ERIH PLUS
Ulrichsweb Global Serials Directory
SHERPA/RoMEO
ResearchBib
Журнал является членом Committee on Publication Ethics (COPE), Open Access Scholarly
Publishers Association (OASPA), Directory of Open Access Journals (DOAJ),
Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), CrossRef
и международного сообщества рецензентов Publons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons “Attribution”
(«Атрибуция») 4.0 Всемирная
хологии и социологии образования, а также широкому кругу читателей, интересующихся
проблемами интеграции образования в современном обществе.
Редакция осуществляет научное рецензирование («двойное слепое») всех поступающих
корректного цитирования осуществляется с помощью систем «Антиплагиат» и «CrossCheck».
Журнал придерживается стандартов редакционной этики в соответствии с международдующего
принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению
глобального обмена знаниями.
Стр.2
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 26, No. 2. 2022
The Integration of Education scholarly journal publishes original scientific articles (full
articles) in Russian and English, which have not been previously published in other publications.
The main thematic direction of the journal is the analysis of genesis and current state of the leading
trends in scientific integration processes in education. The mission of the journal is to publish
research insights that can make an original contribution to the following branches of scientific
knowledge: Education, Sociology, Psychology.
The journal is addressed to researchers, analysts and practitioners in the field of pedagogy,
psychology and sociology of education, as well as to a wide range of readers interested in the
problems of integrating education in modern society.
The Editorial Board reviews (double-blind review) all incoming papers. The manuscript of
the article is sent for review to several leading specialists of the corresponding profile, who have
scientific specialization closest to the subject of the article, to evaluate the scientific content.
The Editorial Board follows the principle of zero tolerance to plagiarism. Plagiarism сhecking
is carried out by using Anti-Plagiarism and CrossCheck software.
The journal adheres to editorial ethics standards following international practice of editing,
reviewing, publishing and authorship of scientific publications and recommendations of the
Committee on Publication Ethics (COPE).
The journal is distributed in Russia and other countries of the world.
The journal offers direct open access to full-text issues based on the following principle: open
access to research results contributes to the increase of global knowledge sharing.
The journal is indexed and archived in:
Russian Index of Science Citation
Scopus
EBSCO
ERIH PLUS
Ulrichsweb Global Serials Directory
SHERPA/RoMEO
ResearchBib
The journal is a member of the Committee on Publication Ethics (COPE), Open Access
Scholarly Publishers Association (OASPA), Directory of Open Access Journals (DOAJ),
Association of Scientific Editors and Publishers (ASEP), CrossRef and the international
community of peer-reviewers Publons
The journal’s materials are available under the Creative Commons
“Attribution” 4.0 Global License
Стр.3
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 26, № 2. 2022
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Глушко Дмитрий Евгеньевич – главный редактор, и. о. ректора МГУ им. Н. П. Огарёва, кандидат
педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4321-4191, rector@adm.mrsu.ru (Саранск, Российская
Федерация)
Полутин Сергей Викторович – заместитель главного редактора, директор НИИ регионологии
МГУ им. Н. П. Огарёва, доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-00030399-4154,
polutin.sergei@yandex.ru (Саранск, Российская Федерация)
Гордина Светлана Викторовна – ответственный секретарь, член Европейской ассоциации научных
редакторов (EASE), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2265-418X,
gordinaedu@gmail.com, inted@mail.ru (Саранск, Российская Федерация)
Абдуллин Асат Гиниатович – старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной
деятельности Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского
университета), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0804-6148,
asatabdullin50@rambler.ru (Челябинск, Российская Федерация)
Алмазова Анна Алексеевна – директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии
Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, доцент,
член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-7042-6037, aa.almazova@mpgu.su (Москва, Российская Федерация)
Баева Ирина Александровна – профессор кафедры психологии развития и образования, и. о. проректора
по работе с персоналом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,
доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ORCID:
https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, irinabaeva@mail.ru (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Буквич Райко Миланович – профессор Географического института «Jovan Cvijic» Сербской академии
наук и искусств, доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6744-3912,
r.bukvic@mail.ru (Белград, Сербия)
Варгас-Эрнандес Хосе Гуадалупе – доктор философии в области государственного управления
Исследовательского центра экономических и управленческих наук университета Гвадалахары, ORCID:
https://orcid.org/0000-0003-0938-4197, jvargas2006@gmail.com (Гвадалахара, Халиско, Мексика)
Веракса Александр Николаевич – заведующий кафедрой психологии образования и педагогики
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией психологии
детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования,
доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-7187-6080, veraksa@yandex.ru (Москва, Российская Федерация)
Гусман Тирадо Рафаэль – профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета,
член президиума международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, доктор
филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4615-6436, rguzman@ugr.es (Гранада, Испания)
Закрепина Алла Васильевна – заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований
и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института
коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, доцент,
член-корреспондент Российской академии образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371,
zakrepina@ikp.email (Москва, Российская Федерация)
Зборовский Гарольд Ефимович – профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного
и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента
России Б. Н. Ельцина, доктор философских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-00018153-0561,
garoldzborovsky@gmail.com (Екатеринбург, Российская Федерация)
Камильо Aнджело – ассоциированный профессор менеджмента Школы бизнеса Университета Сонома,
доктор философии, camillo@sonoma.edu (Бербанк, США)
Кантор Виталий Зорахович – профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук,
профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887, v.kantor@mail.ru (Санкт-Петербург, Российская
Федерация)
Кириллова Ольга Владимировна – председатель Российского экспертного совета, представитель
РЭС в Scopus CSAB, президент Ассоциации научных редакторов и издателей, кандидат технических наук,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru (Москва, Российская Федерация)
Кошербаева Айгерим Нуралиевна – руководитель образовательной программы «Педагогики
и психологии» Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор педагогических
наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3307-9814, aigera63@mail.ru (Алматы, Республика
Казахстан)
Стр.4
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 26, No. 2. 2022
Лазуренко Светлана Борисовна – заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической
абилитации Института коррекционной педагогики Российской академии образования, доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ORCID: https://
orcid.org/0000-0003-0642-8545, preeducation@gmail.com (Москва, Российская Федерация)
Маврудеас Ставрос – профессор департамента экономики Университета Македонии, доктор философии,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Фессалоники, Греция)
Маралов Владимир Георгиевич – профессор кафедры психологии Череповецкого государственного
университета, доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9627-2304,
vgmaralov@yandex.ru (Череповец, Российская Федерация)
Мишра Камлеш – вице-канцлер Университета Ансал, доктор экономики, misra1957@gmail.com
(Гургаон, Индия)
Мухина Татьяна Геннадьевна – профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий
Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,
доктор педагогических наук, профессор, профессор Российской академии образования, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-3104-2460, tg-muhina@yandex.ru (Нижний Новгород, Российская Федерация)
Наговицын Роман Сергеевич – профессор кафедры физической культуры и медико-биологических
дисциплин Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко, доктор
педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, gto18@mail.ru (Глазов,
Российская Федерация)
Прахмана Рулли Чаритас Индра – научный сотрудник в области математического образования
департамента математического образования Университета Ахмад Дахлан, доктор философии, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-9406-689X, rully.indra@mpmat.uad.ac.id (Джокьякарта, Индонезия)
Реан Артур Александрович – директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального
поведения Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических
наук, профессор по общей психологии, академик Российской академии образования, ORCID: https://orcid.
org/0000-0002-1107-9530, aa.rean@mpgu.su (Москва, Российская Федерация)
Ростовская Тамара Керимовна – заместитель директора по научной работе Института демографических
исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской
академии наук, доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1629-7780,
Rostovskaya@mail.ru (Москва, Российская Федерация)
Сингх Кадьян Джагбир – доцент департамента коммерции Колледжа им. Свами Шраддханнанда
Университета Дели; почетный директор Индийского глобального института управления, образования
и исследований, доктор философии в коммерции, магистр экономики и финансов, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-1882-0643, dr.jskadyan@gmail.com (Нью-Дели, Индия)
Стриелковски Вадим – профессор Пражской бизнес-школы, научный сотрудник Калифорнийского
университета Беркли (США), доктор наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841,
strielkowski@cantab.net (Прага, Чехия)
Фёльдeш Чаба – заведующий кафедрой германского языкознания факультета гуманитарных наук
Эрфуртского университета, действительный член Европейской академии, доктор филологических наук,
профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4711-2072, foeldes@foeldes.eu (Эрфурт, Германия)
Хамуда Самир – профессор физического факультета университета Бенгази, ORCID: https://orcid.
org/0000-0002-9958-0257, dr.hamouda@gmail.com (Бенгази, Ливия)
Хорватова Зузана – старший преподаватель кафедры юридических дисциплин и государственного
управления Метропольного университета Праги, доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-00018838-2792,
zuzana.horvathova@mup.cz (Прага, Чехия)
Чошанов Мурат Аширович – профессор кафедры математических наук и подготовки учителя Техасского
университета, доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2852-4311,
mouratt@utep.edu (Эль-Пасо, Техас, США)
Шаповалова Инна Сергеевна – заведующий кафедрой социологии и организации работы с молодежью
Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор социологических
наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2855-8968, inna-shapov@mail.ru (Белгород,
Российская Федерация)
Юсофф Сазали – директор Института педагогического образования Tuanku Bainun Campus (IPGKTB),
Министерство образования Малайзии, доктор философии, sazali@mseam.org.my (Пенанг, Малайзия)
Янчук Владимир Александрович – профессор кафедры социальной и организационной психологии
Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-4524-8371, yanchuk1954@gmail.com (Минск, Республика Беларусь)
Стр.5
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 26, № 2. 2022
EDITORIAL BOARD
Dmitry E. Glushko – Editor-in-Chief, Acting Rector of National Research Mordovia State University,
Cand.Sci. (Ped.), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4321-4191, rector@adm.mrsu.ru (Saransk, Russian
Federation)
Sergey V. Polutin – Deputy Editor-in-Chief, Director of Research Institute of Regional Studies of National
Research Mordovia State University, Dr.Sci. (Sociol.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154,
polutin.sergei@yandex.ru (Saransk, Russian Federation)
Svetlana V. Gordina – Executive Editor, Member of European Association of Science Editors (EASE),
Cand.Sci. (Ped.), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2265-418X, gordinaedu@gmail.com, inted@mail.ru
(Saransk, Russian Federation)
Asat G. Abdullin – Senior Researcher of the Chair of Psychology of Management and Service Activities,
South Ural State University, Dr.Sci. (Psychol.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0804-6148,
asatabdullin50@rambler.ru (Chelyabinsk, Russian Federation)
Anna A. Almazova – Director of the Childhood Institute, Head of the Chair of Speech Therapy, Moscow
Pedagogical State University, Dr.Sci. (Ped.), Associate Professor, Corresponding Member of the International
Academy of Educational Sciences, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7042-6037, aa.almazova@mpgu.su
(Moscow, Russian Federation)
Irina A. Baeva – Professor of the Chair of Developmental and Educational Psychology, Vice-Rector for
Human Resources, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Dr.Sci. (Psychol.), Professor, Academician
of the Russian Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, irinabaeva@mail.ru
(Saint Petersburg, Russian Federation)
Rajko M. Bukvic – Professor of the Jovan Cvijic Geographic Institute of the Serbian Academy of Sciences
and Arts, Dr.Sci. (Econ.), Full Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6744-3912, r.bukvic@mail.ru
(Belgrad, Serbia)
Angelo A. Camillo – Associate Professor of Management, School of Business, Sonoma State University,
Ph.D., camillo@sonoma.edu (Burbank, USA)
Csaba Földes – Head of the Department of Germanic Linguistics, University of Erfurt, Member of
the European Academy, Dr.Sci. (Philol.), Full Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4711-2072,
foeldes@foeldes.eu (Erfurt, Germany)
Rafael Guzman-Tirado – Professor of Greek and Slavic Philology, University of Granada, Member of
the Presidium of the International Association of Russian Language and Literature Teachers, Dr.Sci. (Philol.),
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4615-6436, rguzman@ugr.es (Granada, Spain)
Samir Hamouda – Professor of the Department of Physics, University of Benghazi, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-9958-0257, dr.hamouda@gmail.com (Benghazi, Libya)
Zuzana Horváthová – Senior Lecturer of the Chair of Legal Specializations and Public Administration,
Metropolitan University, Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8838-2792, zuzana.horvathova@mup.cz
(Prague, Czech Republic)
Jagbir Singh Kadyan – Associated Professor of Department of Commerce, Swami Shraddhanand College,
University of Delhi, Honorary Director: IndoGlobal Institute of Management, Training and Research, Ph.D.
(Commerce), M.Com (PIMR & Marketing), MA (Eco), MMS (Fin), ORCID: https://orcid.org/0000-00021882-0643,
dr.jskadyan@gmail.com (New Delhi, India)
Vitaly Z. Kantor – Professor of the Chair of Fundamentals of Defectology and Rehabilitation, The Herzen
State Pedagogical University, Dr.Sci. (Ped.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887,
v.kantor@mail.ru (Saint Petersburg, Russian Federation)
Olga V. Kirillova – Chair of Scopus ECSAC-Russia SCAB, President of Association of Scientific Editors
and Publishers, Cand.Sci. (Eng.), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru (Moscow,
Russian Federation)
Aigerim N. Kosherbayeva – Head of the Pedagogy and Psychology Educational Program, Abay Kazakh
National Pedagogical University, Dr.Sci. (Ped.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3307-9814,
aigera63@mail.ru (Almaty, Republic of Kazakhstan)
Svetlana B. Lazurenko – Head of the Laboratory of Technologies and Means of Psychological and
Pedagogical Habilitation, Institute of Special Education of the Russian Academy of Education, Dr.Sci. (Ped.),
Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/0000-00030642-8545,
preeducation@gmail.com (Moscow, Russian Federation)
Стр.6
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 26, No. 2. 2022
Vladimir G. Maralov – Professor of Psychology Chair, Cherepovets State University, Dr.Sci. (Psychol.),
Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9627-2304, vgmaralov@yandex.ru (Cherepovets, Russian
Federation)
Stavros Mavroudeas – Professor of Political Economy, Department of Economics, University of Macedonia,
Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Thessaloniki, Greece)
Kamlesh Misra – Vice Chancellor, Ansal University, Ph.D., misra1957@gmail.com (Gurgaon, India)
Tatyana G. Mukhina – Professor of the Chair of Social Security and Humanitarian Technologies, National
Research State Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, Dr.Sci. (Ped.), Professor, Professor of the Russian
Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3104-2460, tg-muhina@yandex.ru (Nizhny
Novgorod, Russian Federation)
Roman S. Nagovitsyn – Professor of the Chair of Physical Education and Medical and Biological Disciplines,
Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko, Dr.Sci. (Ped.), Associate Professor, ORCID:
https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, gto18@mail.ru (Glazov, Russian Federation)
Rully Charitas Indra Prahmana – Senior Lecturer and Researcher in Mathematics Education for
Master Program on Mathematics Education Department, Universitas Ahmad Dahlan, Ph.D., ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-9406-689X, rully.indra@mpmat.uad.ac.id (Yogyakarta, Indonesia)
Artur A. Rean – Director of the Center for Socialization, Family and Asocial Behavior Prevention, Moscow
Pedagogical State University, Dr.Sci. (Ped.), Professor of General Psychology, Academician of the Russian
Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, aa.rean@mpgu.su (Moscow, Russian
Federation)
Tamara K. Rostovskaya – Deputy Director for Research at the Institute for Demographic Research, Federal
Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Dr.Sci. (Sociol.), Professor, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-1629-7780, Rostovskaya@mail.ru (Moscow, Russian Federation)
Inna S. Shapovalova – Head of the Chair of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod State
National Research University, Dr.Sci. (Sociol.), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2855-8968,
inna-shapov@mail.ru (Belgorod, Russian Federation)
Wadim Strielkowski – Professor of Prague Business School, Senior Lecturer and Researcher of University
of California, Ph.D., Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841, strielkowski@berkeley.edu
(Prague, Czech Republic)
Mourat A. Тchoshanov – Professor of Departments of Mathematical Sciences and Teacher Education,
University of Texas at El Paso, Dr.Sci. (Ped.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2852-4311,
mouratt@utep.edu (El Paso, Texas, USA)
José G. Vargas-Hernández – Research Professor at University Center of Economic and Managerial Sciences,
University of Guadalajara, Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0938-4197, jvargas2006@gmail.com
(Guadalajara, Jalisco, México)
Aleksander N. Veraksa – Head of the Chair of Educational Psychology and Pedagogy, Lomonosov Moscow
State University, Deputy Director, Head of the Laboratory of Childhood Psychology and Digital Socialization,
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Dr.Sci. (Psychol.), Professor, Academician of the
Russian Academy of Education, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, veraksa@yandex.ru (Moscow,
Russian Federation)
Vladimir A. Yanchuk – Professor of Department of Social and Organizational Psychology, Belarusian State
University, Dr.Sci. (Psychol.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4524-8371, yanchuk1954@gmail.com
(Minsk, Belarus)
Sazali Yusoof – Director at Institute of Teacher Education Tuanku Bainun Campus, Ministry of Education of
Malaysia, Ph.D., sazali@mseam.org.my (Pinang, Malaysia)
Alla V. Zakrepina – Head of the Laboratory of Psychological and Pedagogical Research and Technology
of Special Education for Persons with Intellectual Disabilities, Institute of Special Education of the Russian
Academy of Education, Dr.Sci. (Ped.), Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of
Education, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, zakrepina@ikp.email (Moscow, Russian Federation)
Garold E. Zborovsky – Research Professor of the Chair of Sociology and Technology of State and Municipal
Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Dr.Sci. (Philos.),
Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8153-0561, garoldzborovsky@gmail.com (Ekaterinburg, Russian
Federation)
Стр.7
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 26, № 2. 2022
http://edumag.mrsu.ru
DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202
COДЕРЖАНИЕ
Международный опыт интеграции образования
Р. Перес-Родригес, Р. Лоренсо-Мартин, К. А. Тринчет-Варела, Р. Э. Симеон-Монет,
Д. Миранда, Д. Кортес, А. Молина. Интеграция проблемного обучения,
проектного обучения и компьютерных технологий в преподавание организации
промышленного производства: на пути к концепции устойчивого развития
учителей (на англ. яз.)
ISSN 1991-9468 (Print)
ISSN 2308-1058 (Online)
............................................................... ................ 198
Л. Мукли, A. Риста. Прогнозирование и анализ прогулов студентов с использованием
алгоритма машинного обучения (на англ. яз.)
Психология образования
Р. С. Наговицын, Р. А. Валеева, Л. А. Латыпова. Профессиональная социализация
студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи (на англ. яз.)
.... 229
В. Г. Маралов, М. А. Кудака, О. В. Смирнова, В. А. Ситаров, И. И. Корягина,
Л. В. Романюк. Взаимосвязь нейропсихологических и личностных факторов
с выбором студентами социономической сферы стратегий принуждения
или ненасилия ............................................................................................................... 247
А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова, Е. А. Кинаш, А. И. Камелькова. Анализ динамики
учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями ........... 266
О. Г. Холодкова, Г. Л. Парфенова, О. А. Бокова. Готовность и способность
к саморазвитию одаренных сельских школьников
Академическая интеграция
М. Р. Ламбовска, Л. К. Раицкая. Высококачественные публикации в России: обзор
литературы об инструментах влияния на преподавателей университетов
С. В. Шустова, М. Б. Казачкова, Х. Н. Галимова, М. В. Ширинян. Анализ
пересказов школьников как средство диагностирования качества чтения
и понимания академического текста
................. 312
............................................................................ 331
И. С. Шаповалова, И. Н. Валиева. Протестный потенциал регионального студенчества
в России: социальные предпосылки ............................................................................. 345
Е. В. Беловол, С. В. Мелков, Т. Н. Сахарова. Особенности гражданской идентичности
российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре
«Артек») ......................................................................................................................... 363
Отзыв публикации .................................................................................................................... 386
Информация для авторов и читателей (на рус. яз.)
Информация для авторов и читателей (на англ. яз.) ......................................................... 389
...................................................... 297
............................................................ 216
.......................................................... 387
Стр.8
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 26, No. 2. 2022
http://edumag.mrsu.ru
DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202
CONTENTS
International Experience in the Integration of Education
R. Pérez-Rodríguez, R. Lorenzo-Martin, C. A. Trinchet-Varela, R. E. Simeón-Monet,
J. Miranda, D. Cortés, A. Molina. Integrating Challenge-Based-Learning, Project-BasedLearning,
and Computer-Aided Technologies into Industrial Engineering Teaching:
Towards a Sustainable Development Framework ............................................................ 198
L. Mukli, A. Rista. Predicting and Analyzing Student Absenteeism Using Machine
Learning Algorithm ......................................................................................................... 216
Psychology of Education
R. S. Nagovitsyn, R. A. Valeeva, L. A. Latypova. Video Conferencing Solutions
for Students – Future Teachers’ Professional Socialization
V. G. Maralov, M. A. Kudaka, O. V. Smirnova, V. A. Sitarov, I. I. Koryagina,
L. V. Romanyuk. Interrelation of Neuropsychological and Personality Factors
with the Choice of Strategies of Coercion or Nonviolence among Students
of the Socionomic Sphere (In Russ.)
............................................ 229
............................................................................. 247
A. V. Zakrepina, T. Yu. Butusova, E. A. Kinash, A. I. Каmelkova. Analysis
of Learning Activities Dynamics among First-Graders with Intellectual Disabilities
(In Russ.)
....................................................................................................................... 266
O. G. Kholodkova, G. L. Parfenova, O. A. Bokova. Readiness and Ability
to Self-Development of Gifted Rural Schoolchildren (In Russ.) .................................... 297
Academic Integration
M. R. Lambovska, L. K. Raitskaya. High-Quality Publications in Russia: A Literature
Review on How to Influence University Researchers (In Russ.)
................................... 312
S. V. Shustova, M. B. Kazachkova, K. N. Galimova, M. V. Shirinyan. Analysis of High
School Learners’ Retellings as a Means of Diagnosing the Quality of Reading
and Comprehension of Academic Text (In Russ.)
I. S. Shapovalova, I. N. Valieva. Protest Potential of Regional Students in Russia:
Social Prerequisites (In Russ.)
.......................................................... 331
....................................................................................... 345
E. V. Belovol, S. V. Melkov, T. N. Sakharova. Specificity of Russian Teenager’s Civic
Identity (Case of Campers at the Artek International Children’s Centre) (In Russ.) ..... 363
Retraction Note
Information for Authors and Readers of the Journal (In Russ.)
Information for Authors and Readers of the Journal (In Eng.)
......................................................................................................................... 386
........................................... 387
............................................ 389
ISSN 1991-9468 (Print)
ISSN 2308-1058 (Online)
Стр.9