DOI: 10.15507/1991-9468.105.025.202104
Том 25, № 4. 2021
(октябрь – декабрь)
Сквозной номер выпуска – 105
16+
ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
Vol. 25, No. 4. 2021
(October – December)
Continuous issue – 105
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATION OF EDUCATION
DOI: 10.15507/1991-9468
Научный журнал
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ:
образования «Национальный
исследовательский Мордовский
государственный университет
им. Н. П. Огарёва»
федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
430005, Российская Федерация,
Республика Мордовия,
г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Тел./факс: +7 (834-2) 48-14-24
430005, Российская Федерация,
Республика Мордовия,
Периодичность издания – 4 раза в год
Подписной индекс – 46316
Издается с января 1996 года
Scholarly journal
FOUNDER AND PUBLISHER:
Federal State
Budgetary Educational
Institution
of Higher Education
“National Research
Ogarev Mordovia
State University”
68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005,
Republic of Mordovia,
Russian Federation
EDITORIAL OFFICE:
68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005,
Republic of Mordovia,
Russian Federation
Tel/Fax: +7 8342 481424
Published since January 1996
Periodicity: Quarterly
Subscription index – 46316
e-mail: inted@mail.ru, inted@adm.mrsu.ru
http://edumag.mrsu.ru
«Интеграция образования Integration of Education» обязательна
При цитировании ссылка на журнал
© ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2021
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 25, № 4. 2021
Научный журнал «Интеграция образования» публикует оригинальные научные
статьи (Full Articles) на русском и английском языках, ранее не публиковавшиеся в других
изданиях. Основным тематическим направлением журнала является анализ генезиса и современного
состояния ведущих тенденций научных интеграционных процессов в области
образования. Миссия заключается в публикации результатов научных исследований, которые
могут внести оригинальный вклад в следующие отрасли научного знания: ПЕДАГОГИКА,
СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ.
Журнал адресован исследователям, аналитикам и практикам в области педагогики, псив
редакцию материалов. Рукопись статьи направляется на рецензирование для оценки ее
научного содержания нескольким ведущим специалистам соответствующего профиля, имеющим
научную специализацию, наиболее близкую к тематике статьи.
Редакция журнала реализует принцип нулевой толерантности к плагиату. Мониторинг неной
практикой редактирования, рецензирования изданий и авторства научных публикаций
и рекомендациями Committee on Publication Ethics (COPE).
Распространение – Россия, зарубежные страны.
Журнал предоставляет открытый доступ к полным текстам публикаций, исходя из слехологии
и социологии образования, а также широкому кругу читателей, интересующихся
проблемами интеграции образования в современном обществе.
Редакция осуществляет научное рецензирование («двойное слепое») всех поступающих
корректного цитирования осуществляется с помощью систем «Антиплагиат» и «CrossCheck».
Журнал придерживается стандартов редакционной этики в соответствии с международдующего
принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению
глобального обмена знаниями.
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям
и соответствующим им отраслям науки:
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть
22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования) (педагогические науки)
19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
Журнал индексируется и архивируется в:
Российском индексе научного цитирования (РИНЦ)
Scopus
EBSCO
ERIH PLUS
Ulrichsweb Global Serials Directory
SHERPA/RoMEO
ResearchBib
Журнал является членом Committee on Publication Ethics (COPE), Open Access Scholarly
Publishers Association (OASPA), Directory of Open Access Journals (DOAJ),
Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), CrossRef
и международного сообщества рецензентов Publons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons “Attribution”
(«Атрибуция») 4.0 Всемирная
Стр.2
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 25, No. 4. 2021
The Integration of Education scholarly journal publishes original scientific articles (full
articles) in Russian and English, which have not been previously published in other publications.
The main thematic direction of the journal is the analysis of genesis and current state of the leading
trends in scientific integration processes in education. The mission of the journal is to publish
research insights that can make an original contribution to the following branches of scientific
knowledge: Education, Sociology, Psychology.
The journal is addressed to researchers, analysts and practitioners in the field of pedagogy,
psychology and sociology of education, as well as to a wide range of readers interested in the
problems of integrating education in modern society.
The Editorial Board reviews (double-blind review) all incoming papers. The manuscript of
the article is sent for review to several leading specialists of the corresponding profile, who have
scientific specialization closest to the subject of the article, to evaluate the scientific content.
The Editorial Board follows the principle of zero tolerance to plagiarism. Plagiarism сhecking
is carried out by using Anti-Plagiarism and CrossCheck software.
The journal adheres to editorial ethics standards following international practice of editing,
reviewing, publishing and authorship of scientific publications and recommendations of the
Committee on Publication Ethics (COPE).
The journal is distributed in Russia and other countries of the world.
The journal offers direct open access to full-text issues based on the following principle: open
access to research results contributes to the increase of global knowledge sharing.
The journal is included in the List of peer reviewed scientific journals published by the
Higher Attestation Commission in which major research results from the dissertations
of Candidates of Sciences (Cand.Sci.) and Doctor of Science (Dr.Sci.) degrees are to be
published. Scientific specialties of dissertations and their respective branches of science
are as follows:
22.00.04 – Social Structure, Social Institutions and Processes (Social Sciences)
13.00.02 – Theory and Methods of Teaching and Education (by Areas and Levels
of Education) (Pedagogical Sciences)
19.00.07 – Pedagogical Psychology (Psychological Sciences)
The journal is indexed and archived in:
Russian Index of Science Citation
Scopus
EBSCO
ERIH PLUS
Ulrichsweb Global Serials Directory
SHERPA/RoMEO
ResearchBib
The journal is a member of the Committee on Publication Ethics (COPE), Open Access
Scholarly Publishers Association (OASPA), Directory of Open Access Journals (DOAJ),
Association of Scientific Editors and Publishers (ASEP), CrossRef and the international
community of peer-reviewers Publons
The journal’s materials are available under the Creative Commons
“Attribution” 4.0 Global License
Стр.3
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 25, № 4. 2021
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Глушко Дмитрий Евгеньевич – главный редактор, и. о. ректора МГУ им. Н. П. Огарёва, кандидат
педагогических наук, rector@adm.mrsu.ru (Саранск, Российская Федерация)
Полутин Сергей Викторович – заместитель главного редактора, директор НИИ регионологии
МГУ им. Н. П. Огарёва, доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.
org/0000-0003-0399-4154, polutin.sergei@yandex.ru (Саранск, Российская Федерация)
редакторов (EASE), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2265-418X,
inted@adm.mrsu.ru, inted@mail.ru (Саранск, Российская Федерация)
.bukvic@mail.ru (Белград, Сербия)
ния Варгас-Эрнандес Хосе Гуадалупе – доктор философии в области государственного управленыхГордина
Светлана Викторовна – ответственный секретарь, член Европейской ассоциации научБуквич
Райко Миланович – профессор Географического института «Jovan Cvijic» Сербской академии
r наук и искусств, доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6744-3912,
OR Исследовательского центра экономических и управленческих наук университета Гвадалахары,
а, доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7744-2067,
public.mail@kpfu.ru (Казань, Российская Федерация)
ерситета, член президиума международной ассоциации преподавателей русского языка и литеунив
Гусман Тирадо Рафаэль – профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского
ма, доктор философии, camillo@sonoma.edu (Бербанк, США)
Кириллова Ольга Владимировна – председатель Российского экспертного совета, предCID:
https://orcid.org/0000-0003-0938-4197, jvargas2006@gmail.com (Гвадалахара, Халиско, Мексика)
ситетГафуров Ильшат Рафкатович – ректор Казанского (Приволжского) федерального универратуры,
доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4615-6436, rguzman@ugr.es
(Гранада, Испания)
хнических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru (Москва, Российская
СоноКамильо Aнджело – ассоциированный профессор менеджмента Школы бизнеса Университета
теставитель РЭС в Scopus CSAB, президент Ассоциации научных редакторов и издателей, кандидат
софии, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Фессалоники, Греция)
фе Макаркин Николай Петрович – президент МГУ им. Н. П. Огарёва, доктор экономических наук, проorcсударственного
университета, доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://
департамента математического образования Университета Ахмад Дахлан, доктор философии, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-9406-689X, rully.indra@mpmat.uad.ac.id (Джокьякарта, Индонезия)
Федерация)
филоМаврудеас Ставрос – профессор департамента экономики Университета Македонии, доктор
ссор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3952-5811, makarkin@mrsu.ru (Саранск, Российская Федерация)
Маралов Владимир Георгиевич – профессор кафедры психологии Череповецкого гоid.org/0000-0002-9627-2304,
vgmaralov@yandex.ru (Череповец, Российская Федерация)
Мишра Камлеш – вице-канцлер Университета Ансал, доктор экономики, misra1957@gmail.com
Сингх Кадьян Джагбир – доцент департамента коммерции Колледжа им. Свами Шраддханквалификации,
научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли (США), доктор
(Гургаон, Харьяна, Индия)
Прахмана Рулли Чаритас Индра – научный сотрудник в области математического образования
нанда Университета Дели; почетный директор Индийского глобального института управления,
образования и исследований, доктор философии в коммерции, магистр экономики и финансов,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1882-0643, dr.jskadyan@gmail.com (Нью-Дели, Индия)
повышенияСтриелковски Вадим – профессор Пражской бизнес-школы, директор Пражского Института
наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841, strielkowski@berkeley.edu (Прага, Чехия)
Эрф Фёльдeш Чаба – заведующий кафедрой германского языкознания факультета гуманитарных наук
наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4711-2072, foeldes@foeldes.eu (Эрфурт, Германия)
Хамуда Самир – профессор физического факультета университета Бенгази, ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-9958-0257, dr.hamouda@gmail.com (Бенгази, Ливия)
ств Хорватова Зузана – старший преподаватель кафедры юридических дисциплин и государorcid.org/0000-0001-8838-2792,
zuzana.horvathova@mup.cz (Прага, Чехия)
Чошанов Мурат Аширович – профессор кафедры математических наук и подготовки учителя Техасль-Пасо,
Техас, США)
енного управления Метропольного университета Праги, доктор философии, ORCID: https://
mouratt@utep.edu (Эского университета, доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2852-4311,
Юсофф Сазали – директор Института педагогического образования Tuanku Bainun Campus (IPGKTB),
Министерство образования Малайзии, доктор философии, sazali@mseam.org.my (Пенанг, Малайзия)
Янчук Владимир Александрович – декан факультета профессионального развития специалистов
образования Академии последипломного образования, доктор психологических наук, профессор,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4524-8371, yanchuk1954@gmail.com (Минск, Республика Беларусь)
уртского университета, действительный член Европейской академии, доктор филологических
Стр.4
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 25, No. 4. 2021
EDITORIAL BOARD
Dmitriy E. Glushko – Editor-in-Chief, Acting Rector of National Research Mordovia State University,
Cand.Sci. (Ped.), rector@adm.mrsu.ru (Saransk, Russian Federation)
Sergey V. Polutin – Deputy Editor-in-Chief, Director of Research Institute of Regional
Studies of National Research Mordovia State University, Dr.Sci. (Sociol.), Professor, ORCID:
https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, polutin.sergei@yandex.ru (Saransk, Russian Federation)
Cand.Sci. (Ped.), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2265-418X, inted@adm.mrsu.ru, inted@mail.ru
(Saransk, Russian Federation)
Svetlana V. Gordina – Executive Editor, member of European Association of Science Editors (EASE),
Rajko M. Bukvic – Professor of the Jovan Cvijic Geographic Institute of the Serbian Academy of Sciences
(Belgrad, Serbia) and Arts, Dr.Sci. (Econ.), Full Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6744-3912, r.bukvic@mail.ru
Angelo A. Camillo – Associate Professor of Management, School of Business, Sonoma State University,
Ph.D., camillo@sonoma.edu (Burbank, USA)
Csaba Földes – Head of the Department of Germanic Linguistics, University of Erfurt, member of the
European Academy, Ph.D., Dr.Sci., Full Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4711-2072,
foeldes@foeldes.eu (Erfurt, Germany)
Ilshat R. Gafurov – Rector of Kazan (Volga region) Federal University, Dr.Sci. (Econ.), Professor,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7744-2067, public.mail@kpfu.ru (Kazan, Russian Federation)
Rafael Guzman-Tirado – Professor of Greek and Slavic Philology, University of Granada, Member
Samir Hamouda – Professor, Department of Physics, University of Benghazi, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-9958-0257, dr.hamouda@gmail.com (Benghazi, Libya)
Zuzana Horváthová – Senior Lecturer, Chair of Legal Specializations and Public Administration,
(Commerce), M.Com (PIMR & Marketing); MA (Eco); MMS (Fin); GDC&A; MIMA; AMT- AIMA,
of the Presidium of the International Association of Russian Language and Literature Teachers, Dr.Sci.
(Philol.), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4615-6436, rguzman@ugr.es (Granada, Spain)
Metropolitan University, Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8838-2792, zuzana.horvathova@mup.cz
(Prague, Czech Republic)
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1882-0643, dr.jskadyan@gmail.com (New Delhi, India)
Olga V. Kirillova – Chair of Scopus ECSAC-Russia SCAB, President of Association of Scientific
Editors and Publishers, Cand.Sci. (Eng.), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0785-6181, ovkir@list.ru
(Moscow, Russian Federation)
Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3952-5811, makarkin@mrsu.ru (Saransk, Russian Federation)
Vladimir G. Maralov – Professor of Psychology Chair, Cherepovets State University, Dr.Sci. (Psychol.),
Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9627-2304, vgmaralov@yandex.ru (Cherepovets,
Russian Federation)
Nikolay P. Makarkin – President of National Research Mordovia State University, Dr.Sci. (Econ.),
Stavros Mavroudeas – Professor of Political Economy, Department of Economics, University of Macelege,Jagbir
Singh Kadyan – Associated Professor of Department of Commerce, Swami Shraddhanand ColPh.D.
University of Delhi, Honorary Director: IndoGlobal Institute of Management, Training and Research,
donia, Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2230-7479, smavro@uom.edu.gr (Thessaloniki, Greece)
Kamlesh Misra – Vice Chancellor, Ansal University, Ph.D., misra1957@gmail.com (Gurgaon, India)
Rully Charitas Indra Prahmana – Senior Lecturer and Researcher in Mathematics Education for
Master Program on Mathematics Education Department, Universitas Ahmad Dahlan, Ph.D., ORCID: https://
orcid.org/0000-0002-9406-689X, rully.indra@mpmat.uad.ac.id (Yogyakarta, Indonesia)
QuaWadim Strielkowski – Professor of Prague Business School, Director of Prague Institute for
lification Enhancement, Visiting Professor of University of California, Ph.D., Professor, ORCID: https://
orcid.org/0000-0001-6113-3841, strielkowski@berkeley.edu (Prague, Czech Republic)
Mourat A. Тchoshanov – Professor, Departments of Mathematical Sciences and Teacher Education,
University of Texas at El Paso, Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2852-4311, mouratt@utep.edu
(El Paso, Texas, USA)
Sciences, University of Guadalajara, M.B.A.; Ph.D., ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0938-4197,
jvargas2006@gmail.com (Guadalajara, Jalisco, México)
my Vladimir A. Yanchuk – Dean of Faculty of Development for Specialists in Sphere of Education of AcadeSazali
Yusoof – Director at Institute of Teacher Education Tuanku Bainun Campus, Ministry of Education
of Malaysia, Ph.D., sazali@mseam.org.my (Pinang, Malaysia)
of Postgraduate Education, Dr.Sci. (Psychol.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4524-8371,
yanchuk1954@gmail.com (Minsk, Belarus)
José G. Vargas-Hernández – Research Professor at University Center of Economic and Managerial
Стр.5
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 25, № 4. 2021
http://edumag.mrsu.ru
DOI: 10.15507/1991-9468.105.025.202104
COДЕРЖАНИЕ
Модернизация образования
О. Полякова, Р. Галстян-Саргсян. Устойчивое высшее образование посредством
телеколлаборации: повышение плюрилингвальной и плюрикультурной
компетенций (на англ. яз.)
............................................................... .......... 544
Мустофа, С. Индартоно, Сукиджо. Роль стиля общения и его влияние на мотивацию
преподавания, профессиональную этику, эмоциональный интеллект в формировании
навыков чтения и коммуникативного познания (на англ. яз.) .................................... 562
Е. А. Коваль, А. А. Сычев, Н. В. Жадунова, Н. И. Осмонова, Р. С. Саликжанов.
Отношение педагогов к нормотворчеству в сфере школьного воспитания
(на примере России, Казахстана и Кыргызстана)
Международный опыт интеграции образования
О. В. Румянцева. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100
в международной базе Scopus ...................................................................................... 593
Е. В. Тихонова, М. А. Косычева, Г. И. Ефремова. Первичная профессионализация
студентов-иностранцев: барьеры, стигматизация, адаптация (на англ. яз.) ................. 608
П. Д. Рабинович, М. Э. Кушнир, К. Е. Заведенский, Л. В. Кремнева, И. С. Царьков.
Российские и международные практики работы с образовательными запросами ..... 629
Академическая интеграция
Г. А. Агарков, Д. Г. Сандлер, А. Д. Сущенко. Год после вспышки COVID-19:
восприятие потенциальными студентами качества высшего образования в контексте
цифровизации и смешанного обучения ........................................................................ 646
Н. А. Лызь, О. Н. Истратова. Образовательная деятельность студентов
в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность
...................................... 661
А. А. Ставцев, А. А. Реан, Р. Г. Кузьмин. Сильные стороны личности российских
педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные
стороны личности» (VIA – IS120)
.......................................................... 681
И. А. Саргузина. Короткие неадаптированные рассказы испаноязычных авторов XXI в.
на уроке испанского языка ............................................................... 700
Информация для авторов и читателей (на рус. яз.)
.......................................................... 715
Информация для авторов и читателей (на англ. яз.) ......................................................... 717
....................................................... 577
ISSN 1991-9468 (Print)
ISSN 2308-1058 (Online)
Стр.6
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 25, No. 4. 2021
http://edumag.mrsu.ru
DOI: 10.15507/1991-9468.105.025.202104
CONTENTS
Modernization of Education
O. Polyakova, R. Galstyan-Sargsyan. Sustainable Higher Education via
Telecollaboration: Improving Plurilingual and Pluricultural Competence ................... 544
Mustofa, S. Indartono, Sukidjo. The Effect of Communication Style on Teaching
Motivation, Work Ethics, Emotional Intelligence, Reading Proficiency and
Knowledge Sharing
........................................................................................................ 562
E. A. Koval, A. A. Sychev, N. V. Zhadunova, N. I. Osmonova, R. S. Salikzhanov.
The Attitude of Teachers to the Norm-Creating in the Field of School Upbringing
(Case of Russia, Kazakhstan and Kyrgyzstan) (In Russ.)
International Experience in the Integration of Education
O. V. Rumiantseva. Soft Skills Research in Higher Education: Top 100 Scopus-Indexed
Publications (In Russ.)
................................................................................................... 593
E. V. Tikhonova, M. A. Kosycheva, G. I. Efremova. Primary Professionalization of Foreign
Students: Barriers, Stigmatization, Adaptation
P. D. Rabinovich, M. E. Kushnir, K. E. Zavedensky, L. V. Kremneva, I. S. Tsarkov.
Russian and International Experience of Working with Personality Developing Inquiry
(In Russ.)
G. A. Agarkov, D. G. Sandler, A. D. Sushchenko. A Year after the Outbreak
of COVID-19: Applicants’ Perception of Higher Education Quality in the Context
of Digitalization and Blended Learning (In Russ.)
................................................................. 608
....................................................................................................................... 629
Academic Integration
........................................................ 646
N. A. Lyz, O. N. Istratova. Online Educational Activities of Students: Readiness
and Self-Efficacy (In Russ.) ........................................................................................... 661
A. A. Stavtsev, A. A. Rean, R. G. Kuzmin. Personal Strengths of Russian Teachers in VIA
Model: Approbation of the Russian-Language Version of the Questionnaire “Values in
Action Inventory of Strengths” (VIA – IS120) (In Russ.) ............................................. 681
I. A. Sarguzina. Unabridged Short Stories by 21st
-Century Spanish-Speaking Authors
in Teaching Spanish as a Foreign Language (In Russ.) ................................................. 700
Information for Authors and Readers of the Journal (In Russ.) ............................................. 715
Information for Authors and Readers of the Journal (In Eng.) .............................................. 717
.............................................. 577
ISSN 1991-9468 (Print)
ISSN 2308-1058 (Online)
Стр.7