ISSN 1994-6929 (print),
ISSN 2409-4684 (online)
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 16 ■ № 9 ■ 2022
JOURNAL OF CREATIVE ECONOMY
Volume 16 ■ Issue 9 ■ 2022
Стр.2
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Aims&Scope
The Journal of Creative Economy is dedicated to studying the aspects of economic
creativity as a source for economic growth mechanisms and innovations developing.
The journal deals with institutional and macroeconomic issues such as knowledge
management, development of human and intellectual capital, innovational
development of the state and regions, formation of a national innovation system,
and also with various practical aspects, including leadership and innovation management.
Special attention is paid to the issues of creative and innovatively active
professionals training at the institutions of higher and vocational education. The
main content of the journal includes analytical reviews and the results of original
scientific studies.
IMPRINT:
PUBLISHER:
ISSN 1994-6929 (print)
ISSN 2409-4684 (online)
DOI 10.18334/ce
Frequency: Monthly
Circulation: 800 copies
Creative Economy Publishers, Russia
119049, Moscow, Krymsky val, 8
+7 495 648 62 41
www.creativeconomy.ru
info@creativeconomy.ru
MANAGING EDITOR:
Yuliya Leschenko
ce@creativeconomy.ru
For authors
Information for authors is available on www.creativeconomy.ru
— 3294 —
Стр.3
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Журнал КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА посвящен исследованиям аспектов проявления
творчества в экономике как источника инноваций и механизмов экономического
роста. В журнале рассматриваются как институциональные и макроэкономические
вопросы, такие как управление знаниями, формирование
человеческого и интеллектуального капитала, инновационное развитие государства
и регионов, формирование национальной инновационной системы,
так и различные практические аспекты, включая инновационный менеджмент
и лидерство. Особое внимание уделяется вопросам подготовки творческих
и инновационно-активных специалистов в рамках высшего и профессионального
образования.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
ИЗДАТЕЛЬ:
ISSN 1994-6929 (print)
ISSN 2409-4684 (online)
DOI 10.18334/ce
Свидетельство о регистрации СМИ:
ПИ № ФС77-24216 от 25.04.2006
Выпускается 1 раз в месяц
Тираж 800 экз.
Формат 60 Ч 84/8 (165 Ч 235 мм)
Усл. печ. л. 18,72.
Подписано в печать 25.09.2022
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Лещенко Юлия Георгиевна
ce@creativeconomy.ru
ООО Издательство «Креативная экономика»,
Россия
119049, Москва, ул. Крымский вал, д. 8
+7 495 648 26 41
www.creativeconomy.ru
info@creativeconomy.ru
Подробные рекомендации для авторов доступны на сайте www.creativeconomy.ru
Адрес для отправки статей: ce@creativeconomy.ru
— 3295 —
Стр.4
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Editor-in-Chief
Igor MAKSIMTSEV — St. Petersburg State University of Economics, Rector, Doctor of Economics,
Professor, St. Petersburg, Russia
Advisory board
Georgy BAGIEV — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, St.
Petersburg, Russia
Yury DOROSHENKO — Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Doctor of
Economics, Professor, Belgorod, Russia
Boris KLEYNER — Central Institute of Economics and Mathematics, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Oleg PROTSENKO — Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Doctor of Economics, Professor, Moscow, Russia
Editorial board
Valentina AGAFONOVA — Samara State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
Samara, Russia
Gennady BEREZHNOV — Astrakhan State Technical University, Doctor of Economics, Professor,
Astrakhan, Russia
Boris GENKIN — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
St. Petersburg, Russia
Frank GIZA — University of Applied Sciences, Doctor of Economics, Professor, Bremen, Germany
Nikolay GORELOV — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
St. Petersburg, Russia
Alexander DAGAEV — National Research University — Higher School of Economics, Candidate of
Technics, Moscow, Russia
Alexander ZAYTSEV — Moscow State University of Design and Technology, Candidate of Economics,
Moscow, Russia
Jirzhi KRAFT — Technical University, Doctor of Economics, Professor, Liberec, Czech Republic
Pirmat KUPUEV — Osh State University, Doctor of Economics, Professor, Osh, Kyrgystan
Livon MARTYNOV — Bauman Moscow State Technical University, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Dmitry NOVIKOV — Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
Moscow, Russia
Tatiana STEPANOVA — Kaliningrad state technical University, Chair of fisheries and agriculture
Economics, Institute of industrial Economics and management , Doctor of Economics, Professor,
Kaliningrad, Russia
Veronica SHUBAEVA — St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor,
St. Petersburg, Russia
— 3296 —
Стр.5
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Главный редактор:
МАКСИМЦЕВ Игорь Анатольевич — Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического
университета, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Научный совет:
БАГИЕВ Георгий Леонидович — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
заведующий кафедрой маркетинга, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург,
Россия)
ДОРОШЕНКО Юрий Анатольевич — Белгородский государственный технологический университет
имени В.Г. Шухова, директор Института экономики и менеджмента, доктор экономических наук,
профессор (Белгород, Россия)
КЛЕЙНЕР Борис Георгиевич — Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН,
доктор экономических наук, Член-корреспондент РАН (Москва, Россия)
ПРОЦЕНКО Олег Дмитриевич — Российская государственная академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации, директор Института менеджмента
и маркетинга, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
Экспертный совет:
АГАФОНОВА Валентина Васильевна — Самарский государственный экономический университет,
доктор экономических наук, профессор (Самара, Россия)
БЕРЕЖНОВ Геннадий Викторович — Астраханский государственный технический университет, доктор
экономических наук, профессор (Астрахань, Россия)
ГЕНКИН Борис Михайлович — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
ГИЗА Франк — Университет прикладных наук, доктор экономики, доктор экономических наук,
профессор (Бремен, Германия)
ГОРЕЛОВ Николай Афанасьевич — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
ДАГАЕВ Александр Александрович — Национальный исследовательский университет — Высшая
школа экономики, кандидат технических наук, доцент (Москва, Россия)
ЗАЙЦЕВ Александр Владимирович — Московский государственный университет дизайна и технологии,
Ph.D., кандидат технических наук (Москва, Россия)
КРАФТ Йиржи — Проректор Технического университета в г. Либерец, доктор экономических наук,
профессор (Либерец, Чехия)
КУПУЕВ Пирмат Купуевич — Ошский государственный университет, член-корреспондент национальной
академии наук КР, заслуженный экономист КР, доктор экономических наук, профессор
(Ош, Киргизия)
МАРТЫНОВ Ливон Михайлович — Московский государственный технический университет им.
Н.Э. Баумана, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
НОВИКОВ Дмитрий Тимофеевич — Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, профессор
кафедры, доктор экономических наук, профессор (Москва, Россия)
СТЕПАНОВА Татьяна Евгеньевна — Калининградский государственный технический университет, кафедра
экономики рыбного и сельского хозяйства Института отраслевой экономики и управления, доктор
экономических наук, профессор (Калининград, Россия)
ШУБАЕВА Вероника Георгиевна — Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
— 3297 —
Стр.6
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Table of Contents
Volume 16 ■ Issue 9 ■ September 2022
Malikov A.V.
Digital government as a form of human capital at meso
and macrolevels ..............................................................................................3303-3318
Arnaut M.N.
The human capital helicoid curve: phases of the investment process
and management principles ...........................................................................3319-3332
Gayzatullina D.Sh.
The impact of information and communication competences
on the return on investment in human capital ..............................................3333-3344
Podoprigora M.G., Suvorova D.R.
Information technology as a tool for the personal effectiveness
of the modern manager .................................................................................3345-3362
Molokova E.L., Kulikova E.S.
Public participation in higher education:
a neo-institutional approach ..........................................................................3363-3376
Abramyan G.A., Eletskiy A.N.
The role of the third university mission in the ESG transformation
of the regions ..................................................................................................3377-3386
Makarov I.N., Kukina E.E., Krivyh N.N.
Fiscal incentives for regional innovation potential in modern realities .........3387-3402
Shalaeva L.V.
Ranking of the investment activity level in the federal districts
of the Russian Federation ...............................................................................3403-3418
Semyachkov K.A.
A conceptual algorithm for developing smart cities ......................................3419-3434
Shablova E.G., Gorodnova N.V., Zhevnyak O.V.
Regional regulation of the industrial Internet of Things
on the example of the Sverdlovsk region .......................................................3435-3454
Panyshev A.I.
Competitiveness of red dry wine in Perm retail network ...............................3455-3472
Shadrin V.G., Kuzin M.A.
Mobile banking apps as a crucial tool for digital marketing
communications in the financial sector ..........................................................3473-3486
Soldatova N.F., Rebrikova N.V.
Social marketing: past trends and present realities .......................................3487-3500
— 3298 —
Стр.7
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Usenko Ya.G.
Enhancing customer loyalty in tourism with a CRM system ..........................3501-3514
Stolyarov N.O.
Dialectical and inclusive approach to managing the organisational
culture of modern ecosystems ........................................................................3515-3154
Rastegaeva F.S., Nafikova R.R.
Digitalization of the internal control system ..................................................3529-3542
Snapkova O.V.
International experience in the development
of a customer-oriented information and communication
environment for the external economic sector ..............................................3543-3560
Koryakina T.V., Shuvaeva Yu.O.
The role of industrial and energy complexes
in the primary development of territories ......................................................3561-3574
Dudnik A.I.
The role of the ecosystem approach in shaping the development
environment for enterprises with foreign investment
in the renewable energy sector ......................................................................3575-3590
Nguyen Minh Phuong, Novikov A.V.
Analysis of the sustainable development strategy
of the Vietnamese Ha Long Coal Company ...................................................3591-3606
Markelova E.A.
Qatar’s investment strategy in the context of building
a non-resource economy ................................................................................3607-3620
Evsin M.Yu., Makarov I.N., Korenyako E.A.
The fundamentals of currency dynamics in global
and national financial markets: retrospective analysis ..................................3621-3636
Vlazneva S.A.
Structural unemployment as a modern problem
of macroeconomic regulation ........................................................................3637-3652
Pashkeev A.V.
Trends in investment offers for households ...................................................3653-3666
Makarov I.N., Nekrasova E.A., Selishchev O.V., Rasevich E.A.
Managing infrastructure innovation in closed systems:
public policy and public-private partnerships
in a mobilization economy ..............................................................................3667-3679
— 3299 —
Стр.8
Journal of Creative Economy ■ peer-reviewed journal
Содержание
Том 16 ■ Выпуск 9 ■ Сентябрь 2022 г.
Маликов А.В.
Цифровое правительство как форма выражения человеческого
капитала на мезо- и макроуровне ..............................................................3303-3318
Арнаут М.Н.
Геликоидальная кривая человеческого капитала:
фазы процесса инвестирования и принципы управления .......................3319-3332
Гайзатуллина Д.Ш.
Влияние информационно-коммуникационных компетенций
на доходность инвестиций в человеческий капитал .................................3333-3344
Подопригора М.Г., Суворова Д.Р.
Информационные технологии как инструмент достижения
личной эффективности современного руководителя ..............................3345-3362
Молокова Е.Л., Куликова Е.С.
Общественное участие в высшем образовании:
неоинституциональный подход ..................................................................3363-3376
Абрамян Г.А., Елецкий А.Н.
Роль третьей миссии университета
в ESG-трансформации регионов .................................................................3377-3386
Макаров И.Н., Кукина Е.Е., Кривых Н.Н.
Бюджетно-налоговое стимулирование инновационного
потенциала регионов в современных условиях ........................................3387-3402
Шалаева Л.В.
Рейтинговая оценка уровня инвестиционной активности
федеральных округов Российской Федерации ..........................................3403-3418
Семячков К.А.
Концептуальный алгоритм развития умных городов ...............................3419-3434
Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Жевняк О.В.
Региональное регулирование промышленного интернета
вещей на примере Свердловской области ................................................3435-3454
Панышев А.И.
Конкурентоспособность красного сухого вина в розничной
торговой сети города Перми .......................................................................3455-3472
Шадрин В.Г., Кузин М.А.
Мобильные приложения банков как важнейший инструмент
цифровых маркетинговых коммуникаций в финансовой сфере............3473-3486
Солдатова Н.Ф., Ребрикова Н.В.
Социальный маркетинг: тенденции прошлого
и реалии настоящего ....................................................................................3487-3500
Стр.9
Креативная экономика ■ научно-практический журнал
Усенко Я.Г.
Повышение лояльности клиентов в туризме
с применением CRM-системы .....................................................................3501-3514
Столяров Н.О.
Диалектико-инклюзивный подход к управлению
организационной культурой современных экосистем .............................3515-3154
Растегаева Ф.С., Нафикова Р.Р.
Цифровизация системы внутреннего контроля ........................................3529-3542
Снапкова О.В.
Зарубежный опыт развития клиентоориентированной
информационно-коммуникационной среды
для внешнеэкономической сферы ..............................................................3543-3560
Корякина Т.В., Шуваева Ю.О.
Роль промышленно-энергетических комплексов
в первичном освоении территорий ...........................................................3561-3574
Дудник А.И.
Роль экосистемного подхода в формировании условий
для развития предприятий с иностранными инвестициями
в секторе возобновляемой энергетики .....................................................3575-3590
Нгуен Минь Фыонг, Новиков А.В.
Анализ стратегии устойчивого развития
Вьетнамской угольной компании «Ха Лонг» .............................................3591-3606
Маркелова Э.А.
Инвестиционная стратегия Катара в контексте построения
несырьевой экономики ................................................................................3607-3620
Евсин М.Ю., Макаров И.Н., Кореняко Е.А.
Ретроспективный анализ фундаментальных факторов
валютной динамики на мировых и национальных
финансовых рынках ......................................................................................3621-3636
Влазнева С.А.
Структурная безработица как современная проблема
макроэкономического регулирования ......................................................3637-3652
Пашкеев А.В.
Тренды в формировании инвестиционных
предложений для домохозяйств ..................................................................3653-3666
Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Селищев О.В., Расевич Е.А.
Управление инфраструктурно-инновационным развитием
замкнутых систем: государственная политика
и государственно-частное партнерство в условиях
мобилизационной экономики ....................................................................3667-3679
Стр.10