Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Архиерейские объезды

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID7407
Кому рекомендованоОчерки
Лесков, Н.С. Архиерейские объезды : Очерк / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1879 .— 8 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/7407 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Напечатанные в 1878 году очерки "Мелочи архиерейской жизни" вызвали несколько заметок, написанных духовными лицами, между которыми были и два архиерея. <...> Я хотел бы остановиться на этом странном и неуместном замечании; я хотел бы сказать по крайней мере, сколько несправедливого и прискорбного заключается в той неосторожности, с которою наши охотники до важности и пышности уступают протестантам такое прекрасное свойство, как _простота_; но пройду это молчанием и коснусь только _одной частности_ в вопросах об упрощении отношений архиереев к подначальному им духовенству. <...> Об этой-то требовательности и идет речь у благонамеренных людей, желающих установления лучших, более искренних и более полезных для церкви отношений епархиальных начальников к сельскому духовенству. <...> Некто, бывший простым священником и потом достигший "степеней", пишет: "Ожидание епископа очень благоприятно действовало на духовенство именно тем, что это было событие важное, которого ждали и к которому подготовлялись. <...> Иной, слабый человек, годы храмлющий на оба колена, заслышав об архиерейском приезде, позадумается и исцелеет. <...> Вообще это напоминало что-то вроде сошествия ангела, прилетающего возмутить и сделать снова целебными застоявшиеся воды сельской купели". <...> Это знают только те, кто сам подобное испытывал". <...> Хотя мне кажется, это не особенно трудно было бы сделать, по крайней мере в отношении некоторых из его доводов. <...> Но "оставим все это астрономам доказывать", а обратимся к одному последнему обстоятельству, которое могут доказывать не астрономы, а благочестивые отцы наши, на самих себе испытавшие все влияние торжественного снисхождения ангела, приходящего "возмутить и сделать целебными застоявшиеся воды сельской купели". <...> Ими доставлена мне возможность рассказать нечто небезынтересное о серьезных впечатлениях, производимых на духовенство в ожидании архиерейской встречи. <...> В моих руках находится очень редкая вещь - это выписка <...>
Архиерейские_объезды.pdf
Н.С.Лесков. Архиерейские объезды ---------------------------------------------------------------------------Собрание сочинений в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Нельзя, не видя океана, Себе представить океан. Напечатанные в 1878 году очерки "Мелочи архиерейской несколько заметок, написанных духовными лицами, между которыми жизни" вызвали были и мне укоризну за "погоню за простотою". В этом писавшие усматривают "влияние протестантского духа". Я хотел бы остановиться на этом странном хотел бы сказать по крайней мере, сколько заключается в той неосторожности, с которою коснусь упрощении отношений архиереев к подначальному им духовенству. Мне пишут: "хорошо ли, если только _одной наши трястись в тарантасиках да кибиточках, в коих их иной странствующих купцов, тогда как католические архиереи, объезжая епископы и несправедливого наши неуместном охотники и до частности_ в пышности уступают протестантам такое прекрасное свойство, как _простота_; но пройду это молчанием и вопросах примет, пожалуй, за будут они ни катались, - им свой путь, а нашим - своя дорога, а притом никто и добивается, чтобы русские епископы "тряслись" в тарантасах епископов! Как и с к простотою отношений и в кибитке приближаться начальников которому два архиерея. Между письмами почтивших меня корреспондентов есть несколько выражающих замечании; я прискорбного важности об приходы, будут кататься шестернями" и т. п. Там мешал протестантизм, здесь - католичество... Я ничего не могу отвечать на такой трудный церковный вопрос, но я никак не думал, чтобы нам был очень важен пример католических кибитках. Об этом известен какой-то анекдотический разговор митрополита Платона (Левшина) и больше ничего. Дело вовсе не в экипаже, а в том, кто в нем едет. Можно и в карете ехать с мирною большою для церкви епархиальных и духовенству. Некто, бывший простым священником и потом достигший "степеней", пишет: "Ожидание епископа очень благоприятно действовало на духовенство именно тем, что это было событие важное, которого ждали к в своем поведении, а позабывший, возьмется за ум и поучится, как отвечать на вопросы от того сделается опытнее. Наконец, самое иной, давно это и притом ожидание солидности, как держать себя, сообразно достоинству своего Тут, бывало, все подберется и подтянется в струнку. Иной, слабый подготовлялись. человек, годы храмлющий на оба колена, заслышав об архиерейском приезде, позадумается и исцелеет. Другой, беспокойный и сварник, - сходит к мирянам и примирится и вообще поочистится отупевший бывает научается и все владыки, а полдо прекрасных минут для собравшегося духовенства, которое, совокупясь вместе ко встрече, ближе ознакомливается друг с другом серьезность которого порою, в мелочах житейских, позабывается. Вообще напоминало что-то вроде сошествия ангела, прилетающего возмутить духовного и тот _приклад_, который имею возможность предложить ниже, в дополнительной иллюстрации. Но проследим еще за тем, что говорит опытный корреспондент. Начертав приведенные заметки, он заключает их словами: душе было бы сделать, по крайней мере в отношении некоторых из его доводов. Так, например, можно бы попытаться доказать ему, что корреспондента пункт за пунктом. Хотя мне кажется, это если не бы почаще и попроще - без больших сборов и торжественных оповещений о том, что они "скоро будут и непременно прибудут", то распри с мирянами не тянулись бы до тех пор, пока наезд. При опасении неожиданности дела могли идти "храмлющих на оба колена" тоже астрономам доказывать", а завязывающиеся им могло обратимся почтенный быть к одному епископы у меньше. Но "оставим последнему корреспондент, обладая живым иначе, и "отупевших" и все которое могут доказывать не астрономы, а благочестивые отцы наши, на _заговорил_ дело, что мне, не имевшему в указанных обстоятельствах снова целебными застоявшиеся воды сельской купели". Поистине - прекрасная картина, к которой, главным образом, и пригодится я виде "Мирянин этого знать не может. Как бы искусно он ни наблюдал быт и нравы духовенства, он не может дать оценки тому, что в этих случаях творится в ожидающих. Это невозможно для стороннего наблюдателя именно потому, что происходит _внутри_ человека. Это знают только те, кто сам подобное испытывал". Может быть, все это правда. Вообще я не стану опровергать особенно моего трудно ездили духовенства угрожал _ожидаемый_ это обстоятельству, самих себе испытавшие все влияние торжественного снисхождения ангела, приходящего "возмутить и сделать целебными застоявшиеся воды сельской купели". Хотя мой красноречием, так личного полезной сана, это сделать и обременительною требовательностию. Об этой-то требовательности и идет речь у благонамеренных людей, желающих установления лучших, более искренних и более полезных сельскому бы не и
Стр.1