Сведущим людям известно, что среди наших "владык" никогда не оскудевала
непосредственность, - это не подлежит ни малейшему сомнению, и с этой точки
зрения рассказы ничего не открыли нового; но досадно, что они остановились,
показав, как будто умышленно, только одну сторону этих интересных нравов,
выработавшихся под особенными условиями
оригинальной
исключительности
положения русского архиерея, и скрыли многие другие стороны архиерейской
жизни. <...> ГЛАВА ПЕРВАЯ
Первый русский архиерей, которого я знал, был орловский - Никодим. <...> Первый архиерей, которого я узнал лично, был Смарагд Крижановский, во
время его управления орловскою епархиею. <...> По
отцу
моему,
происходившему из духовного звания, я бывал у некоторых орловских духовных и
хаживал иногда по праздникам в монастырскую слободку, где
проживали
ставленники и томившиеся в чаянии "владычного суда" подначальные. <...> У
родственников же с материной
стороны,
принадлежавших
к
тогдашнему
губернскому "свету", я видал губернатора, князя Петра Ивановича Трубецкого,
который терпеть не мог Смарагда и находил .неутолимое удовольствие везде его
ругать. <...> Князь Трубецкой постоянно называл Смарагда не иначе, как "козлом", а
Смарагд в отместку величал князя "петухом". <...> Губернатор князь Трубецкой и епископ Смарагд невзлюбили друг друга с
первой встречи и считали долгом враждовать между собою во все время своего
совместного служения в Орле, где по этому случаю насчет их ссор и пререканий
ходило много рассказов, по большей части, однако же, или совсем неверных,
или по крайней мере сильно преувеличенных. <...> Таков, например, повсеместно с
несомненною достоверностию рассказываемый анекдот о том, как епископ Смарагд
будто бы ходил с хоругвями под звон колоколов на съезжую
посещать
священника, взятого по распоряжению князя Трубецкого в часть ночным обходом
в то время, как этот священник шел с дароносицею к больному. <...> Многие говорят,
что оно было будто бы в Саратове или в Рязани, где <...>
Мелочи_архиерейской_жизни.pdf
Н.С.Лесков. Мелочи архиерейской жизни
(Картинки с натуры)
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в 11 томах. Т. 6.
М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Нет
ни одного государства, в котором бы не
находились превосходные мужи во всяком роде, но, к
сожалению, каждый человек собственному своему взору
величайшей важности кажется предметом.
("Народная гордость". Москва, 1783 г.)
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
В течение 1878 года русскою печатью сообщено очень много интересных и
характерных анекдотов о некоторых из наших архиереев. Значительная доля этих
рассказов так невероятна, что человек, незнакомый с епархиальною практикою,
легко мог принять их за вымысел; но для людей, знакомых с клировою жизнью,
они имеют совсем другое значение. Нет сомнения, что это не чьи-либо
измышления, а настоящая, живая правда, списанная с натуры, и притом отнюдь
не со злою целью.
Сведущим людям известно, что среди наших "владык" никогда не оскудевала
непосредственность, - это не подлежит ни малейшему сомнению, и с этой точки
зрения рассказы ничего не открыли нового; но досадно, что они остановились,
показав, как будто умышленно, только одну сторону этих интересных нравов,
выработавшихся под особенными условиями оригинальной исключительности
положения русского архиерея, и скрыли многие другие стороны архиерейской
жизни.
Невозможно согласиться, будто все странности, которые рассказываются об
архиереях, напущены ими на себя произвольно, и я хочу попробовать сказать
кое-что в _защиту_ наших владык, которые не находят себе иных защитников,
кроме узких и односторонних людей, почитающих всякую речь о епископах за
оскорбление их достоинству.
Из моего житейского опыта я имел возможность не раз убеждаться, что
наши владыки, и даже самые непосредственнейшие из них,
по своим
оригинальностям, отнюдь не так нечувствительны и недоступны воздействиям
общества, как это представляют корреспонденты. Об этом я и хочу рассказать
кое-что, в тех целях, чтобы отнять у
некоторых обличений их очевидную
односторонность, сваливающую непосредственно все дело на одних владык и не
обращающих ни малейшего внимания на их положение и на отношение к ним самого
общества. По моему мнению, наше общество должно понести на себе самом хоть
долю укоризн, адресуемых архиереям.
Как бы это кому ни показалось парадоксальным, однако прошу внимания к
тем примерам, которые приведу в доказательство моих положений.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Первый русский архиерей, которого я знал, был орловский - Никодим. У
нас в доме стали упоминать его имя по тому случаю, что он сдал в рекруты
сына бедной сестры моего отца. Отец мой, человек решительного и смелого
характера, поехал к нему и в собственном его архиерейском доме разделался с
ним очень сурово... Дальнейших последствий это не имело.
В доме у нас не любили черного духовенства вообще, а архиереев в
особенности. Я их просто боялся, вероятно потому, что долго помнил страшный
гнев отца на Никодима и пугавшее меня заверение моей няньки, будто "архиереи
Христа распяли". Христа же меня научили любить с детства.
Первый архиерей, которого я узнал лично, был Смарагд Крижановский, во
время его управления орловскою епархиею.
Стр.1